Синдром дефицита внимания (сдвг) — симптомы и лечение

Основные симптомы СДВГ

К основным признакам патологии относятся:

  1. Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
  2. Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
  3. Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.

Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.

СДВГ – легкая недостаточность мозга

Чтобы ответить на все эти непростые вопросы, для начала нужно разобраться, что такое СДВГ, как оно диагностируется, какими симптомами проявляется и как лечится.
Итак, согласно определению американских врачей, СДВГ (англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder – ADHD) – это неврологическое и поведенческое расстройство развития, которое начинается в раннем детском возрасте и проявляется в виде трудностей концентрации внимания, гиперактивности и неуправляемой импульсивности. Согласитесь, что все эти симптомы можно приписать любому непоседливому малышу. Однако есть ряд существенных особенностей, указывающих на расстройства развития, а не только на характерные черты того или иного ребенка. Но об этом немного позже.
Светлана Куралина, медицинский психолог в одной из своих работ поясняет, что СДВГ – это «одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение». Проще говоря, СДВГ – это обратимое заболевание мозга, и такой диагноз не значит, что ваш ребенок умственно отсталый, наоборот, дети с СДВГ могут быть гораздо умнее и способнее своих сверстников.Статистика утверждает, что в России детей с СДВГ от 4 до 18% (в данном случае имеются ввиду поставленные диагнозы, сколько детей живет с СДВГ без лечения – социологи не вправе утверждать), в США – 4-20%, в Великобритании – 1-3%, в Италии – 3-10%, в Китае – 1-13%, в Австралии – 7-10%. При этом мальчиков с диагнозом СДВГ в 9 раз больше, чем девочек

Важно также и то, что СДВГ встречается не только у детей, но и у взрослых людей, по данным населения США это расстройство присутствует и 3-5% людей. Более половины детей, имеющих в детстве СДВГ, продолжают страдать им в более позднем возрасте

В 30-70% случаев симптомы СДВГ остаются с человеком на всю жизнь.
Заболевание чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек. Чем это обусловлено, специалисты не берутся утверждать. Так же точно неизвестна и причина возникновения СДВГ, однако существует ряд причин, которые, по мнению врачей, могут вызывать у новорожденных появление этого синдрома. В частности, ухудшение экологии, инфекции матери в период беременности, прием сильнодействующих лекарств в этот период, пищевые отравления женщины, находящейся в положении, алкоголь, наркотики, курение, сильные травмы и ушибы в области живота, иммунологическая несовместимость матери и плода (по резус-фактору), угроза выкидыша, хронические заболевания матери, нарушение родовой деятельности (преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом и кесарево сечение), родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие пуповиной и прочие нарушения, ведущие к травмам позвоночника ребенка, асфиксиям и мозговым кровоизлияниям). Также причинами возникновения СДВГ могут стать травмы позвоночника ребенка во время кесарева сечения, травмы в результате обучения сидеть до того, как ребенок начинает садиться сам, травмы в результате неправильного ношения в слинге, любые заболевания младенцев, сопровождающиеся высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств. Как факторы, нарушающие нормальную работу мозга, могут выступать астма, пневмонии, сердечная недостаточность и заболевания почек.
Ученые четырех стран – США, Голландии, Колумбии и Германии – выдвинули гипотезу, что на 80% возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности зависит от генетических факторов. Они провели исследование, выбрав из более чем 30 человеческих генов-кандидатов три – ген переносчика дофамина и два гена дофаминовых рецепторов. Однако исследование показало, что предпосылки к развитию синдрома проявляются в тесном контакте со средой обитания, которая, в свою очередь, может эти предпосылки как усилить, так и нейтрализовать.

Диагностика СДВГ

Основываясь на международных признаках, содержащих в себе перечни максимально характерных и отчетливо прослеживаемых проявлений данного нарушения, можно поставить диагноз СДВГ.

Непременными характеристиками данного синдрома являются:

— продолжительность симптомов по времени течения не меньше шести месяцев;

— распространенность как минимум на два вида окружающей обстановки, устойчивость проявлений;

— выраженность симптомов (наблюдаются значительные нарушения обучения, расстройства социальных контактов, профессиональной сферы);

— исключение других психических нарушений.

СДВГ гиперактивность определяется как первичное нарушение. Вместе с тем выделяют несколько форм СДВГ, обуславливаемых наличием преобладающих симптомов:

— сочетанная форма, которая включает три группы симптомов;

— СДВГ с превалирующими нарушениями внимания;

— СДВГ с доминированием импульсивности и повышенной активности.

В детском возрастном периоде сравнительно часто наблюдаются так называемые состояния-имитаторы данного синдрома. Приблизительно у двадцати процентов детей периодически отмечаются внешне похожие на СДВГ виды поведения. Поэтому СДВГ следует разграничивать с широким диапазоном состояний, подобных ему исключительно внешними проявлениями, но значительно отличающихся по причинам и способам коррекции. К ним относят:

— индивидуальные личностные характеристики и особенности темперамента (поведение чрезмерно активных малышей не выходит за рамки возрастной нормы, степень формирования высших функций психики на уровне);

— тревожные нарушения (особенности детского поведения сопряжены с воздействием психотравмирующих причин);

— следствия перенесенной травмы мозга, интоксикации, нейроинфекции;

— при соматических заболеваниях наличие астенического синдрома;

— характерные нарушения формирования школьных навыков, таких как дислексия или дисграфия;

— заболевания эндокринной системы (сахарный диабет или патология щитовидной железы);

— сенсоневральная тугоухость;

— наследственные факторы, например, наличие синдрома Туретта, Смита-Мажениса или ломкой Х-хромосомы;

— эпилепсия;

— расстройства психики: аутизм, олигофрения, аффективные расстройства или шизофрения.

Кроме этого, диагностирование СДВГ должно производиться с учетом специфической возрастной динамики подобного состояния. Проявления СДВГ обладают характерными особенностями в соответствии с определенным возрастным периодом.

Методы лечения СДВГ

СДВГ требует обязательного лечения. Это предотвратит возможные осложнения в будущем и поможет маленькому непоседе адаптироваться в обществе. По мнению небезызвестного детского врача Е. О. Комаровского, коррекция симптомов заболевания возможна лишь в случае комплексного подхода к решению проблемы. Лечение синдрома дефицита внимания включает использование медикаментозных препаратов, коррекцию поведения и применение средств народной медицины.

Наряду с этим, к рациону питания ребенка предъявляются особые требования. Из меню следует исключить искусственные добавки, красители, аллергенные продукты и кофеин. Дефицит витаминов может усугубить состояние пациента, поэтому рекомендуется прием витаминных комплексов.

Лекарственные препараты

При лечении СДВГ к использованию лекарственных препаратов прибегают в исключительных случаях. Это объясняется тем, что большинство лекарств, способных помочь ребенку с таким синдромом, имеют множество побочных эффектов.

В данном случае могут назначаться психостимуляторы и ноотропные препараты, которые направлены на улучшение кровоснабжения головного мозга и нормализацию внимания. Наряду с этим, используются антидепрессанты и средства с успокаивающими свойствами. К наиболее эффективным и безопасным для детского здоровья препаратам, выпускаемым в виде таблеток, относятся:

  • Метилфенидат;
  • Имипрамин;
  • Ноотропин;
  • Фокалин;
  • Церебролизин;
  • Декседрин;
  • Страттера;
  • Виванс.

Лекарственные средства назначает врач. Самостоятельное применение медикаментозных препаратов при СДВГ способно усугубить состояние ребенка и спровоцировать необратимые последствия для его здоровья.

Коррекция поведения

Как уже отмечалось ранее, полностью вылечить описываемую патологию невозможно, однако каждому родителю под силу скорректировать поведение ребенка, облегчив тем самым его адаптацию в обществе. Данная мера требует участия всех людей, окружающих малыша, особенно родителей, воспитателей и педагогов.

Коррекция в этом случае подразумевает следующие методы:

  1. Регулярное посещение детского психолога. Это поможет ребенку справиться с привычкой действовать импульсивно, вовремя пресекать желание нагрубить сверстникам и взрослым, а также достойно реагировать на критику родителей и учителей. Во время этих занятий применяются различные упражнения и моделируются коммуникативные ситуации.
  2. Релаксация, направленная на устранение эмоционального напряжения. Специалисты рекомендуют родителям и педагогам постоянно поощрять правильное поведение ребят с СДВГ. Похвала и связанные с этим положительные эмоции отложатся в подсознании ребенка и позволят ему в дальнейшем действовать правильно.
  3. Физиотерапевтические процедуры.
  4. Альтернативные способы терапии – йога, медитация.

Наряду с этим, коррекции также подвергается образ жизни маленького пациента. Родители должны следить за тем, чтобы их непоседы вовремя отходили ко сну и вставали утром в одно и то же время. Вечерние прогулки на свежем воздухе благотворно действует не только на концентрацию внимания ребенка, но и на всю его нервную систему.

Для правильного расходования избыточной энергии гиперактивных ребят необходимо увлечь каким-либо видом спорта.

Рецепты народной медицины

Для приверженцев народной медицины существует немало способов лечения указанного заболевания, основанных на использовании натуральных компонентов. Для успокоения маленького непоседы, нормализации его сна, концентрации внимания и улучшения памяти можно применять следующие средства:

  1. Настои ромашки лекарственной, шалфея или календулы. Готовятся они по такому же принципу, как обычный зеленый, черный или травяной чай.
  2. Отвар корня дягиля. 1 ст. л. высушенного и измельченного сырья заливается 1 стаканом кипятка, смесь настаивается на водяной бане в течение 20 минут. Остуженный и процеженный раствор принимается трижды в день по 2 ст. л.
  3. Настой зверобоя. 1 ст. л. растения заливается 500 мл воды, после чего средство проваривается на медленном огне в течение 5 минут. Готовая процеженная жидкость применяется трижды в день по 1-2 ст. л. натощак.

Снизить проявления СДВГ помогают ванны с эфирными маслами. Хорошим успокаивающим эффектом обладает теплое молоко с медом, выпитое перед сном. При применении перечисленных способов лечения нужно понимать, что они эффективны лишь в качестве дополнения к основным методам терапии.

ADHD testing and diagnosis

There’s no single test that can tell if you or your child has ADHD. A recent study highlighted the benefits of a new test to diagnose adult ADHD, but many clinicians believe an ADHD diagnosis can’t be made based on one test.

To make a diagnosis, your doctor will assess any symptoms you or your child has had over the previous six months.

Your doctor will likely gather information from teachers or family members and may use checklists and rating scales to review symptoms. They’ll also do a physical exam to check for other health problems. Learn more about ADHD rating scales and what they can and cannot do.

If you suspect that you or your child has ADHD, talk to your doctor about getting an evaluation. For your child, you can also talk to their school counselor. Schools regularly assess children for problems that may be affecting their educational performance.

For the assessment, provide your doctor or counselor with notes and observations about you or your child’s behavior.

If they suspect ADHD, they may refer you or your child to an ADHD specialist. Depending on the diagnosis, they may also suggest making an appointment with a psychiatrist or neurologist.

Признаки и симптомы, диагностика СДВГ

Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:

  1. в диагнозе превалирует невнимательность;
  2. в поведении больше импульсивности;
  3. комбинированный тип.

К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.

Критерии для диагностирования СДВГ

Тип Симптоматика
Невнимательность Ребенок:
• не учитывает детали или постоянно делает ошибки;
• трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания;
• не слушает, когда с ним ведут беседу;
• не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое;
• отличается неорганизованностью;
• не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения;
• постоянно отвлекается на сторонние стимулы;
• в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты
Гиперактивность Ребенок:
• постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение;
• не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу;
• лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо;
• находится в постоянном движении;
• не в меру болтлив;
• не способен тихо заниматься делами или играть
Импульсивность Ребенок:
• вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего;
• пристает к другим или мешает им выполнять дела;
• с трудом ждет своей очереди;
• не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца

Так проявляется гиперактивность

Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.

СДВГ у детей

Возраст Особенности
Дошкольный Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое.
Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно
Начальная школа Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания.
Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения
Старшеклассники Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения.
Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично

Отсутствие внимания

Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».

СДВГ у взрослого человека

У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:

  • возникают сложности с выполнением поставленных задач;
  • управляющие функции нарушены;
  • наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
  • человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
  • ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.

СДВГ у взрослых

Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.

Диагностика синдрома дефицита внимания

СДВГ – это заболевание, неврологическое нарушение. Его нужно лечить, но сначала правильно диагностировать.

Как определить и диагностировать СДВГ? Диагноз СДВГ ставится в том случае, если три ключевых симптома (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) или хотя бы один из них проявляются постоянно на протяжении минимум полугода в разных ситуациях и при разных условиях, а также мешают социализации, адаптации, жизни человека.

Для того чтобы поставить диагноз, нужно внимательно наблюдать за ребенком. Лучше доверить это психологу, психиатру или неврологу. Только он может точно определить сдвиги, смещение в развитии, поведении ребенка, подростка или взрослого.

Диагноз ставится на основе наблюдения за ребенком и общения с его ближайшим окружением. Специалист собирает полный анамнез всей семьи. Кроме этого, проводится дифференцированная диагностика, то есть психолог отделяет СДВГ от схожих патологий и состояний.

Многие люди интересуются: «Как понять, что у тебя заболевание СДВГ?». Самостоятельно это заподозрить непросто, особенно в случае с детьми. У взрослых к тревожным признакам относятся: рассеянность внимания, забывчивость, нервозность и повышенная возбудимость. Если вы подозреваете у себя синдром, то стоит обратиться к детским воспоминаниям. Возможно, определенные трудности были всегда, но вы не придавали этому значения.

Признаки и симптомы, диагностика СДВГ

Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:

  1. в диагнозе превалирует невнимательность;
  2. в поведении больше импульсивности;
  3. комбинированный тип.

К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.

Критерии для диагностирования СДВГ

Тип Симптоматика
Невнимательность Ребенок: • не учитывает детали или постоянно делает ошибки; • трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания; • не слушает, когда с ним ведут беседу; • не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое; • отличается неорганизованностью; • не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения; • постоянно отвлекается на сторонние стимулы; • в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты
Гиперактивность Ребенок: • постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение; • не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу; • лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо; • находится в постоянном движении; • не в меру болтлив; • не способен тихо заниматься делами или играть
Импульсивность Ребенок: • вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего; • пристает к другим или мешает им выполнять дела; • с трудом ждет своей очереди; • не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца

Так проявляется гиперактивность

Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.

СДВГ у детей

Возраст Особенности
Дошкольный Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое. Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно
Начальная школа Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания. Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения
Старшеклассники Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения. Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично

Отсутствие внимания

Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».

СДВГ у взрослого человека

У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:

  • возникают сложности с выполнением поставленных задач;
  • управляющие функции нарушены;
  • наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
  • человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
  • ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.

СДВГ у взрослых

Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.

ADHD Treatment

Many symptoms of ADHD can be managed with medication and therapy.

Medication. Medications called stimulants can help control hyperactive and impulsive behavior and improve your attention span. They include:

  • Amphetamine (Adzenys XR ODT, Dyanavel)
  • Dexmethylphenidate (Focalin)
  • Dextroamphetamine (Adderall, Dexedrine)
  • Lisdexamfetamine (Vyvanse)
  • Methylphenidate (Aptensio, Cotempla, Concerta, Daytrana, Jornay PM, Metadate, Methylin, Quillivant, Ritalin)

Stimulant medications don’t work for everyone with ADHD. People older than 6 may take nonstimulant medications such as:

  • Atomoxetine (Strattera)
  • Clonidine (Kapvay)
  • Guanfacine (Intuniv)

Therapy. These treatments focus on changing behavior.

  • Special education helps a child learn at school. Having structure and a routine can help children with ADHD a lot.
  • Behavior modification teaches ways to replace bad behaviors with good ones.
  • Psychotherapy

     (counseling) can help someone with ADHD learn better ways to handle their emotions and frustration. It could help improve their self-esteem. Counseling may also help family members better understand a child or adult with ADHD.

  • Social skills training can teach behaviors, such as taking turns and sharing.

Medical device. The FDA has approved the Monarch external Trigeminal Nerve Stimulation (eTNS) System for children 7 to 12 who aren’t taking ADHD medications. It’s about the size of a cell phone and is attached to electrodes on a patch that you put on a child’s forehead. It sends low-level impulses to the part of their brain that’s thought to cause ADHD. The device is usually worn at night. 

ADHD Outlook

Without treatment, ADHD can make it hard to deal with the challenges of everyday life. Children may have trouble learning or developing social skills. Adults could have problems with relationships and addiction. The disorder could also lead to mood swings, depression, low self-esteem, eating disorders, risk-taking, and conflicts with people around you.

But many people who have ADHD live happy, full lives. Treatment helps.

It’s important to keep track of your symptoms and see your doctor regularly. Sometimes, medication and treatments that were once effective stop working. You may need to change your treatment plan. Some people’s symptoms get better in early adulthood, and some are able to stop treatment.

Реабилитация

Если в ходе лечения детей СДВГ у детей был выбран правильный подход и соблюдался принцип комплексности, то положительные результаты не заставят себя ждать. Но для их закрепления необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на психосоциальную реабилитацию ребенка. Ведется такая работа по двум разным стратегиям, позволяющим сформировать или восстановить нарушенные расстройством навыки и знания. Это неизбежно приведет к улучшению социального функционированию ребенка с синдромом.

В эту работу вовлекается не только ребенок. Реабилитация не будет успешной без участия ближайшего окружения, учителей и воспитателей. Педагоги должны скорректировать учебную программу таким образом, чтобы она соответствовала возможностям ребенка и учитывала его особенности.

Но важнейшим условием выздоровления является изменение поведения родителей, а также их отношения к ребенку. Прежде всего, из речи мамы и папы должны исчезнуть слова «нет» и «нельзя». Это негативные методы воспитания, которые неприменимы к ребенку с СДВГ. Дело в том, что у таких деток довольно высокий порог чувствительности к различного рода наказаниям, а вот на похвалу они реагируют активнее. Если учесть эту особенность при построении взаимоотношений с детьми, то можно воспитательные мероприятия будут более успешными.

Еще одним условием для успешной адаптации ребенка является формирование адекватной самооценки. Добиться этого можно при сочетании индивидуальной и групповой психотерапии.

Диагностика

Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.

Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.

Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.

Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников

Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.

Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:

  • основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
  • проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
  • признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
  • СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.

Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка. 
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

Related Conditions

Those with ADHD are also prone to a variety of other issues including anxiety, learning disabilities, oppositional defiant disorder, substance abuse, bipolar disorder,12 depression, and social anxiety.

Studies have shown that having a co-morbid condition is often a hallmark for a more severe form of ADHD. This is why it’s critical that an ADHD evaluation also includes an assessment for these related conditions, as well as ongoing screenings if an ADHD diagnosis is made. If another condition is also diagnosed, your doctor can recommend a number of treatment options that, similar to ADHD, will include medication and therapy.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector