Сенсомоторная алалия — симптомы и лечение

Формы моторной алалии

Существует две разновидности этого дефекта:

Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.

В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.

Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.

Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.

Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.

Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.

Особенности

В легких случаях сенсорной алалии ребенок хорошо понимает отдельные слова взрослых и даже некоторые фразы. Двусмысленные фразы они понимают только в одном контексте, а собственные мысли выражают достаточно понятно. Но если взрослые вдруг решают усложнить фразу, или поменять в ней порядок слов, у детей начинаются проблемы. Более тяжелые формы алалии доставляют детям и их родителям серьезные неприятности. Любые слова не вызывают у ребенка никакой ответной реакции, так как головной мозг не воспринимает их как раздражители. Это значит, что ребенок совсем не понимает взрослых, и говорить им что-либо в ответ тоже не спешит. В некоторых случаях дети начинают понимать смысл сказанного только после того, как проговорят эту фразу самостоятельно.

Примерно 70% детей с диагнозом алалия не имеют каких-либо проблем со слухом, а у оставшихся 30% данная патология связана с нарушением развития органов слуха. Как ни странно, второй случай лечить легче, так как после возврата нормального слуха ребенок быстро догоняет сверстников в развитии. Гораздо труднее помочь детям, у которых слух в норме. В разные периоды времени ребенок может то слышать, то не слышать звуки одинаковой громкости и частоты, так как это зависит от состояния его головного мозга. Развивающие занятия с ним проводить при этом тяжело, так как ребенок быстро утомляется от звуковых раздражителей и не реагирует на указания врача или воспитателя.

Еще один симптом сенсорной алалии – гиперакузия – то есть повышенная чувствительность к другим звукам, не связанным с речью. Даже здоровым взрослым людям бывает неприятно слышать, к примеру, движение стеклореза по стеклу, а у детей с алалией таких раздражителей еще больше. В раннем возрасте, когда ребенок часто плачет и кричит, это можно списать просто на дискомфорт, который вызывается громкой музыкой или другими раздражителями. Но если довольно большой ребенок при некоторых звуках начинает плакать, затыкать уши, впадать в панику и убегать из комнаты, его нужно показать специалисту для обследования.

При сенсорной алалии у ребенка страдают функции памяти. Это выражается в том, что он не может соотнести произнесенное слово с предметом (вспомнить его образ или, наоборот, назвать предмет при виде его). Нарушается фонематическое восприятие; ребенку нужно повторить слово более 20 раз, чтобы понять и запомнить его. Если же используются близкие по звучанию, но разные по значению слова (омонимы), то ребенок так и не сможет понять, о чем именно идет речь.

Голос у детей, страдающих алалией, отличается звонкостью, однако окружающим он кажется «мертвым». Речь такого ребенка носит механический характер; она отличается многочисленными ошибками в ударениях, перестановкой слов во фразах и заменой отдельных слогов

Внимание детей рассеяно, им трудно сконцентрироваться на выполнении какого-либо задания, при этом ведут они себя беспокойно и суетливо. При этом на изменения интонации и громкости голоса дети реагируют хорошо, а сами в общении со сверстниками и взрослыми активно используют жесты

Более того, при легких формах сенсорной алалии дети могут говорить вполне плавно и свободно, однако они испытывают проблемы с подбором нужных слов, расстановкой ударений и выборе интонации. На фоне непонимания со стороны окружающих, и в особенности – других детей, у них развиваются психические расстройства и появляются задержки в интеллектуальном развитии.

Этапы формирования устной речи

Дети, которым установлен диагноз «моторная алалия», приходят к логопеду с различной степенью речевого недоразвития. Одни дети к 2-3 годам осваивают первые слова, а к 3-4 – первые фразы, другие и в 4-5 лет не могут произнести ни звука, то есть страдают от полного отсутствия речи. Такое расхождение требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком. При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.

Основные этапы коррекции моторной алалии:

  1. Однословное предложение.
  2. Первые формы слов.
  3. Двухсоставное предложение.
  4. Предложение из нескольких слов.
  5. Расширение объема предложения. Сложное предложение.

Эта система работы предложена коллективом авторов в лице Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой — известными специалистами в области логопедии и дефектологии.

Материал дается с постепенным усложнением, начинается с освоения первых слов и заканчивается построением развернутой фразы. В основу методики положена такая единица речи, как предложение.

Выдающийся лингвист А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет отдельную роль. …оно является основной единицей речи, как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде освоения предложений различных типов».

Классификация

По локализации патологии мозговых структур различают следующие формы:

  • Моторная алалия (синоним «экспрессивная»).
  • Сенсорная (синоним «импрессивная»).
  • Сенсомоторная.
  • Оптическая (выделяется не во всех классификациях и многими авторами не признается).

Выделяются следующие этапы становления речи:

  • Доречевой период — это время до 1 года.
  • Начальный речевой — возраст до 2-х лет.
  • Развитие внутренней речи (импрессивной) — возраст 2-3 года, ребенок набирает символы речи.
  • Развитие внешней речи (экспрессивной) — возраст 3-4 года, происходит понимание ребенком и воспроизведение слов и предложений, то есть формируется фонетика и грамматика.
  • Завершение формирования речи — возраст 4-5 лет, когда происходит становление фонетики и грамматики.
  • При правильном речевом воспитании в 5-6 лет завершается развитие речевой системы.

Моторная алалия характеризуется нарушением воспроизведения речи. Моторная алалия связана с нарушением функции рече-двигательного анализатора. Дети с такой патологией развиваются нормально, понимают речь, но не могут говорить или очень поздно начинают произносить отдельные «смазанные» слова. Заподозрить эту патологию можно с одного года жизни малыша. В речи детей возможна замена звука на другой, выпадение звуков, навязчивое воспроизведение слов и нарушается смысл самой речи. У таких детей резко ограничен запас слов. Из-за нарушений структуры слова речь малыша понимают только близкие. Моторные алалии бывают афферентные и эфферентные. Афферентная развивается при патологии в афферентной (моторной) части рече-двигательной системы. Это проявляется нарушением собственного ощущения тела, именно костно-мышечного ощущения.

Ребенок, когда воспроизводит слова, плохо координирует движения органов речи. Эфферентная возникает при повреждении (недоразвитии) премоторных зон. При этом страдает включение и переключение при речевом акте. Проявляется это тем, что первично у ребенка нарушается формирование речи, резкое ограничен словарный запас, нарушается структура слов. Речь такого ребенка понимают только родители.

Сенсорная алалия связана с нарушением речеслухового анализатора. Это тяжелое языковое расстройство, поскольку ребенок не понимает речи окружающих, так как у него недоразвита зона гностического анализатора. У детей сохранен слух и есть способности к активной речи, однако существует разрыв между звучанием и значением слов. Дети не понимают речь, поэтому возникают и другие нарушения — затрудненные контакты с людьми и задержка умственного развития. Такие дети пытаются общаться взглядами и жестами. Данную патологию можно заподозрить в 6-8 месяцев. Сначала родители могут заподозрить снижение слуха у ребенка, поскольку он никак не реагирует на звуки и речь. Отличить таких детей от слабослышащих можно проведя эксперимент — увеличение громкости речи не влияет на реакцию и понимание этой у ребенка. У детей более старшего возраста отмечается невнимательность к звукам, поэтому коррекционная работа с ними затруднена: они могут совсем не реагировать на звук, с трудом заучивают слова и запоминают их. Их словарь медленно обогащается.

Сенсомоторная алалия является комбинированной патологией и возникает при недоразвитии двух анализаторов гностического и кинестетического. Это самая тяжелая форма, поскольку нарушено и понимание речи, и говорение. Интеллект у таких детей первично сохранен. Детей с сенсомоторной алалией путают с аутистами

Работа начинается с сенсорного компонента — важно научить понимать речь, а после этого и воспроизводить ее. На понимание речи может уйти более полугода, а потом приступают к работе с моторным компонентом

Коррекция данной патологии длится в 2 раза дольше, чем отдельно взятой моторной и сенсорной алалии. Многие дети имеют нарушение моторной речи вторично.

Оптическая алалия возникает при недоразвитии теменных зон. Связана она с нарушением пространственного анализа и синтеза. У ребенка отмечается первичное недоразвитие внутренней речи, бедность запаса слов, не формируются падежные окончания.

Классификация и симптомы алалии

Учеными было придумано несколько классификаций этого заболевания. В основе каждой из них лежит отдельный фактор систематизации: зона поражения мягких оболочек, степень прогрессирования болезни, принцип развития заболевания. Но чаще всего используют систему ученого В.А. Ковшикова. Она считается универсальной и может дополняться другими только для получения полной картины диагноза. Анализируя данную систему, стоит выделить три ее составляющие: сенсорную, моторную и смешанную алалию.

Симптомы моторной алалии

Если прослеживается признак моторной патологии, то характерными будут не только речевые ее проявления, но и нарушения в деятельности нервной системы. Очень часто родители отмечают плохую моторику рук: ребенок не может держать мелкие предметы, завязывать шнурки, складывать пазлы. Помимо этого такие дети имеют плохую память. Они рассеяны, забывчивы и часто раздражаются по мелочам. Малыш, у которого наблюдается моторный вид алалии, очень быстро устает и выглядит слегка заторможенным. Если проблемой заняться вовремя, то эти проявления можно устранить.

Симптомы сенсорной алалии

Пациент, который страдает таким видом заболевания хоть и с трудом, но все-таки поддается терапии. Он лишен способности членораздельно разговаривать, но при этом может воспринимать речь на слух и осознавать ее. При наличии сенсорной патологии, симптомы алалии у детей будут следующими:

  • высокая чувствительность органов слуха к слишком резким и громким звукам;
  • повышенная речевая активность, несмотря на то, что речь составляет собой набор несвязанных между собой звуков;
  • частое повторение слов и отдельных фонем за окружающими людьми, нередко перерастающее в навязчивую форму;
  • общение осуществляется при помощи мимики или активной жестикуляции;
  • восприятие речи и ее понимание часто зависит от ситуации и эмоционального равновесия;
  • плохое распознавание паронимов или созвучных словосочетаний;
  • высокая отвлекаемость и отсутствие интереса со стороны ребенка, имеющего сенсорный вид алалии.

Смешанная симптомы

Если диагностировали смешанный тип алалии, который также часто называют тотальным, то им стоит заниматься с малышом особенно усердно. Дело в том, что ребенок с данной формой патологии во всех случаях не может воспроизводить речь в любом ее проявлении. Кора головного мозга, отвечающая за формирование слогов, отдельных слов, предложений, полностью поражена

Важно понимать, что пациент не только не может говорить, но также не понимает того, что говорят ему окружающие. По сравнению с двумя предыдущими видами патологии, этот лечить очень сложно, ведь у него явно прослеживается умственная отсталость

Виды алалии

При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.

Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.

При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.

В медицинской практике встречаются две формы алалии у детей:

  • Моторная алалия сопровождается органическим поражением коркового отдела речедвигательного анализатора. При таком диагнозе у ребенка возникают проблемы с развитием собственной речи, но понимать разговор чужих людей ребенок в состоянии. Поражение мозгового центра Брока приводит к тому, что моторная алалия может проходить несколько уровней: первый уровень характеризуется полным отсутствием понимания обращенной речи;
  • на втором уровне у ребенка наблюдаются некоторые особенности речи;
  • для третьего уровня свойственна речь с большим количеством грамматических ошибок.

При сенсорной алалии у ребенка происходит недоразвитие импрессивной речи, то есть происходит разрыв между звуковой оболочкой слова и его смыслом. При таком виде патологии возникает нарушение понимания обращенной к ребенку речи, однако, при этом наблюдается сохранный слух и способности к развитию активной речи. Основной причиной развития сенсорной алалии является поражение коркового конца центра Вернике и его проводящих путей.

Заметить появление симптоматики сенсорной алалии можно уже с двух лет, когда отделы головного мозга ребенка становятся более-менее развитыми и ребенок пытается сказать первые слова. Можно выделить некоторые наиболее яркие симптомы сенсорной алалии:

  • появление проблем с движением;
  • несформированность навыков самообслуживания;
  • сильная раздражительность;
  • заметное отставание в умственном развитии от сверстников;
  • общение с взрослым в основном проходит на уровне жестов;
  • возникают проблемы в проведении речевых операций.

Выделяют следующие виды алалии:

  1. Моторная алалия (экспрессивная)
  2. Сенсорная алалия (импрессивная)
  3. Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)

Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.

Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.

Моторная

Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.

Причины:

  • Внутриутробное органическое поражение головного мозга
  • Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.

Признаки нарушения:

  1. Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
  2. Расстройства поиска слов
  3. Нарушение слоговой структуры слов

Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.

Важные критерии диагностики алалии у детей:

  • Замедленный темп усвоения языка
  • Патологическое развитие языка
  • Сохранность слуха
  • Понимание обращенной речи

Сенсорная

Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого. Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.

При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.

Признаки нарушения:

  1. Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
  2. Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
  3. Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).

Диагностика алалии

Диагностику заболевания выполняет логопед и невролог; в некоторых случаях дополнительно требуется консультация психолога и ЛОР-а. Первый специалист оценивает степень поражения речевого аппарата и анализирует его функционирование. Врач уточняет характер родов, анализирует сроки речевого и психомоторного развития.

Невролог определяет какие есть нарушения в интеллектуальном развитии ребенка и устанавливает невротическую настроенность пациента. Чтобы оценить степень поражения головного мозга проводится ЭЭГ, МРТ головы и рентген черепа. Отоларинголог исследует слуховую функции при помощи аудиометрии и отоскопии.

Важно дифференцировать алалию от тугоухости, аутизма, олигофрении и других патологий, которые имеют схожую симптоматику

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него

Способы диагностики алалии

Комплексное обследование ребенка состоит из осмотра педиатра, логопеда, психолога, невролога, отоларинголога. При необходимости оценивают состояние здоровья матери в период беременности.

Для оценки состояния головного мозга применяют МРТ, ЭЭГ, эхоэнцефалографию. Методы безболезненны и не представляют опасности для ребенка. Обязательной является дифференциация сенсорной алалии с тугоухостью. Для этого проводят аудиометрию, отоскопию.

Задача диагностики состоит в определении характера и степени тяжести нарушений. Психолого-педагогическая экспертиза предоставляет заключение о познавательной сфере.

Классификация алалии

В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.

Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:

  • Моторная (экспрессивная).
  • Сенсорная (импрессивная).
  • Смешанная (сенсомоторная).

Экспрессивная алалия

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных)

При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию

Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.

Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.

Импрессивная алалия

Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.

Лучшие врачи по лечению алалии

9.1

Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории

Денисова Нелли Евгеньевна

Стаж 37
лет

Центр речи Каркуша на Бабушкинской

г. Москва, ул. Лётчика Бабушкина, д. 32, корп. 3

Бабушкинская
1 км

8 (495) 185-01-01

9.1

Логопед
Нейропсихолог

Ильичева Алина Николаевна

Стаж 13
лет

Ильичева Алина Николаевна

г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 25, стр. 1

Трубная
290 м

Цветной бульвар
450 м

Чеховская
900 м

8 (495) 185-01-01

8.7

Логопед
Врач высшей категории

Филаткина Мария Михайловна

Стаж 25
лет

ABC медицина на 1905 года

г. Москва, ул. 1905 года, д. 17

Улица 1905 года
290 м

Краснопресненская
1.4 км

ABC медицина в Ромашково

г. Москва, ул. Никольская, д. 10, ЖК Западное Кунцево

Молодежная
8 км

8 (499) 519-36-05

8 (495) 185-01-01

9.6

Логопед
Дефектолог
Врач высшей категории

Тисовская Юлия Александровна

Стаж 23
года

Кандидат психологических наук

Остеополиклиника на Татарской

г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 7, корп. 4

Новокузнецкая
580 м

Третьяковская
780 м

Третьяковская
820 м

8 (495) 185-01-01

8.6

Логопед

Буканова Наталия Юрьевна

Стаж 23
года

Юсуповская больница на Нагорной

г. Москва, ул. Нагорная, д. 17, корп. 6

Нагорная
1 км

8 (499) 116-77-09

8

Психолог
Логопед
Дефектолог

Прохорова Надежда Олеговна

Стаж 11
лет

Клиника доктора Бассэ

г. Москва, Нагатинская набережная, д. 14, к. 1

Коломенская
2.1 км

8 (495) 185-01-01

8.6

Логопед

Сафонова Наталья Викторовна

Стаж 15
лет

Центр нейрореабилитации Апрель

г. Москва, ул. Нижегородская,, д. 32, стр. 4

Римская
1.4 км

8 (495) 185-01-01

Список литературы

  1. Бадалян Л. О. Детская неврология. — М.: Высшая школа, 2013. — 608 c.

  2. Гаврилова Т. А., Гаврилов А. П., Левин А. В. Микротоковая рефлексотерапия в детской неврологической практике / Учебно-методическое пособие для врачей. — Самара, 2019. — С. 47.

  3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб.: Детство-Пресс, 2007. — 472 с.

  4. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. — М.: Академия, 2009. — 272 с.

  5. Долганюк Е. В., Конышева Е. А., Васильева И. И., Касаткина М, Е. и др. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. — СПб.: Детствопресс, 2017. — 144 с.

  6. Дуус П. Топический диагноз в неврологии. — М.: ИПЦ Вазар-Ферро, 1995. — 381 с.

  7. Живолупов С. А., Самарцев И. Н. Нейропластичность: патофизиологические аспекты и возможности терапевтической модуляции // Журнал неврологии и психиатрии. — 2009. — № 4. — С. 78-85.

  8. Жирмунская Е. А. Клиническая электроэнцефалография (цифры, гистограммы, иллюстрации). — М.: Вега-Принт, 1993. — 33 с.

  9. Заваденко Н. Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции / Методическое пособие для врачей. — М.: Соверо пресс, 2005. — 64 с

  10. Зыков В. П. Лечение заболеваний нервной системы у детей. — М.: Триада-X, 2009. — 190 с.

  11. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 96 с.

  12. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. — М.: АРКТИ, 2000. — 124 с.

  13. Новикова Е. В. Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. Часть 1. — М.: ГНОМ и Д, 2012. — 496 c.

  14. Одинак М. М. Топическая диагностика заболеваний и травм нервной системы. — СПб.: ДЕАН, 1997. — 216 с.

  15. Петрухин A. C. Клиническая детская неврология / Руководство. — М.: Медицина, 2008. — 1088 с.

  16. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / Учебное пособие для высших учебных заведений. — М: Академия, 2002. — 232 с.

  17. Солдаткина Ф. И., Фридман В. Л., Скибина О. Г. О диагностике нарушений слуха методом регистрации стационарных слуховых вызванных потенциалов // Российская оториноларингология. — 2009. — № 6 (43). — С. 104-106.

  18. Уханова Т. А., Крюков Н. Н., Левин А. В., Гаврилов А. П. Микротоковая рефлексотерапия в восстановительном лечении пациентов с резидуально-органическим поражением ЦНС и детским церебральным параличом // Медицинская технология ФС № 2010/031 от 24 февраля 2010.

  19. Уханова Т .А., Горбунов Ф. Е., Иванова В. В. Лечение речевых расстройств при детском церебральном параличе сочетанием рефлексотерапии с кортексином // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2011. — Т. 111, № 8. — C. 19-22.

  20. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004. — 68 с.

  21. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей / Пособие по диагностике речевых нарушений. — М.: АРКТИ, 2005. — 239 с.

  22. Madzhidova Y., Abdullaeva V., et al. Characteristic and Identification of Autism Spectra Disorders in the Conditions of Primary Health Care in Children of Early Age // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. — 2020; 24: 845-851.

  23. Ukhanova T. A., Gavrilov A. P. Neue formen der rehabilitation der kinder mit einer infantilen zerebralparese (IZP) unter der Anwendung von einer mikrostromreflexotherapie // Internationaler Kongress Fachmesse. — Hannover, 2011. — Р. 163-166.

Лечение алалии

Так как данное заболевание является системным, то и подход к коррекции алалии должен быть комплексным. Терапевтические мероприятия включают в себя медикаментозное лечение, физиотерапию (электрофорез, магнитотерапия, водолечение, лазеротерапия, электростимуляция мозга и так далее).

Помимо этого, в обязательном порядке проводится тренировка навыков речи под руководством опытного логопеда. Этот специалист не только учит малыша правильно говорить, но и проводит огромную работу по коррекции таких важных функций, как память, концентрация внимания и так далее.

При симптомах моторной алалии основной акцент делается на правильное произношение звуков, развитие навыков складывания слов в предложения, стимуляции речевой деятельности. Хорошие результаты дают занятия лого ритмикой и логопедический массаж.

При сенсорной алалии у детей специалист учит ребенка различать речь других людей, распознавать слова, связывать между собой визуальный образ предмета и его речевое обозначение.

Основными направлениями терапии алалии являются:

1. Медикаментозное лечение. Ребенку назначают лекарственные средства, которые стимулируют мозговое кровообращение. Кроме этого, малыш должен правильно и сбалансированно питаться. Дополнительно показан прием витаминов группы В (В12, В15).

2. Занятия с логопедом. Это основа терапии алалии. Занятия могут проводиться как в условиях специальной школы, так и в индивидуальном порядке. Для того чтобы достичь результата занятия должны быть продолжительными, систематическими, что требует большого терпения как от ребенка, так и от его родителей.

Занятия с логопедом при алалии

В результате напряженных занятий с логопедом качество речи ребенка начинает улучшаться. Он учится распознавать чужую речь, начинает правильно произносить отдельные слова и слоги, приобретает навыки увязывания визуального изображения предмета с его звуковым обозначением. Далее ребенок начинает правильно складывать слова в предложения, учится правильно ставить окончания.

Помимо занятий, направленных на коррекцию речи, специалист проводит с ребенком занятия, направленные на стимулирование мелкой моторики (собирание конструктора, лепка, рисование, вырезание и так далее).

Очень важно, чтобы дополнительно с ребенком занимались родители. Именно от них во многом зависит успех лечения

3. Рефлексотерапия. Суть данной методики заключается в раздражении электрическими импульсами нужных участков мозга для стимуляции их работы, что существенно облегчает обучение ребенка. Рефлексотерапию разрешено проводить детям в возрасте 9 лет и старше.

4. Физиотерапия. Назначается в зависимости от текущего состояния маленького пациента, проводится курсами. Может включать в себя лечение лазером, магнитотерапию, водолечение и целый ряд других методик.

5. Логопедический массаж. Дополняет другие методы терапии. С его помощью удается активизировать отдельные мышцы рта, которые отвечают за четкость и правильность произношения. Массаж должен делать опытный специалист. Процедура выполняется при помощи специального зонда или вручную. Помимо массажа речевые мышцы развивают при помощи специальных упражнений.

Терапия заболевания проводится в специализированных коррекционных центрах либо детских садах.

Характерные признаки речевого нарушения

Для сенсомоторной алалии характерно тяжелое расстройство артикуляции и понимания речи других людей. Обычно нарушение выявляют у дошкольников. В этом возрасте логопедическая коррекция наиболее эффективна и позволяет полностью восстановить речевые навыки. Дети, прошедшие лечение, смогут в будущем пойти в обычную общеобразовательную школу.

Главный признак сенсомоторной алалии – неправильное восприятие произносимых другими людьми слов без патологий слуха. Такой ребенок либо вообще не воспринимает обращенную к нему речь, либо реагирует на нее неадекватно. При этом малыш способен различить шумы – постукивания, шорох, скрип. При этом реагирование не зависит от громкости шума. Часто дефект сопровождается эхолалией – неосмысленным повторением звукосочетаний или слов. Вместо ответа на поставленный вопрос, ребенок просто повторит его.

При сенсомоторной алалии отмечается ослабление фонематического слуха – умения различать и воспринимать звукосочетания и слова. Словарный запас (и активный, и пассивный) у таких детей сильно ограничен. Они используют слова только в именительном падеже, а их фразы отличаются аграмматичностью.

Дошкольники путают слова, заменяя их схожими по произношению. Труднопроизносимых фонем они стараются избегать. Часто это приводит к появлению заикания или задержке умственного развития.

Легкая форма дефекта проявляется в применении коротких двухсложных фраз, измененной последовательности звуков. Но в целом можно понять, что говорит ребенок. При тяжелой форме малыш способен бессознательно копировать звуки или слова, сопровождая свою речь мимикой и жестами. При этом к речевым присоединяются неврологические нарушения.

Сенсомоторную алалию относят к системным заболеваниям. Поэтому для нее, кроме специфических, – речевых, характерны и другие симптомы:

  • нарушение координации и мелкой моторики;
  • медлительность и неуклюжесть;
  • трудности в развитии навыков самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывания шнурков, расчесывания);
  • снижение концентрации внимания;
  • повышенная двигательная активность либо, напротив, – заторможенность и утомляемость (зависит от характера поражения клеток головного мозга);
  • недоразвитие способностей к произношению и восприятию речи других людей;
  • заикание и нарушение артикуляции;
  • скудный словарный запас.

Проявляется речевое расстройство на фоне неврологической симптоматики: повышенная речевая активность, при этом понять, что говорит малыш, невозможно, бесконечные бессвязные повторения звукосочетаний, пропуски слогов в словах, полное или ситуативное отсутствие понимания речи других людей, аутизм, тремор мышц.

Сопутствующие симптомы

Иногда у детей с алалией наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи

Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития.
При моторной алалии в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области

Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций.
У детей с сенсорной алалией наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector