Апраксия у детей: причины, симптомы, лечение

Диагностика и оказание помощи

Для того чтобы диагностировать заболевание проводится ряд мероприятий:

  • анализ анамнеза и жалоб патологии;
  • осмотр неврологом;
  • осмотр нейропсихологом;
  • проводится магнитно-резонансная и компьютерная томография;
  • нередко пациент посещает кабинет нейрохирурга и психолога.

Медикаментозное лечение в этом случае отсутствует, а препараты не способны даже замедлить развитие заболевания. Кроме того, чтобы бороться с патологией и ее последствиями осуществляются следующие действия:

  • контролируется кровяное давление, и назначаются препараты, которые способны улучшить питание и кровоток в головном мозгу;
  • хирургическое вмешательство (удаляется опухоль).

Специалист, который наблюдает пациента, составляет индивидуальный план терапевтической программы, которая подразумевает такие процедуры:

  • физиотерапия;
  • трудотерапия;
  • когнитивный метод реабилитации;
  • занятия с логопедом.

Методы помощи при заболевании во многом зависят от деталей. Например, очень важен возраст пациента, степень поражения и характер патологии.

Несмотря на то, что как такового лечения не существует на сегодняшний день, вышеперечисленные процедуры позволяют хотя бы частично восстановить функционирование. Физиотерапия является наиболее эффективным методом, так как со временем наблюдаются улучшения функций организма.

Лечение, а точнее поддерживающая терапия – это довольно трудный и длительный процесс, который требует настойчивости и терпения.

Поэтому, не стоит затягивать с походом к врачу, если появились подозрения на заболевание. В зависимости от причин будет осуществлено направление к психиатру или неврологу.

Помимо того, что для пациента разрабатывается индивидуальный комплекс восстановительных и поддерживающих процедур, следует окружить его заботой. Потребуется дополнительно психолог, сиделка, ведь не всегда родные и социальный работник смогут находиться рядом с пациентом.

Классификация заболевания

Специалисты различаются несколько видов заболевания в зависимости от степени прогрессирования:

При поражении этих частей мозга развивается оральная апраксия

  • односторонняя апраксия, которая характеризуется нарушениями двигательной системы лишь с одной стороны;
  • двухсторонняя апраксия, характеризующаяся диффузным поражением коры или лобной доли.

Клинические проявления заболевания всецело зависят от того, как продолжает функционировать пораженный мозговой участок. Кроме того, апраксия различается также по месту локализации нарушений, таким образом, выделяют следующие виды заболевания:

  1. Лобная или регуляторная обуславливается нарушениями регуляции выполняемых движений. При этом поражается кора префронтальной области мозговых полушарий. Как результат возникают нарушения сложных двигательных актов, имеющих последовательное течение. Таким образом, выполняемые движения не доводятся до конца.
  2. Идеомоторная или моторная подразумевает собой невозможность выполнения действий, которые были запланированы.
  3. Премоторная или динамическая форма заболевания характеризуется дезавтоматизацией и патологической инертностью движений. При этом нарушаются навыки, отвечающие за перевод движений в систему более сложных. Зачастую встречается этот вид апраксии в том случае, если была поражена премоторная зона коры головного мозга или цитоархитектоническое поле Бодмана.
  4. Кортикальная форма возникает в результате поражения коры доминирующего полушария головного мозга. При этом происходит преобразование моторной области коры мозга на той стороне, которая была повреждена.
  5. Билатеральная форма представляет собой форму заболевания, которая поражает с двух сторон и возникает при очагах патологии локализующихся в нижней теменной доле доминирующего полушария головного мозга. В результате развития этой формы могут возникнуть нарушения взаимодействия двух полушарий.

По типам когнитивных расстройств и навыков апраксия классифицируется следующим образом:

  1. Акинетическая или психомоторная апраксия – расстройство, при котором отсутствуют побуждения к выполнению тех или иных движений.
  2. Амнестическая форма нарушения подразумевает отклонения в системе произвольных движений, но при этом остаются подражательные. При этом у пациента теряются воспоминания о том, каким должно быть следующее движение.
  3. При идеаторной форме у пациента возникают проблемы с составлением плана последовательных движений, которые требуются для того, чтобы иметь возможность осуществлять сложные действия.
  4. При идеокинетической форме теряются навыки выполнения целенаправленных элементарных движений, хотя остаются способности к выполнению случайных действий.
  5. Кинестическая или афферентная апраксия характеризуется расстройствами кинестетической афферентации, а вследствие этого нарушениями при выполнении произвольных движений и их поиске. Таким образом, человек, страдающий от патологии, не может придать конечности желанную форму и невозможно выполнять такие движения, как расчесывание, поглаживание и прочее.
  6. При конструктивной апраксии теряется навык составления из частей целого предмета.
  7. При апраксии одевания возникают проблемы при надевании наряда, в частности из-за того, что человек путает, как должна сидеть одежда, и на какую ногу обувать левый и правый ботинок. Такая патология возникает при поражении правого полушария головного мозга.
  8. При оральной апраксии теряются навыки выполнения сложных движений губами и языком, а вследствие этого появляются проблемы с речью.
  9. И наконец, стоит отметить, что афферентная форма нарушения может привести к проблемам с речью.

Выделяются следующие типы кинестической моторной афазии:

  • пространственная форма, при которой у человека появляются проблемы с ориентацией в пространстве, а также появляются трудности при желании принять определенную позу;
  • апраксия ходьбы характеризуется нарушением при выполнении передвижений, хотя отсутствуют двигательные, вестибулярные и прочие нарушения.

Классификация апраксии

В медицине существует множество видов данного патологического процесса. По степени прогрессирования различают такие формы, как:

  1. Ограниченная. При таком заболевании выявляются нарушения двигательного аппарата, проявляющиеся только на одной стороне лица или всего тела.
  2. Двухсторонняя. Здесь развивается двусторонняя патология коры головного мозга или повреждается лобный сегмент.
По теме

Тремор

Все об эссенциальном треморе

  • Наталия Сергеевна Першина
  • 26 марта 2020 г.

Клинические симптомы болезни обусловлены функционированием пораженного участка мозга.

Кроме этого, такая патология подразделяется на виды, которые зависят от нахождения очагов повреждения в мозговых структурах.

Идеаторная

Такая форма подразумевает нарушение выполнения поочередных действий. Но отдельно человек их совершает. Например, чтобы написать текст ручкой, нужно сначала снять с нее колпачок или открыть ее с помощью специального механизма, затем направить чернила к листку бумаги. Но человек начинает чиркать ручкой с другой стороны или не открыв ее.

Конструктивная

В этом случае нарушается способность изобразить один предмет из его отдельных составляющих, например, треугольник из палочек.

Кинетическая

При таком виде заболевания пациент в состоянии держать под контролем свои действия, но им утрачиваются автоматизированный двигательный опыт. Его двигательная активность уменьшается, становится хаотичной. Человек с такой формой патологии вынужден все время осознано следить за своими движениями, даже если он будет делать наизусть заученные действия.

Динамическая

Такая форма появляется на фоне поражения глубинных неспецифических мозговых структур. В этом случае трудно поддается усвоение и автоматизация не изученных двигательных программ. При попытке выполнения хорошо известных действий могут появляться сбои, но зачастую больной сам замечает их.

Моторная

Здесь пациент не в силах сделать какое-либо активное действие по просьбе специалиста. Человек осознает, что ему нужно выполнить, но не в силах это совершить, даже если ему показано это наглядно. Например, он не сможет завязать или развязать шнурки.

Различают афферентную и эфферентную моторную апраксию. При первой форме заболевший не в силах верно соотнести размеры предмета, который хочет использовать, кисть не может принять нужное положение для исполнения определенного действия.

Например, взять нож и порезать овощи. При второй форме больной затрудняется совершить несколько последовательных движений. Часто у людей с данной патологией нарушаются выраженные персеверации.

Кинестетическая (идеомоторная)

В этом случае у больного стираются из памяти соматотопические и пространственные представления, но не утрачивается планирование двигательной активности. У людей с такой формой болезни нарушается представление о двигательных процессах и совершения элементарных действий. Например, при попытке надеть кофту, человек не может верным образом просунуть руку в рукав.

Апраксия ходьбы

Здесь происходят изменения естественной походки, она становиться неуверенной, человек много запинается и падает. При данном виде заболевания не диагностируются сенсорные и моторные нарушения.

Оральная

Здесь нарушается речь, пациент не в силах воспроизводить какие-либо звуки. Он испытывает большие затруднения при исполнении артикуляционных движений при участии мускулатуры ротовой полости. Например, не сможет далеко высунуть язык или сделать губы трубочкой.

Синдром «чужой руки»

В этом случае одна или обе руки существуют сами по себе, то есть больной человек не может ими контролировать. Часто такой синдром сопровождается приступами эпилепсии. Например, одна рука может чесать волосы, а вторая взлохмачивать их. Также больная конечность может нанести себе вред, то есть окунуть пальцы в кипящую воду.

Проводниковая

У человека затруднено выполнение двигательных операций за врачом, хотя сохранена самостоятельная его деятельность. При такой форме больной способен выполнять простые действия врача.

Диссоциативная

Пациент с трудом выполняет телодвижения по просьбе врача, хотя умение выполнять и повторять множество действий осталось. При таком виде нарушается связь между двигательными участками головного мозга и сенсорными компонентами речи.

Апраксия речи

Характеризуется нарушением участия группы мышечных волокон в воспроизведении речи. Она становится невнятной и неразборчивой.

Каждый вид заболевания имеет свою специфику и причины возникновения. При диагностировании определенной формы назначается соответствующая терапия.

Симптомы идеомоторной апраксии

Для объяснения идеомоторной апраксии самым характерным будет тот факт, что больной не может осуществить последовательный план действий, хотя может его себе наметить. Сюда входит ряд действий, необходимых для выполнения более сложных двигательных процессов.

Таким образом, идеомоторная апраксия, это когда человек обладает всеми способностями составления планов и может легко перечислить список нужных действий в последовательном порядке. А вот выполнить эту сложную цепочку самостоятельно, к сожалению, не может. Причем он затрудняется это сделать, даже если ему показать наглядную демонстрацию.

Идеомоторная форма заболевания носит как одно-, так и двусторонний характер. В первом случае это может быть неспособность к некоторым движениям только одной рукой. Чем отличается этот вид апраксии от идеаторной?

Прежде всего, нарушением спонтанных действий и подражания. При идеомоторной форме может «не работать» только одна половина тела, причем в некоторых случаях даже одна конечность или исключительно лицевая мускулатура.

Симптоматика идеомоторной апраксии отличается тем, что больной прекрасно понимает, как надо пользоваться конкретными предметами, он знает о том, какая должна быть «кинетическая формула» двигательного акта, но не выполняет это движение.

В основном при данной форме апраксии наблюдается явления персеверации действия, то есть пациент не перестает повторять одно и то же движение, в то время как врач добивается выполнения другого. Одним из симптомов идеомоторной апраксии считается правосторонняя гемиплегия – двигательная активность теряется на одной половине тела.

Симптоматика

Клиническая картина специфична, однако в некоторых случаях остается незамеченной или не доставляет ярко выраженного дискомфорта. Часто проблема обнаруживается во время осуществления специального неврологического обследования.

Кинетическая апраксия (как и другие разновидности) может иметь такие внешние проявления:

  • сложность в воспроизведении последовательных манипуляций;
  • трудности выполнения движений, требующих пространственного ориентирования;
  • скованность двигательных операций;
  • ходьба мелкими шажками;
  • затруднение процесса одевания;
  • невнятность речи;
  • отсутствие возможности управлять движениями языка и губ;
  • нарушение временной и пространственной ориентировки;
  • проблемы с открыванием или закрыванием глаз;
  • невозможность длительной зрительной фиксации на одном объекте;
  • устойчивое воспроизведение отдельных элементов двигательной операции.

Кроме специфических симптомов, идеомоторная апраксия (аналогично другим разновидностям) выражается такими аномалиями:

  • раздражительность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • агрессия;
  • склонность к депрессивному состоянию.

При первом возникновении признаков нарушения у ребенка или взрослого следует как можно скорее пройти консультацию у невролога.

Лечение и профилактика апраксии

Лечебные мероприятия при описываемом отклонении в первый черед направлены на ликвидацию этиологического фактора. Сегодня, к сожалению, специальной терапевтической методики для эффективного избавления от этого недуга не существует. Среди наиболее результативных лечебных мероприятий, способствующих достижению стойкого положительного эффекта выделяют такие:

— назначение фармакопейных препаратов, нормализирующих кровоснабжение структур мозга, улучшающих доставку жизненно важных питательных веществ в мозг;

— постоянный контроль над давлением, проведение мероприятий для его нормализации; назначение антихолинэстеразных препаратов с целью увеличения эффективности нейропсихологического функционирования;

— реабилитация пораженных сегментов мозга и органов;

— хирургическое вмешательство (например, удаление опухоли).

К сожалению, лекарства, направленные на замедление прогрессирования симптоматики, являются практически не эффективными в отношении рассматриваемого недуга. Терапевтические мероприятия также зависят и от разновидности расстройства. Современные врачи отдают предпочтение разработке индивидуальных методик под каждого пациента. Такие методики могут включать: трудотерапию, физиотерапевтические мероприятия, логопедию, реабилитацию когнитивных процессов, устранение этиологического фактора.

Несколько десятилетий назад диагностические методы обнаружения апраксии были не разработаны. Собственно поэтому все диагностические методики сводились к просьбам воспроизвести определенные двигательные операции, выполнить элементарные действия и сложные задачи, такие как в чашке размешать сахар, развернуть конфету, продеть в игольное ушко нить, наполнить водой из графина стакан. Все обследование включало лишь выполнение задания на манипуляцию с определенным предметом.

Современные специалисты используют иную методику диагностирования данного расстройства, которая включает не только сложные и элементарные двигательные операции с предметами. Диагностика 21 века включает подражание манипуляциям врача-экзаменатора, воспроизведение приказных действий (встать, присесть), действия с частями и представляемыми предметами. В ходе диагностирования больному, например, предлагают продемонстрировать, как он кушает бульон, не имея ни ложки, ни глубокой тарелки под рукой.

Вышеприведенные методы и оценка мимики позволяют определить разновидность апраксии, но не помогают установить этиологические факторы, лежащие у истоков недуга, поэтому предоставить достаточные основания считать симптоматику порождением мозговой патологии они не могут. Таким образом, дабы наметить адекватный курс лечения, необходимо установить форму описываемого недуга, определить область нахождения патологического очага и определить причину, повлиявшую на формирование этого отклонения. Этим должны заниматься специалисты по неврологии и психиатрии.

Результативных профилактических мероприятий, устремленных на предупреждение формирование апраксии, сегодня тоже не существует. Но можно выделить несколько действенных рекомендаций, которые уменьшат риск развития описываемого недуга:

— отказ от потребления спиртосодержащих жидкостей в неограниченны объемах и курения;

— регулярные занятия спортом и ежевечерние променады;

— нормализация режима питания (кушать нужно часто, но незначительными порциями);

— сбалансирование питания (пища должна состоять большей частью из зелени, овощей и фруктов, потребления консервированной провизии, жареной, острой пищи должно быть незначительным);

— проведение регулярных медицинских осмотров;

— контроль над давлением.

Итак, апраксия это разновидность отклонения, характеризующаяся невозможностью воспроизведения человеком последовательности нужной ему двигательной операции. Поэтому нужно понимать, что индивиды с данным расстройством, довольно зависимы от помощи близких или другого окружения, так как самостоятельно выполнить некоторые необходимые повседневные действия они не могут.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Методы лечения

Разные виды данной болезни имеют неодинаковую возможность лечения. Однако во многих случаях от заболевания можно успешно избавиться или хотя бы купировать его.

Консервативное лечение апраксии предполагает приём определённых препаратов. Это ноотропные средства, препараты для улучшения мозгового кровообращения, лекарства, нормализующие кровяной тонус, антиагреганты, антихолинэстеразные вещества. Большое значение имеют и специфические методы лечения: трудотерапия, лечебный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, занятия с логопедом, приём у психолога. В ряде случаев способность к сложным действиям можно скорректировать, внимательно наблюдая за своими движениями. В некоторых случаях применяют хирургическое лечение апраксии, особенно если болезнь вызвана новообразованиями в головном мозге.

Замечено, что пациенты разного возраста излечиваются с разной степенью успешности. Наиболее быстро и легко происходит восстановление «праксиса» у детей, а во взрослом, пожилом и старческом возрасте излечение происходит медленнее и менее успешно.

Следует заметить, что если некоторые виды нарушений праксиса остаются незаметными для больного и окружающих, то другие существенно ограничивают жизнедеятельность пострадавшего, и за ним устанавливается тщательное наблюдение и уход. Особенно тяжёлыми являются такие виды заболевания, как, например, нарушение пространственного восприятия; самостоятельное передвижение для таких людей может представлять серьёзную опасность. Кроме того, многие виды апраксии негативно сказываются на профессиональной деятельности и делают невозможной карьеру в ряде профессий. Это может наносить пострадавшим психологическую травму, поскольку все остальные «составляющие» сознания у них сохраняются.

В целом человек, к примеру, способен водить автомобиль, хочет это делать и ранее мог быть нормальным водителем; нарушение «праксиса» лишило его этой возможности, что явилось для него психологическим ударом. Таким людям необходима консультация психолога. Нельзя допускать, чтобы человек был начисто «вычеркнут» из жизни. Можно организовать подбор профессии и подходящего вида деятельности, где двигательные нарушения не будут играть существенной роли. К примеру, если болезнь выражается в нарушении ходьбы, то человек вполне способен работать за компьютером. Нарушение речи не препятствует писательской деятельности. Известны актёры, политики и другие знаменитости, имеют ту или иную разновидность этой болезни.

Один из известных людей, страдающих расстройством «праксиса», — актёр Дэниел Рэдклифф, сыгравший Гарри Поттера в серии фильмов о нём. Несмотря на своё заболевание (он, в частности, не может завязывать шнурки на обуви), он продолжает сниматься и ведёт полноценную творческую и общественную жизнь. Рэдклифф нередко даёт советы тем, кто страдает той же болезнью, и старается всячески их поддержать. В 2020 году актёр сыграл главную роль в очередном фильме – сериале «Чудотворцы».

В целом можно сказать, что апраксия – не настолько тяжёлое заболевание, чтобы превращать человека в «овощ». Серьёзные двигательные нарушения, распространяющиеся на всё тело, происходят довольно редко. Бывало, что люди с куда более серьёзными заболеваниями продолжали нормальную жизнь и даже не уходили из своих профессий. Рок-музыкант Сэт Путнам продолжал быть вокалистом своей группы даже после того, как у него оказалась полностью парализована половина тела.

Что такое апраксия?

Апраксия — это неврологическое расстройство, характеризующееся неспособностью выполнять заученные (знакомые) движения по команде, даже если команда понятна и существует желание выполнить это движение. Желание и способность двигаться существуют, однако человек просто не может выполнить действие.

Пациенты с апраксией не могут пользоваться предметами или выполнять такие действия, как завязывать шнурки, застегивать пуговицы на рубашке и т. д.. Больным сложно удовлетворить требования повседневной жизни. Пациенты, у которых нарушена способность говорить (афазия), но не подвержены апраксии, могут жить относительно нормальной жизнью; те, у кого значительная апраксия, почти всегда от кого-то зависят.

Апраксия бывает в нескольких разных формах:

  • Кинетическая апраксия конечностей — это невозможность совершать точные движения пальцем, рукой или ногой. Примером является невозможность пользоваться ручкой, несмотря на то, что пострадавший понимает, что должно быть сделано, и делал это в прошлом.
  • Идеомоторная апраксия — неспособность выполнить действия по побуждениям извне или по подражанию кому либо.
  • Концептуальная апраксия во многом похожа на идеомоторную атаксию, но предполагает более глубокую неисправность, при которой функция инструментов больше не понимается.
  • Идеальная апраксия — это неспособность создавать план для конкретного движения.
  • Буккофациальная апраксия (иногда называемая лицево-оральной апраксией) — это неспособность координировать и выполнять движения лица и губ, такие как свист, подмигивание, кашель и т. д. по команде. Эта форма включает словесную или речевую апраксию, возможно, наиболее распространенную форму расстройства.
  • Конструкционная апраксия влияет на способность человека рисовать или копировать простые диаграммы или строить простые фигуры.
  • Окуломоторная апраксия — это состояние, при котором пациентам трудно двигать глазами.

Считается, что апраксия возникает в результате поражения нервных путей головного мозга, которые содержат изученные паттерны движения. Это часто является симптомом неврологических, метаболических или других нарушений, которые могут затрагивать мозг.

Построение основного словаря

С этим и другими подходами очень важно всегда начинать с основного словаря. Так называют 10-20 слов, которые выбирают родители и специалист

В основной словарь должны войти те слова, которые чаще всего употребляются в повседневной речи (например, «мама» и «папа»), имеют особое значение для ребенка (например, «поезд», если ребенок очень любит поезда), обозначают самые распространенные действия (например, «есть», «идти» и так далее), и которые проще всего имитировать (в зависимости от навыков ребенка).

Вместе со специалистом ребенок будет тренироваться в произнесении этих слов в рамках структурированных занятий. Дома же вы будете тренироваться говорить эти слова в естественных ситуациях, когда ребенок сталкивается с этими людьми, предметами или действиями в течении дня.

Как и с каждым новым навыком, постоянное повторение и практика — это лучший способ улучшить результаты и помочь ребенку стать независимее. Поначалу ребенку может понадобиться помощь в произнесении слова. Затем постепенно она научиться говорить его самостоятельно без ваших подсказок. После этого мы можем ввести новое слово для формирования фразы и так далее.

Как правило, терапия апраксии представляет собой комбинацию всех этих подходов.

Дисперсия у детей

Дисперсия может варьироваться в зависимости от возраста. Имея это в виду, мы будем рассматривать каждый возраст индивидуально. Не каждый человек будет иметь все симптомы, описанные ниже:

Очень раннее детство

Ребенок может занять больше времени, чем другие дети:

  • Сидеть.
  • Сканирование — Фонд Диспраксии говорит, что многие из них никогда не проходят стадию ползания.
  • Ходить.
  • Говорите — по данным Детской больницы в Уэстмиде, Австралия, ребенок может быть медленнее отвечать на вопросы, затруднять звуки или повторять последовательности звуков или слов; они также могут испытывать трудности с поддержанием нормальных интонационных моделей, имеют очень ограниченный автоматический словарь, говорят медленнее, чем другие дети, и используют меньше слов с большим количеством пауз.
  • Stand.
  • Станьте горшком обученным (выходите из подгузников).
  • Создайте словарь.

Ранее детство

В дальнейшем могут возникнуть следующие трудности:

  • Проблемы, выполняющие тонкие движения, такие как привязка шнурков, набор кнопок и молний, ​​использование столовых приборов и почерка.
  • Многим будет сложно одеваться.
  • Проблемы, связанные с движением игровых площадок, такими как прыжки, игра в хмеле, выбивание мяча, пение мяча, прыжки и пропуски.
  • Проблемы с перемещением в классе, такие как использование ножниц, раскраска, рисование, игра в головоломки.
  • Проблемы обработки мысли.
  • Трудности с концентрацией. Детям с диспраксией обычно трудно сосредоточиться на одной вещи надолго.
  • Ребенок усерднее, чем другие дети, присоединиться к игровым площадкам.
  • Ребенок будет беспокоиться больше, чем другие дети.
  • Некоторым трудно подняться и спуститься по лестнице.
  • Более высокая тенденция биться по вещам, падать и бросать вещи.
  • Трудность в изучении новых навыков — в то время как другие дети могут делать это автоматически, ребенок с диспраксией занимает больше времени. Поощрение и практика чрезвычайно помогают.
  • Написание историй может быть намного сложнее для ребенка с диспраксией, а также может копировать с доски.

В дошкольном возрасте также распространены следующие:

  • Находит это трудно поддерживать друзей.
  • Поведение, когда в компании других может показаться необычным.
  • Hesitates в большинстве действий, кажется медленным.
  • Не держит карандаш с хорошим сцеплением.
  • Такие понятия, как in, out, to the front, трудно обрабатывать автоматически.

Позднее в детстве

  • Многие из перечисленных выше проблем не улучшают или только немного улучшают.
  • Пытается избежать занятий спортом.
  • Хорошо учится на индивидуальной основе, но нигде рядом с классом с другими детьми.
  • Реагирует на все раздражители одинаково (не отфильтровывая нерелевантные стимулы автоматически)
  • Математика и письмо сложны.
  • Тратит много времени на то, чтобы писать.
  • Не следует инструкциям.
  • Не запоминает инструкции.
  • Плохо организовано.

Причины

Ученые считают, что причиной возникновения такой проблемы являются различного рода повреждения мозга, к ним можно отнести некоторые патологические процессы которые происходят в нем, например опухоли или поражения различных участков.

Также влияют дегенеративные явления, которые зачастую локализуются в теменных сегментах. Информацию о жизненно важных стратегиях действия сохраняет именно этот участок, помогает понять, как реагировать в той или иной ситуации.

Поэтому именно повреждение определенных участков мозга, а точнее теменных и зон, которые с ним связанны, приводят к возникновению данного нарушения.

Реже такое заболевание возникает вследствие разрушения мозолистого тела, поражения лобных и премоторных участков коры

Именно эти структуры отвечают за координацию движений, что важно при выполнении достаточно сложных движений и манипуляций. Причиной повреждения определенных структур или участков мозга могут быть различные инфекционные заболевания, опухолевые образования, дегенеративные процессы или травмы головы

Патологические процессы могут стать причиной развития апраксии. Это различные воспалительные процессы участков мозга, нарушения кровоснабжения, травмы, которые стали причиной слабоумия, развитие заболеваний, при которых клетки мозга постепенно отмирают, это болезни Паркинсона и Альцгеймера.

Это отклонение чаще несет органический характер, например оральная апраксия – это нарушение работы мышц лица, также могут быть проблемы в работе мышц только половины туловища или одной конечности. Если наблюдается левосторонняя апраксия, это свидетельствует о повреждении мозолистого тела.

К основным факторам, которые провоцируют развитие апраксии, относят серьезные нарушения в кровоснабжении мозга, в результате чего происходит поражение тканей, так называемый ишемический инсульт. В результате развития данного нарушения мозговые структуры теряют свои функции из-за плохого кровоснабжения тканей, в следствии возникает кинестетическая апраксия. Если у пациента наблюдается церебральный синдром, возникает апраксия ходьбы.

Артикуляционная диспраксия

Вербальная (или артикуляционная) диспраксия является речевым расстройством, а именно нарушением произносительной стороны речи, что связано с недоразвитостью или неправильным формированием артикуляционного праксиса. При такой диспраксии сохранены подвижность и тонус мышц, их сократительные способности.

Обычно данная патология включается устаревшими источниками в круг логопедических нарушений – дизартрий.

Основные отличия артикуляторной диспраксии от дизартрии:

  • если слово знакомо или автоматизировано, то оно с большой вероятностью будет произнесено верно; но те же самые звуки в других словах могут произноситься с нарушением (то есть проблема не в произношении звука как такового, а в формировании навыка произнесения);
  • ребенок самостоятельно ищет артикуляционную позу;
  • количество ошибок во многом зависит от окружающей ситуации и эмоционального состояния ребенка (при повторении за знакомым взрослым в спокойном состоянии произношение будет правильно, в испуганном или нервном – вероятны ошибки).

Основные трудности в вербальной диспраксии: искажения звуков (их пропуск или замена другими, перестановка слогов и пр.) и сложности в построении предложений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector