Алалия: коррекция, причины, симптомы, признаки
Содержание:
Обследование детей с алалией
В каждом конкретном случае алалия протекает по-своему. Но чтобы определить, есть ли у ребенка серьезные проблемы с речью, следует знать нормы речевого развития. Как правило, в 2 месяца у малыша появляется характерное гуление, а в 3-4 месяца — лепет. Первые слова ребенок должен произносить в 6-8 месяцев, а к году строить целые фразы. Если к 2-м годам словарный запас малыша составляет несколько слов, речь непонятна и носит бессвязный характер, то впору бить тревогу и отправляться к врачу: возможно, у ребенка речевая алалия. Выявление ее на ранней стадии благоприятно скажется на последующей коррекции.
Дети с алалией обязательно нуждаются в консультации таких специалистов, как детский невролог, отоларинголог, логопед, психолог.
Неврологическое обследование ребенка при алалии необходимо для того, чтобы выявить и оценить характер и степень повреждения головного мозга. При этом ребенку могут рекомендовать эхоэнцефалографию, ЭЭГ, МРТ головного мозга, рентгенографию черепа. Чтобы при сенсорной алалии исключить тугоухость, необходимо провести отоскопию, аудиометрию и другие исследования слуха.
Нейропсихологическое обследование пациента с алалией заключается в диагностике слухоречевой памяти. Обследование у логопеда при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза, а также особенностей раннего развития ребенка
При этом особое внимание нужно обратить на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ребенка при алалии (лексико-грамматического строя, импрессивной речи, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики) осуществляется по схеме обследования при общем недоразвитии речи
Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с дизартрией, тугоухостью, олигофренией, аутизмом.
Описание болезни и ее разновидностей
Алалия не развивается беспричинно, обычно у заболевшего повреждены речевые мозговые центры. Выделяют три вида алалии в зависимости от зоны поражения участка мозга: сенсорная, моторная, сенсомоторная.
Моторная алалия – патология развития экспрессивной речи. Малыш затрудняется обучаться основным навыкам речи – грамматике, значениям слов, хотя чужую речь может воспринимать правильно. Он понимает другого при обращении к нему, однако сам не говорит, либо произносит отдельные звуки, не в состоянии отразить своих эмоций и мыслей.
Патология развивается по принципу расстройства аналитико-синтетической функции речедвигательного анализатора. Базовой причиной возникновения алалии считается патология центра Брока и прилегающих к нему проводящих путей.
Кроме того, на развитие болезни может влиять:
- Возраст обнаружения данного заболевания;
- Общее развитие малыша;
- Степень поражённости участков мозга;
- Занятия родителей с ребёнком.
Малыш может долго молчать, но в скором времени речь развивается быстрыми темпами, задержки особенно ни влияют. Бывает и по-другому: младенцем он много гулит, произносит отдельные слова, однако не способен составить длинных предложений.
Симптомы алалии можно делить на речевые и неречевые. В целом же выделяют такие признаки:
- Недостаток концентрации и сосредоточенности
- Маленький запас слов для конкретного возраста
- Задержка в развитии речевого аппарата к 5-7 годам
- Общее низкое интеллектуальное развитие
Малыш не в курсе самых основных понятий, у него тормозится развитие словарного запаса, он не может точно выразить свою мысль и потребность. Специалисты установили, что мальчики страдают недугом в 2,5 раза чаще девочек. Общее же число дошкольников с алалией – 0,2-0,6%.
Второй вид – сенсорная алалия. Она означает затруднённое понимание ребёнком речи, малыш не усваивает слова и их значение, не может понять смысл фразы. Но при этом может учиться говорить. При этом виде заболевания страдает интеллект, обучаемость заметно снижена, потому вероятно развитие умственной отсталости.
Сенсорную алалию отличают следующие симптомы:
- Эхолалия – малыш повторяет сказанное за другими,
- Ребёнок порой редко молчит, постоянно выдаёт звуки,
- У больного сливаются слова и фразы в единую бессвязную речь.
Моторная и сенсорная алалии похожи, поскольку в том и другом случае задет определённый участок коры головного мозга, оба вида подразумевают речевые нарушения детей.
Отличие в том, что при моторной алалии малыш понимает собеседника, но не в состоянии выразить это словами, а при сенсорной обратная ситуация – он может воспроизводить какие-то слова, однако совершенно не осознать их смысл.
Сенсорно-моторный вид алалии включает отдельные признаки вышеназванных типов, при котором также нарушены речевые способности.
Диагностические мероприятия
Каждый ребенок с признаками алалии должен пройти комплексное обследование у логопеда, оториноларинголога и невролога. Детский невролог должен оценить степень и характер повреждения ЦНС, так как это определяет прогноз на выздоровление. Головной мозг исследуется с помощью следующих методов:
- Электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая изучить электрическую активность отдельных участков коры головного мозга и выявить патологические изменения в ней. Аппараты для проведения ЭЭГ имеются во всех поликлиниках и неврологических отделениях, что позволяет применять данный вид диагностики для всех детей.
- Эхоэнцефалография, заключающаяся в ультразвуковом исследовании структур головного мозга. Процедура позволяет оценить расположение основных отделов ЦНС и выявить их смещение.
- Прицельная рентгенография черепа. Используется для изучения состояния костных структур. При гидроцефалии на рентгене отмечаются характерные изменения в виде появления вдавлений в результате повышения внутричерепного давления.
- Компьютерная или магнитно-резонансная томография необходима для структурной оценки головного мозга. Наибольшей точностью обладает МРТ, позволяющая получать изображения с высоким уровнем детализации.
- Аудиометрия и отоскопия используются для дифференциальной диагностики с тугоухостью.
Предупредить развитие алалии у ребенка можно благодаря комплексу профилактических мер:
- родители ребенка должны отказаться от вредных привычек − табакокурения, употребления спиртных напитков, наркомании;
- перед беременностью следует пройти прегравидарную подготовку, направленную на выявление у женщины заболеваний, в том числе инфекционного характера, которые могут негативно сказаться на внутриутробном развитии плода;
- в период беременности следует избегать острых инфекционных заболеваний, а также обострений их хронических вариантов;
- при приеме медикаментозных препаратов беременная женщина должна проконсультироваться с врачом акушером-гинекологом по поводу их использования во время вынашивания ребенка;
- необходимо своевременно проходить все обследования, в том числе, направленные на выявление состояния плода;
- после рождения необходимо регулярно разговаривать и заниматься с ребенком с первых дней его жизни;
- при задержке психического и моторного развития необходимо сразу же обратиться к лечащему врачу.
Подобные профилактические рекомендации позволяют обеспечить нормальное развитие нервной системы ребенка, а также своевременность освоения им моторных и речевых навыков.
Алалия − речевая патология, характеризующаяся недостаточным развитием моторного либо сенсорного компонента речи. Она характеризуется комплексным нарушением речевой функции: страдает грамматика, фонетика и словарный запас. Своевременное обращение к специалистам позволяет выявить причину алалии и подобрать комплексные меры для ее устранения.
Прогноз на выздоровление
Чаще всего коррекционная работа приносит хорошие результаты. Прогноз на выздоровление при моторной алалии, если рано начата реабилитация, благоприятный. За год работы ребенок учится правильно говорить и по мере становления речи интеллектуальное отставание, если оно развилось, постепенно исчезает. Менее благоприятный прогноз при сенсорной алалии, которая требует более длительной коррекции, а сенсомоторная — это самый тяжелый речевой дефект и полное восстановление речи проблематично.
Результат лечения при последних формах зависит от нескольких факторов: наличие психосоматических расстройств и степень поражения речевого центра (головного мозга). При данной патологии вопросы инвалидности решаются в возрасте 5 лет. Сама, как таковая, алалия — это не основание для определения инвалидности. Инвалидность устанавливается при наличии стойких психических расстройств, которые не поддаются коррекции. Например, умственная отсталость даже легкой степени — показание к определению инвалидности. При тяжелой моторной алалии и задержке психического развития тем более показана инвалидность. Все эти вопросы должен решать психиатр.
Причины моторной алалии у ребенка
Развитие моторной алалии происходит вследствие повреждений моторных центров речи в головном мозге.
В зависимости от времени воздействия травмирующего фактора различают:
- Пренатальные факторы — те, которые влияют на плод. В эту группу относятся инфекционные болезни женщины во время беременности (особенно опасны краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), сахарный диабет, токсикоз, несовместимость плода и матери по резус-фактору, гипоксия. Причиной поражения головного мозга могут быть также сильный стресс, физическая травмы женщины, прием лекарственных препаратов, которые противопоказаны в этот период, прием алкоголя и наркотических веществ, курение;
- Интранатальные факторы — те, которые воздействуют в период родов. К таким относятся родовые травмы головного мозга и асфиксия. Эти факторы приводят к гибели нейронов. Негативно сказываются стимуляция родов, стремительные роды, применение акушерских щипцов, преждевременное излитие вод, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповины;
- Ранние постнатальные факторы. В эту группу относят черепно-мозговые травмы, менингиты, энцефалиты, новообразования головного мозга, возникшие в первый год жизни ребенка. Повлиять могут также инфекционные заболевания, анемия, рахит, гипотрофия. Особую роль играют недостаток общения, внимания со стороны родителей, эмоциональные потрясения в раннем возрасте (разлука с мамой, например).
Характерна особенность: чем раньше и длительнее воздействовал негативный фактор, тем выраженнее моторная алалия, серьезнее последствия и сложнее прогноз
Подходы к лечению
Коррекция алалии проводится комплексно. Связано это с тем, что отдельные типы лечения не способны улучшить состояние головного мозга. В связи с этим, все дети с заболеванием нуждаются в психолого-медико-педагогических мероприятиях. Для этого рекомендуется перевести их из общих ДОУ в специализированные, а также проводить коррекцию в специальных центрах и санаториях.
Лечение алалии включает в себя применение лекарственных средств, обеспечивающих ускорение созревания нервной ткани и улучшение ее работы:
- ноотропы (Пирацетам, Глицин и др.), улучшающие обмен веществ в нейронах и обеспечивающие повышение их функциональных свойств, требуют длительного использования в виде курсов с возможностью их повторения при необходимости;
- нейропротекторы (Кортексин и его аналоги) — данный класс медикаментов обеспечивает защиту нервной ткани от внешних и внутренних патогенных факторов, ускоряет созревание нейронов и положительно сказывается на их работе;
- препараты, улучшающие мозговое кровообращение и метаболизм в структурах нервной системы (Церебролизин, Актовегин и пр.) — положительно действуют на головной мозг, улучшая его работу и способствуя формированию двигательных и психологических навыков.
При использовании любых медикаментозных препаратов, важно помнить о том, что все они обладают определенными показаниями и противопоказаниями. В связи с этим, назначать их и определять дозировку и длительность лечения, должен только лечащий врач
Самолечение может привести к прогрессированию основной патологии и развитию побочных эффектов от лекарств.
Улучшить созревание мозговых структур и развитие психомоторных навыков можно при использовании физиотерапевтических процедур: лазерного и магнитного воздействия, электрофореза, различных типов транскраниальной неинвазивной электростимуляции и пр. Указанные методы оказывают опосредованное воздействие на структуры головного мозга, улучшают в них процессы обмена веществ, кровоток и их функциональную активность
При устранении алалии большое внимание следует уделить коррекции сопутствующих нарушений памяти, мышления внимания, а также развитию общей и мелкой моторики
Логопедические мероприятия
Логопедическая работа должна включать в себя устранение дефектов во всех аспектах речи: фонетике, грамматике и лексике
Для детей с моторной формой заболевания важно стимулировать речевую активность, так как без нее невозможна коррекция алалии. Логопед и родители ведут активную работу по формированию активного и пассивного словарного запаса, выполняют упражнения на развитие фразовой речи и грамматики
Детям предлагают рассказывать истории о своей жизни, о недавних событиях, пересказывать услышанное и пр. При наличии обратной связи от логопеда это приводит к постепенной нормализации речевой функции. Задания на улучшение фонетики включают в себя большой спектр логопедических упражнений и массажа, позволяющего нормализовать тонус артикуляционных органов.
В лечении сенсорной алалии основная задача коррекции – обучение навыкам различать речевые и неречевые звуки. Это позволит дифференцировать отдельные слова, соотносить их с действиями и предметами в реальном мире и понимать их, а также целые предложения
Во время занятий внимание уделяется грамматическому строю речи, в связи с его важностью для понимания услышанного и для собственного произношения ребенком. Важно заниматься пополнением словарного запаса
Независимо от формы заболевания детей обучают письму и чтению в минимально возможном возрасте. Два этих навыка позволяют активно развивать речевые центры, фонетику, грамматику и лексикон, улучшая тем самым саму речь ребенка. Занятия проводят как специалисты-педагоги, так и сами родители.
Классификации алалии:
- моторная алалия;
- сенсорная алалия;
- смешанная алалия.
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.
Пример: Максим О. 4 года, диагноз «моторная алалия». Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи. Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п. Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать» заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так». Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги». В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.
Формы моторной алалии:
- афферентная моторная алалия;
- эфферентная моторная алалия.
Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам.
Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки. В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук.
Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.
Пример: Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»
Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».
Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.
Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.
Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу». В собственной речи наблюдается большое количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».
Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия». Таким образом, отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.
Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия.
Сенсомоторная алалия: с чем связано недоразвитие речи у детей?
Сенсомоторная алалия может развиться в антенатальном, интранатальном и раннем периоде развития ребенка (до трехлетнего возраста). Соответственно, конкретные провоцирующие факторы напрямую связаны с процессом формирования и роста детского организма в разные этапы его жизни.
В антенатальном или интранатальном периоде, болезнь может развиться на фонетаких факотров:
- Угрозы самопроизвольного прерывания беременности (выкидыша);
- Внутриутробного инфицирования микроорганизмами TORCH-комплекса;
- Длительной и тяжелой гипоксии плода (такое нарушение может быть связано не только с акушерскими патологиями, но и с экзогенными факторами, как курение матери и т.п.);
- Сильными токсикозами;
- Падениями беременной женщины, сопряженными с травматизмом плода;
- Соматическими заболеваниями будущей мамы в хронической форме (в данную категорию можно отнести гипотонию, гипертензию, сердечную недостаточность и прочие системные патологии постоянного типа).
Прогнозы сенсомоторной алалии у ребенка во многом зависят от того, насколько рано было обнаружено расстройство. Из списка причин, провоцирующих проблему, напрашивается вывод, что каждая беременная должна беречь себя в процессе вынашивания плода и обращаться за своевременной адекватной помощью при наличии каких-либо проблем со здоровьем.
Развитие осложненной, сенсомоторной алалии с аутичными чертами может возникнуть и в перинатальном периоде, т.е. при родоразрешении. Обычно патологические процессы в данном случае связывают с внутричерепными родовыми травмами, недоношенностью и асфиксией новорожденных.
Нарушения в коре головного мозга также часто возникают на фоне слишком скоротечных, стремительных естественных родах, или в противоположном случае, когда женщина рожает слишком долго. Реже это происходит при использовании инструментального акушерского пособия (включая родоразрешение путем кесарева сечения).
Если говорить о развитии расстройства в первые годы жизни малыша, его могут спровоцировать:
- Менингиты;
- Энцефалиты;
- ЧМТ.
Также к причинам поражений речевого центра принято относить хронические соматические заболевания, приводящие к гипотрофии, или истощению центральной нервной системы. Некоторые медики убеждены, что алалия может быть связана с семейным анамнезом, то есть наследственной предрасположенностью ребенка. Также патология может развиться на фоне частых и затяжных заболеваний в младенческом возрасте, коими могут стать даже «безобидные» ОРВИ. Нередко нарушение развивается на фоне затяжного рахита или пневмонии.
Не последнее место в провоцирующих факторах занимают оперативные вмешательства в организм ребенка, осуществляемые при помощи общего наркоза.
Хотя расстройство и не связано с общей умственной отсталостью, неблагоприятная социальная обстановка в семье ребенка играет в его развитии решающую роль. Грубо говоря, педагогическая запущенность и отсутствие речевых контактов дают серьезный толчок к стремительному прогрессированию болезни.
Алалия у детей – симптомы, прогнозы
Признаки алалии у детей индивидуальны. В каждом случае, педиатр выделяет ряд типичных симптомов и проводит диагностические процедуры. На начальном этапе обследования специалист обязательно проверяет реакции ребенка. Он анализирует реакцию малыша на обращение к нему, реакцию на жестикуляцию и попытки завести диалог. Если в какой-то момент у ребенка происходит задержка ответа, то врач ставит диагноз алалия, у детей при этом назначается индивидуальное лечение.
Симптоматика зависит от вида заболевания и степени отклонений, но существуют общие симптомы:
- проблемы с мелкой моторикой;
- нарушения вестибулярного аппарата;
- сложности с координацией движений;
- заикание.
Моторная алалия у детей – признаки
Моторная алалия у детей (экспрессивная) – это неспособность складывать буквы в слова из-за двигательных нарушений. Ребенок просто не может овладевать языковыми операциями из-за недоразвитости речевых органов. Такие дети умеют шевелить языком и облизывать мороженное, но выполнить просьбу родителей и поднять язык наверх к небу, малыш не может. Дети с моторной алалией речь взрослых понимают, но из-за проблем с речевым аппаратом не могут выражать свои мысли словами. На фоне заболевания развивается отставание в интеллектуальном развитии.
Моторная алалия делится на 2 типа:
- Эфферентная. Здесь болезнь проявляется из-за заторможенности развития центра Брока (задней нижней части в лобной доле).
- Афферентная. В этом случае имеет место дисфункция нижнего теменного сегмента, располагающегося в левом полушарии.
Чем отличается речь ребенка с моторной алалией и каковы симптомы заболевания:
- ребенок поздно начинает произносить первые слова (примерно в возрасте 4 лет);
- словарный запас очень мал;
- заметна плохая координация движений;
- у малыша не получается построить предложение правильно и склонять слова по падежам;
- наблюдаются отклонения в поведении (гиперактивность, малоподвижность или невнимательность);
- ребенок становится замкнутым и агрессивно реагирует на проявление внимания.
Сенсорная алалия у детей – признаки
Сенсорная алалия у детей – это заболевание, лечить которое необходимо при первых признаках. Сенсорный тип расстройства характеризуется поражением коры головного мозга в той части, которая отвечает за анализ речи. Ребенок не может ассоциировать звуковое обозначение с образом, представленным визуально перед ним. Говоря проще, малыш просто не понимает речь, хотя прекрасно ее слышит.
Чем отличается речь ребенка с сенсорной алалией, и как выглядят ее симптомы:
- ребенок постоянно говорит, но из-за несвязной речи никто не может его понять;
- малыш плохо воспринимает речь;
- постепенно прогрессирует интеллектуальная недоразвитость;
- ребенок меняет местами буквы в самых простых словах;
- соединяет несколько слов в одно;
- проявляются противоречивые стороны характера – импульсивность граничит с подавленностью, а замкнутость с активностью;
- у малыша не получается мысленно подбирать названия предметам окружающим его.
Сенсомоторная алалия у детей – признаки
Сенсомоторная алалия у детей – это смешанный тип заболевания, считающийся самым серьезным и опасным. При такой форме патологии малыш не только не понимает, что говорят ему родители или сверстники, но также не может разговаривать сам. Алалия у детей в этом виде характеризуется поражением сенсомоторной области коры головного мозга. Патология поддается лечению, но здесь необходим комплексный подход, и чем раньше родители заметят отклонения от нормы, тем более эффективным окажется лечение.
Признаки сенсомоторной алалии у детей:
- ребенок до 3-х лет не говорит ни слова;
- наблюдаются нарушения в области социальной адаптации;
- малыш боится громких звуков;
- имеются трудности в формировании речи, в том числе подмена букв в простых словах;
- скудный словарный запас;
- сложное понимание обращенной к ребенку речи.
Степени тяжести алалии
Степени недоразвития речи подразделяются на 2 вида:
- Легкая. При такой степени тяжести необходимо пригласить логопеда и выполнять все домашние задания. Отклонения быстро корректируются, и ребенок научится ухаживать за собой и говорить.
- Тяжелая. Эта степень характеризуется грубыми поражениями центров речи в мозге. Лечение включает в себя медикаментозную терапию, но даже при комплексном подходе улучшения наступают крайне редко.