Как распознать и корректировать задержку психоречевого развития у детей?

Разновидности задержек психического развития

Отечественные и зарубежные медики составили несколько классификаций ЗПР у детей, но самой используемой стала система К.С. Лебединской:

  • конституционная задержка определяется проявлением наследственности;
  • соматическая форма становится активной в результате заболевания ребенком, которое оказало разрушительное действие на мозговые функции, например, хронические инфекционные заражения, аллергия, астения, дизентерия, дистрофия и другие подобные болезни;
  • психогенная задержка возникает в результате социальных факторов, действующих в неблагоприятных обстоятельствах;
  • церебрально-органическая задержка развития возникает при воздействии неправильных и патологических процессов в результате осложненной беременности.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Наши врачи

Румянцева Оксана Владимировна
Врач — педиатр, детский гастроэнтеролог
Стаж 14 лет
Записаться на прием

Тюкалова Наталья Рудольфовна
Врач-гематолог, педиатр, кандидат медицинских наук
Стаж 28 лет
Записаться на прием

Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:

  • патологию развития во внутриутробном периоде;
  • травмы головы в раннем возрасте;
  • травмы психологического характера;
  • задержку нервно-психического развития;
  • проблемы со слухом;
  • недостаток общения со взрослыми.

Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:

  • в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
  • в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
  • в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
  • в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
  • к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
  • в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
  • в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
  • в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
  • в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Лечение задержки развития речи

Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.

  • Ротавирусная инфекция
  • Физическое развитие ребёнка

Почему важно вовремя выявить проблему

Если отставание не заметить и не скорректировать своевременно, с ростом малыша будет отставать психическое развитие, из-за чего ребенку будет нелегко налаживать общение с другими детьми в школе. Задержка речевого развития существенно затормаживает развитие мышления и, наоборот, если имеются врожденные психические и неврологические отклонения, они провоцируют речевую недоразвитость.

Чем раньше мама и папа заметят признаки ЗПР, тем выше шанс на полное выздоровление.

В 1,5 года:
  • не произносит простые слова, такие как «мама», «папа», «дай» и пр. и не воспринимает их;
  • не реагирует на свое имя и просьбы, обращенные к нему;
  • иногда даже не умеет пережевывать пищу.
В 2,5 года:
  • в лексиконе имеет не более 20 слов;
  • не в состоянии составить простую фразу из 2-3 слов;
  • не знает наименования частей тела и окружающих предметов.
В 3 года:
  • не составляет предложения самостоятельно;
  • не понимает простые рассказы.

Еще один признак для беспокойства: ребенок начал регрессировать, то есть совсем перестал делать то, что умел раньше или начал делать это значительно хуже.

У деток с ЗПР наблюдается чрезмерно быстрая речь с проглатыванием окончаний или, наоборот, слишком медленная с растягиванием отдельных слов. Они не могут дословно повторить простую фразу, сказанную в его адрес. У детей с ЗПР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и приоткрыт рот. Такие малыши гиперактивны, невнимательны, у них наблюдается быстрая утомляемость, плохая память и слабо развитое воображение. Они отличаются от других деток довольно ограниченным набором эмоциональных проявлений и серьезными трудностями в общении с детьми своего возраста. Слабо развиты физически.

Итак, основные признаки ЗПР:

  • недостаточный объем знаний для его возраста;
  • незрелость мышления (не может проанализировать, что видит вокруг);
  • нарушение механизма восприятия и анализа информации;
  • неспособность сосредоточиться;
  • невнимательность и плохая память;
  • слабое развитие речи.

Как правило, физически детки с ЗПР абсолютно здоровы, основная сложность для них — это социальная адаптация. При этом может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллектуальной.

Основные причины задержки развития

ЗПР не возникает самостоятельно, это всегда следствие появившихся отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

Факторы, влияющие на возникновение ЗПР:

  • перенесенные болезни матери во время вынашивания плода;
  • перенесенные инфекции в период беременности, отравления и травмы;
  • внутриутробная гипоксия (нехватка кислорода);
  • стремительные или преждевременные роды;
  • серьезная травма крохи при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные малышом;
  • заболевания, вызывающие нарушения структуры мозга;
  • некорректные методы воспитания: чрезмерная опека или, наоборот, безразличие и жестокое обращение;
  • тяжелая психическая травма малыша;
  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней.

Как лечить ЗПР

При обнаружении задержки развития, рекомендуется не затягивать с обращением к квалифицированным специалистам. Лечение необходимо начать как можно раньше и обязательно комплексно. В терапии должны принимать участие родители, невролог, логопед, дефектолог, психолог, рефлексотерапевт.

Если диагностировано, что отставание в развитии небольшое и лечение начато рано, можно смело рассчитывать на хорошие результаты. Чем позже начнутся лечебные мероприятия, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и выстраивать нормальное общение со сверстниками.

Основная задача родителей: найти опытных специалистов, которые проведут профессиональную диагностику и назначат эффективное лечение, включающее разнообразные методы. В Москве данной проблемой занимается Центр детской нейропсихологии «Альтера Вита». Его сотрудники регулярно принимают участие в научных конференциях, повышают свою квалификацию и имеют положительный практический опыт работы с детьми. Согласно отзывам пациентов, лечение у специалистов этого центра дает хорошие результаты. Более подробную информацию о центре можно посмотреть на сайте https://altera-vita.ru.

  • Электронное образование — 22.06.2020
  • Что можно беременным — 22.06.2020
  • Ребенок скрипит зубами — 22.06.2020
  • Ребенок не набирает вес — 22.06.2020
  • Первые месяцы грудного вскармливания — 22.06.2020

4 Диагностика

Диагностика ЗПР осуществляется непосредственно на момент поступления в школу в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК ) с участием детского психолога, логопеда (коррекционного психолога), педиатра, дефектолога, детского невролога и врача-психиатра

Важное диагностическое значение имеет сбор анамнестических сведений, которые заключаются в выяснении того, как протекала беременность травмы, анализ условий жизни ребенка, сбор жалоб, изучение медицинского документации. Проводится нейропсихологическое тестирование, т

е. изучение двигательных функций, интеллекта, мышления, внимания и других познавательных процессов и диагностическое обследование речевых функций пациента.

Необходимо побеседовать с ребенком и провести исследование личностных особенностей. П о результатам обследования в условиях ПМПК специалистами выносится заключение о наличие задержки психического развития. Психолог и врачи дают рекомендации по организации учебного процесса или воспитания.

Для выяснения причины развития ЗПР необходимо применять инструментальные методы исследования, такие как ЭЭГ (электроэнцефалография), КТ (компьютерная томография ) и МРТ головного мозга (магнитно-резонансная томография )

Важное значение имеет дифференциальная диагностика ЗПР с олигофренией (умственная отсталость) и аутизмом. Правильно поставить диагноз сможет только компетентный специалист, который сможет отличить симптомы похожих патологий

Типы ЗПР

В 1989 году К.С.Лебединская, советский детский психиатр и дефектолог, предложила классификацию, в основу которой легли причины возникновения данного заболевания.Клара Самойловна выделила 4 типа ЗПР:

  1. Конституционного происхождения, еще одно название — гармонический инфантилизм.В данном случае причиной является наследственность, и проявляется как незрелость психики и телосложения. Ребёнок щупленький, очень эмоциональный и переменчивый в настроении и своём мнении.
  2. Соматогенного происхождения. Причинами являются ранее перенесённые заболевания или длительные аллергии, нервозны, оказавшие влияние на развитие головного мозга. В данном случае у детей не страдает интеллект, но наблюдаются сложности в коммуникации, боязливость, низкая работоспособность, повышенная утомляемость даже во время простых заданий.
  3. Психогенного происхождения. Причина: неблагоприятные социальные условия воспитания, это чаще всего касается сирот, или детей из неполноценных, либо малообеспеченных семей. К этой же категории относятся дети, которые подвержены излишней опеке. Из-за дефицита внимания или его избытка ребёнок становится несамостоятельным, неуверенным в себе, ранимым.
  4. Церебрального происхождения. Это самая тяжёлая форма ЗПР, её причиной является поражение головного мозга, возникающее при патологии беременности или после перенесённых на первом году жизни серьезных заболеваний. В данном случае ребёнок неэмоционален, у него бедное воображение, низкий уровень интеллектуального развития.

Лечение

Как лечить это заболевание правильно, может сказать только квалифицированный медицинский специалист-психоневролог. В этом случае, лечение должно начинаться как можно раньше и только комплексно.

Приём медикаментов сводится к минимуму. В зависимости от текущей клинической картины врач может назначить такие препараты:

  • седативные;
  • ноотропные;
  • витаминно-минеральный комплекс.

Основа лечения должна состоять из физиотерапевтических процедур, занятий у логопеда и детского психолога

Очень важно правильное взаимодействие родителей с ребёнком, поэтому консультации у психолога могут проводиться с родными ребёнка

Что касается физиотерапевтических процедур, то чаще всего назначают магнитотерапию – это позволяет активизировать работу коры головного мозга.

Аппарат для магнитотерапии

Кроме этого, могут быть показаны:

  • лечебная физкультура — занятия в спортзале, плаванье;
  • арт-терапия;
  • курсы мануальной терапии.

Лечение также может проходить и в домашних условиях — врач может расписать комплекс упражнений и рекомендаций, которые родители должны выполнять вместе с ребёнком. Это развитие мелкой и крупной моторики, а также развивающие игры, которые направлены на улучшение памяти и внимания.

Важно понимать, что такие занятия должны проводиться регулярно и продолжительно. Кроме этого, очень важно то, какая психоэмоциональная обстановка в окружении ребёнка

Малыша следует оградить от стрессов, психологического давления, эмоциональных перегрузок, и тем более морального и физического насилия.

Кроме расписанных врачами занятий, следует принимать во внимание и общие рекомендации:

  • питание ребёнка должно быть полноценным, сбалансированным, своевременным и регулярным;
  • обязательны прогулки на свежем воздухе ежедневно;
  • активные, подвижные игры;
  • взаимодействие малыша с окружающими людьми, его социальная адаптация.

Следует понимать, что чем раньше будет начата терапия этого расстройства, тем выше шансы того, что ребёнок дойдёт до нужного уровня развития и социально адаптируется. В то же время, нужно понимать, что лечение этого заболевания может длиться не один год.

Распознать – вовремя

В большинстве случаев ЗПРР проявляется у ребенка крайне рано. Связано это с тем, что вызывает такую задержку чаще всего нарушение деятельности отделов мозга, отвечающих за эмоциональную и речевую сторону развития

Здесь очень важно вовремя забить тревогу. Если начать лечение по достижении 2-3 лет, оно будет гораздо более результативным

Ребенок сможет затем учиться в обычной школе, не будет иметь трудностей с общением, особенно со сверстниками.

Многие родители не обращают внимания на симптомы отставания своих детей, считая это просто индивидуальными особенностями их развития. Однако об отсутствии патологии можно говорить, если отклонение от нормы не превышает нескольких месяцев. Если же ребенок 3 лет не говорит ни слова – это явная задержка развития.

Как же проявляется задержка психоречевого развития в раннем возрасте? Возникает она обычно на фоне отклонений (даже серьезных патологий) в работе нервной системы, поэтому большинство таких детей с раннего возраста наблюдается и лечится у специалистов. При этом педиатры, неврологи, психиатры всегда вписывают в детскую историю болезни: «угрожаемый по ЗПРР»

На это стоит обращать самое пристальное внимание и принимать меры, как только будут замечены подобные тревожные симптомы:

  • к 4 месяцам малыш не начал реагировать на голоса и жесты родителей, не научился улыбаться;
  • к 8 месяцам нет проявления гуления, ребенок не лепечет однотипных слогов;
  • к году не проявляет эмоциональной активности, говорит буквально 2-4 слова;
  • к полутора годам не может понимать простейших слов и просьб, не отзывается на свое имя, не может попросить о чем-то, зачастую такие дети не могут даже жевать;
  • к двум годам использует несколько слов в устойчивой форме, не учит новые;
  • после двух лет говорит всего полтора-два десятка таких слов, при этом они не формируются в предложения, даже простые;
  • после трех ребенок может составлять простейшие предложения (из 2-3 слов, порой несогласованных между собой), растягивает или, наоборот, тараторит, «съедая» окончания слов; вместо ответа на вопрос часто повторяет сам заданный вопрос.

Кроме того, отклонения в работе нервной системы приводят к другим проявлениям отставания в развитии у детей:

  • постоянное слюнотечение из открытого рта;
  • рассеянность, невнимательность;
  • повышенная утомляемость;
  • гиперактивность;
  • склонность к агрессии;
  • неразвитая память;
  • слабое воображение;
  • медленное соображение;
  • эмоциональная скудость;
  • затруднения при контактах с другими людьми;
  • признаки отставания физического развития (ребенок хилый, имеет слабую мышечную массу, низкий тонус, иногда – ДЦП).

Если начать комплексное обследование такого ребенка, непременно будут выявлены нарушения работы левого полушария его мозга, которое отвечает за психоэмоциональное и речевое развитие.

Лечение

Работа с детьми с ЗПР основывается на мультидисциплинарном подходе и активном участии педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция нарушения начинаться с дошкольного возраста и проводиться в течении длительного времени.

При работе с такими детьми особое внимание уделяется формированию познавательных процессов, эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арттерапии. Коррекция нарушений речи проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий

При необходимости детям могут быть назначены ноотропы, а также препараты улучшающие мозговое кровообращение.

Особенности обследования детей с задержкой ПМР

Анамнез. Подробный сбор семейного анамнеза, изучение родословной по данному признаку. Тщательный анализ пренатального анамнеза, изучение выписки из роддома

Обращать внимание на осложнения в родах, состояния новорожденного, отметку о проведенном скрининге по фенилкетонурии и врожденному гипотиреозу. Подробный сбор и анализ анамнеза раннего возраста

Обращать внимание на характер питания, воспитания, ухода. Оценка социального статуса семьи. Анализ перенесенных заболеваний, черепно-мозговых травм в анамнезе. Изучают ПМР в динамике с целью выявления момента начала его задержки.Объективное обследование. Проводят с целью исключения соматической патологии, проявляющейся задержкой ПМР (см. выше). При осмотре ребенка обращать внимание на наличие дизонтогенетических стигм. Обязательна оценка физического развития и его динамики, так как нередко их задержки сочетаются.Лабораторное обследование. Объем исследований зависит от предполагаемой патологии и обычно определяется специалистом, консультирующим ребенка.Консультация специалистов. Ребенок с задержкой ПМР должен быть проконсультирован неврологом, психоневрологом, по показаниям — медицинским генетиком, эндокринологом.Госпитализация. Вопрос о госпитализации и соответствующем профиле стационара обычно решает консультирующий специалист.

ЗПРР с элементами аутизма

Иногда задержка развития сопровождается аутичными чертами, такой тип болезни возникает в результате нарушений работы ЦНС, патологий головного или спинного мозга, воздействия инфекций. Симптомы ЗПРР с элементами аутизма:

  • частые истерики;
  • отсутствие реакции на раздражители;
  • вялость движений;
  • безразличное отношение к близким;
  • отсутствие попыток говорить.

У детей старше 3-5 лет признаки аутизма становятся более явными:

  • ребенок не контактирует с людьми, избегает общения (даже не улыбается родителям);
  • дети не смотрят в глаза;
  • небольшой запас слов;
  • частые проявления агрессии, которые могут быть направлены на самого себя;
  • повторение одинаковых ритмичных движений;
  • непринятие перемен;
  • проблемы с засыпанием и сном.

Такое осложнение заболевания необходимо начать лечить как можно раньше. Подобное сочетание патологий подвергается только комплексному лечению, обязательны занятия сразу с несколькими специалистами.

Диагностика

Ранняя диагностика заболевания затруднительна, ведь она не проявляется физическими отклонениями у младенца. Поэтому задержка психоречевого развития у детей чаще всего становится заметной в дошкольный и школьный период. Таких детей обычно педагоги видят сразу, ведь они либо плохо усваивают материал и становятся вечными двоечниками, либо не могут соблюдать общепринятые правила поведения. Для диагностики проводятся различные тесты, оценивающие психические и речевые показатели. Их огромное множество, к ним относятся тест IQ, тест Когана, всевозможные методики. Иногда требуется проведение ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Диагностика

Установка окончательного диагноза ЗПРР производится на основе комплексного обследования ребенка. В первую очередь лечащий врач обязан:

  • уточнить данные (составить анамнез) о том, как протекали беременность, роды, какие были особенности первых месяцев жизни ребенка (инфицирование, травмы и тому подобное);
  • проанализировать поведение ребенка на основе личного с ним общения, проверить его на внимательность, способность логического мышления, запоминания, понимания задаваемых вопросов и так далее (ребенок 5 лет ЗПРР проявляет не только логопедическими проблемами, но и неумением логически мыслить, решать простейшие задания, соответствующие его возрасту, ориентироваться в понятиях «быстрее-дольше», «больше-меньше» и тому подобное, логически объяснить сравниваемые величины, цвета, характеристики знакомых ему предметов);
  • провести клинические обследования (осмотр у невропатолога, логопеда, нейропсихолога);
  • в отдельных случаях врач может направить ребенка на анализы (тесты хромосом, метаболические и генетические анализы и другие);
  • иногда проводят дифференциальную компьютерную диагностику.

С точным диагнозом ЗПРР инвалидность дают, как правило, на 1-2 года. Устанавливают ее на основе заключения МСЭ (медико-социальная экспертиза). Дольше чем на 2 года, инвалидность не дают по той причине, что понятие «задержка» означает временное явление и предполагает рано или поздно достижение нормы. Поэтому по истечении срока инвалидности дети снова должны проходить комиссию и брать новое заключение МСЭ.

Классификация задержки развития

В 1973 году в городских и сельских школах ученые провели исследования и у 6 % детей первых классов диагностировали ЗПР. На основании полученных материалов Певзнер М.С и Власова Т.А. разделили группу отстающих на 2 класса. Классификация ЗПР по Певзнеру М.С. и Власовой Т.А.

Параметры Задержка развития из-за психического инфантилизма ЗПР обусловленный церебрастеническим состоянием
Причины Перенесенные в утробе матери или раннем детстве инфекционные болезни, интоксикация, нарушение обменных процессов Недостаточная функция нервной системы
Преобладающие факторы Замедленное развитие всего организма, эмоциональная незрелость с признаками психической неустойчивости или заторможенностью Расстройство нервной системы, психическое истощение, заторможенность или гиперактивность

На основании трудов Певзнера была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР по Лебединской К.С., которая выделяет 4 вида отставания в развитии:

  • Конституциональное;
  • Соматогенное;
  • Психогенное;
  • Церебральное.

Типы задержки психического развития (ЗПР) имеют разнообразную клиническую картину, а так же свои поведенческие особенности.

ЗПР конституционного вида

При данном диагнозе проявляется психофизическая задержка, где эмоциональная и волевая система остаются на прежней ступени развития, которая напоминает психику детей младшего возраста.

Для таких ребят присущи следующие черты:

  • Яркие эмоциональные всплески;
  • Наивность;
  • Желание проводить обучение в игровой форме;
  • Легкое внушение;
  • Доверчивость.

Трудности в начальной школе возникают из-за эмоциональной незрелости, у детей нет усидчивости и мотивации к познаниям. Ребенок быстро превращается в отстающего ученика. Он хорошо осваивается в коллективе, но не понимает необходимых правил поведения. Школьник не усидчив, вовлекает сверстников в игры, радуется любой оценке в тетради, не отличая «плохой» от «хорошей».

ЗПР данного вида может возникать из-за генетической предрасположенности и передаваться из поколения в поколение.

Соматогенная ЗПР

Соматогенная классификация детей с ЗПР относится к наиболее распространенному виду. Отставание в развитии провоцируют длительные заболевания, перенесенные в младенчестве. Особенно негативно сказываются на маленьком организме инфекционные болезни, поражающие малыша в первые месяцы жизни.

Задержка психического развития возникает из-за синдрома хронической усталости от болезненного состояния. На его фоне развиваются различные виды невропатических расстройств, вызывая:

  • Отсутствие уверенности;
  • Капризность;
  • Вялость.

Постельный режим и ограниченное общение неблагоприятно сказываются на пополнении жизненных навыков. Таким деткам рекомендованы школы санаторного типа с индивидуальным подходом к обучению.

Психогенный вид ЗПР

Существуют особые виды задержки психического развития детей, не связанные со здоровьем. Актуальным вопросом становится социальное неблагополучие многих семей. Снижение интеллектуальной активности происходит из-за недостатка внимания, вседозволенности, ограниченного окружения, подавления характера малыша и применения физического наказания.

Частые конфликты между взрослыми травмируют психику ребенка, в поведении дитя проявляется агрессивность. Если воспитание проводится с систематическим физическим воздействием и угрозами ребенок становится забитым, он постоянно чувствует тревогу.

Такие детки слишком покорны или возбудимы, они не проявляют интерес к учебе, в поведении появляется необъективность действий

Индивидуальный подход преподавателя, внимание, забота и интенсивность занятий быстро заполняют пробелы в познаниях ребят

Классификация церебральной задержки развития

ЗПР церебрально-органического характера связано с функциональными нарушениями головного мозга. Причинами чаще всего становятся следующие виды отклонений:

  • осложненная беременность,
  • интоксикация плода в утробе,
  • заболевания на 1 году жизни.

Существует следующая классификация типов ЗПР церебрального характера с проявлением:

  1. Эмоциональной нестабильности – дети с таким видом ЗПР гиперактивные, шумные, стараются участвовать в различных играх, но не по поставленным правилам, что приводит к комфликтам и скандалам между сверстниками.
  2. Психической заторможенности – эмоциональная незрелость дополняется несамостоятельностью, отсутствием принятия решений. Дети часто капризничают, избегают активных игр, стесняются выйти к доске, проявляют медлительность и робость.

Классификация задержек психического развития (ЗПР) позволяет выявить причину замедленного повышения интеллекта и подобрать способ коррекции недостатков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector