Синдром аспергера у детей: что это такое и как распознать симптомы
Содержание:
- ПИТ. История Тима
- Признаки у детей
- Что такое синдром Аспергера?
- Причины развития синдрома Аспергера
- Причины
- Признаки синдрома Аспергера у детей
- Синдром Аспергера у детей
- Мои рекомендации детям с синдромом Аспергера
- You are here
- 50 положительных характеристик носителей синдрома Аспергера
- Симптомы
- Признаки синдрома Аспергера у детей
ПИТ. История Тима
теги:
исполнительная дисфункция,
ПИТ
Тим ничего не слышал о ПИТ, пока два года назад его младшему сыну не диагностировали этот профиль аутизма. Во время диагностики сына Тим обнаружил параллели со своей собственной жизнью. Лечащий врач Тима направил его в психиатрическую службу для взрослых, где ему сказали, что несмотря на явные аутичные черты для получения диагноза, включающего ПИТ, необходимо будет пройти обследование в частном порядке. После обследования в Help for Psychology в начале 2019 года Тиму в возрасте 59 лет был поставлен диагноз аутизма с профилем ПИТ. Тим сделал успешную карьеру в сталелитейной промышленности и в настоящее время является генеральным секретарём Международного форума по нержавеющей стали. Он делится своей историей в надежде, что та поможет молодым людям с ПИТ, прокладывающим путь в системе образования или начинающим карьеру.
Признаки у детей
Дети, у которых имеется синдром Аспергера, испытывают затруднения во время взаимодействия с другими людьми, которые проявляются так:
- при общении они не смотрят прямо в глаза собеседнику;
- у них практически нет друзей, так как им сложно завязывать и развивать дружеские отношения;
- им не хочется разделять интересы и радости с другими людьми;
- им трудно интерпретировать жесты, позу, мимику и другие невербальные элементы общения;
- они могут долго говорить о чем-то интересном для них, не обращая внимания, как реагирует на это собеседник;
- активно общаясь с близкими людьми или отдельными знакомыми, они могут полностью игнорировать других людей (это называют избирательный мутизм);
- они не проявляют эмоциональную взаимность, как будто бы «не видят» эмоции других, из-за чего посторонние могут посчитать их бесчувственными;
- установив собственные правила, такие дети будут настаивать на их выполнении, а любые изменения в распорядке их расстраивают, вызывают волнение;
- им трудно участвовать в играх, где требуется притворяться.
Кроме того, для пациентов с синдромом Аспергера характерно ограничение интересов и постоянное повторение определенного поведения
Они могут всецело отдавать свое внимание какому-то одному занятию или интересу, сосредотачиваясь лишь на нем, к примеру, постоянно пересматривают один мультфильм
Они испытывают потребность в сохранении привычного порядка, поэтому плохо переносят перемены. Очень часто ребенок с синдромом Аспергера неуклюж. У него плохой почерк, странная походка, могут быть плохо развиты навыки, при которых нужна ловкость.
Что касается речи, то в целом при синдроме Аспергера языковые способности не нарушаются, но дети могут:
- многословно и долго что-то рассказывать;
- использовать неподходящую интонацию или громкость (разговаривать излишне быстро, отрывисто или громко);
- резко менять тему;
- не делать паузы в своем монологе, чтобы слушатель лучше его понял;
- буквально интерпретировать текст, не понимая поддразнивание, иронию и юмор;
- использовать понятные лишь им метафоры;
- с трудом понимать речь на слух;
- неправильно понимать нюансы;
- автоматически повторять чужие слова (такое действие называют эхолалией);
- не контролировать, заинтересован ли собеседник в разговоре;
- быть неспособными объяснить выводы из того, что они сказали.
У подростков могут возникать затруднения с организацией распорядка дня и ухода за собой. Они часто испытывают трудности и в романтических отношениях, беспокоятся из-за неудачного опыта. У них увеличен уровень стресса и тревожности. В некоторых случаях подросток может вообще отказаться от общения, вести себя агрессивно. Возможно развитие аффективных расстройств и депрессии.
В случае сильного стресса у детей с синдромом Аспергера возникают срывы, которые называют мелтдаунами. Их причиной является перегрузка нервной системы, например, если ребенок находится в помещении с большим количеством людей, на него действует яркое освещение, концентрированный запах или очень громкий звук. К такому состоянию также могут привести внезапные изменения привычного распорядка или повышенные требования со стороны других людей
Помимо этого, ребенок может реагировать на стресс не бурным срывом, а «отключением», во время которого он полностью или частично перестает реагировать на окружающий мир. При таком состоянии пациент уходит к себе в комнату, не отвечает на обращение к нему, смотрит в одну точку. Иногда «отключение» возникает после срыва, помогая ребенку восстановить силы и преодолеть стрессовую ситуацию.
Что такое синдром Аспергера?
Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются
Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно. Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента. При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.
Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.
При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.
Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.
По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.
Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми
Причины нарушения
У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера
Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:
- генетическими мутациями;
- генетической предрасположенностью;
- возрастом родителей;
- биологическими нарушениями.
Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.
Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением. Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания. Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.
При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.
Причины развития синдрома Аспергера
Точно сказать, что является причиной синдрома, врачи пока не могут. Выдвигается группа теорий на этот счет, но ни одна не нашла практического подтверждения.
Влияние на плод токсических веществ
Согласно этой теории, основной причиной развития психического отклонения является воздействие на организм ядов, паров и солей тяжелых металлов, еще во время внутриутробного развития. В подтверждение этой теории специалисты приводят примеры, когда у матерей курящих, злоупотребляющих спиртным, рождается ребенок с психическим отклонением. Влияние ядовитых соединений, в частности никотина, кадмия, этанола и прочих действительно способно спровоцировать синдром Аспергера, но имеется куда больше обратных случаев, когда у родителей пьющих, курящих и даже потребляющих наркотики рождались вполне здоровые дети. По всей видимости, имеет место и какой-либо иной фактор, склоняющий чашу весов в негативную сторону.
Аутоиммунная реакция организма матери во время гестации
Результат иммунологической несовместимости, например, по резус-фактору и прочим моментам. В выраженном виде встречается относительно редко. Действительно, если имеет место агрессивный ответ защитных сил организма матери на плод, начнется разрушение его организма. Пострадают органы, головной мозг. Это скажется на физическом и психическом развитии. Такие дети почти поголовно рождаются с пороками и анатомическими дефектами. Не в последнюю очередь страдает сердце. Однако, нельзя сказать, что такая проблема провоцирует исключительно синдром Аспергера, встречаются и иные психические расстройства, слабоумие. Бывает, что интеллектуально-волевая, социальная сферы не страдают вообще. Потому опять же прямую связь доказать не удается.
Гормональный дисбаланс у ребенка
Встречается мнение, что синдром Аспергера развивается на фоне недостаточной выработки специфических гормонов щитовидной железы, гипофиза, половых гормонов, веществ коры надпочечников. Здесь тоже доказать что-либо невозможно. Во-первых, сразу возникает вопрос: почему отклонение в таком случае не манифестирует у подростков, когда гормональный фон изменяется катастрофически, у беременных женщин, у пациентов в климактерический период? Это врожденное заболевание. Потому сугубо патогенетическим фактором гормональные проблемы быть не могут. Однако, по всей видимости, вполне способны сказаться на течении заболевания в поздние годы.
Недостаточная выработка дофамина
Скачки уровня дофамина провоцируют не только синдром Аспергера. Нарушению концентрации этого вещества приписывают и шизофрению, и органические психозы, и много чего еще. Каким образом дофамин сказывается на вероятности развития расстройства сказать невозможно. Проблема также в том, что далеко не у всех пациентов концентрация дофамина изменяется хоть как-то.
Отягощенная наследственность, проблемы с концентрацией прочих нейромедиаторов: серотонина и др.
Представляет наибольший интерес среди прочих названных факторов. Согласно все тем же исследованиям, если в роду был хотя бы один человек с названным диагнозом, вероятность повторения негативного сценария у потомства выше почти на 60%. Потому вероятно синдром Аспергера имеет и генетическую составляющую, закодирован на фундаментальном уровне. По крайней мере, предрасположенность к таковому.
Передается ли синдром Аспергера по наследству?
Точный ответ дать пока невозможно. Как минимум, передается склонность к развитию такового.
Причины развития врачи называют разные. Однако ни одна не подтверждена серьезными исследованиями. Если рассматривать отчеты специалистов-исследователей, все так или иначе оказываются в тупике. Потому как исключительной причины найти не получается.
Взгляд сквозь призму синдрома Аспергера
Согласно современному видению, синдром Аспергера — это полиэтиологическое заболевание, в его становлении участвует множество факторов. Потому каждый названный выше момент играет определенную роль. В большинстве же случаев не удается обнаружить ни одного предполагаемого патогенетического фактора. Это говорит о недостаточной изученности патологии. Ведущая теория на сегодня — генетическая предрасположенность. Далее, при наличии таковой, требуется триггерный фактор, спусковой механизм. Им могут стать перечисленные выше факторы.
Причины
Единых и точных причин происхождения заболевания не выявлено, предположительно оно имеет одинаковые корни с аутизмом. Главную роль в развитии этого синдрома отводят генетическому фактору (наследственности). Известны случаи, когда представители одной семьи в той или иной степени имеют признаки синдрома Аспергера.
К причинам расстройства также относят влияние биологических, и вредных (тератогенных) факторов, действующих на организм женщины в начале беременности.
Кроме этого, предполагают влияние факторов окружающей среды после рождения, однако эта теория существует без научного подтверждения.
Признаки синдрома Аспергера у детей
При обнаружении у маленьких детей нервозности, обусловленной воздействием внешних раздражителей, это является достаточным основанием для проведения специального теста на светочувствительность и звуковое восприятие. Новый метод позволяет выявить зарождающийся синдром Аспергера в достаточно раннем возрасте.
В большинстве своем патология не дает о себе знать до 6 лет. Более того, в первые годы дети с синдромом Аспергера развиваются так же, как и нормальные. Родители испытывают радость, видя, что их чадо начало рано говорить, легко запоминает новые слова и спокойно играет с одними и теми же игрушками. Еще ребенок может быстро научиться читать и запоминать большой объем иностранных слов.
Главные трудности, которые возникают у людей с синдромом Аспергера — коммуникативные. Социальная неприспособленность дает о себе знать уже в 5 или 6-летнем возрасте. Чаще всего это происходит тогда, когда ребенок поступает в первый или подготовительный класс, когда у него появляется более широкий круг общения.
Признаки синдрома Аспергера у детей
На этом этапе распознать синдром Аспергера у детей довольно просто:
- Ребенок негативно относится к любым активным играм, поскольку его неуклюжесть не позволяет ему правильно манипулировать мячом и другими предметами;
- Больной с синдромом Аспергера может находить себе развлечение в каком-либо спокойном занятии, которому может посвящать несколько часов;
- Детям неприятны веселые мультики, поскольку им сложно понять заложенные в них шутки, а громкие песни вызывают у них раздражение;
- Для детей серьезным стрессом становится приход в дом новых незнакомых людей. Это вызывает у них истерику, которая нередко может заканчиваться плачем;
- Оказавшись в большой компании, ребенок чувствует себя не в своей тарелке, не проявляет никакого желания контактировать с другими, предпочитает играть в одиночку.
Люди с синдромом Аспергера обретают психологический комфорт лишь в том случае, если их личные вещи лежат на своих местах, а жизнь проходит по привычному распорядку. Если случаются незапланированные события, у ребенка может начаться истерика. К примеру, когда за ребенком после уроков приехал вместо мамы папа, у него может проявиться приступ неконтролируемых слез и криков.
Признаки синдрома Аспергера у взрослых
Если в раннем возрасте с ребенком не велась работа по коррекции коммуникативных навыков, то во взрослом состоянии он сталкивается с острой социальной изоляцией:
- Сложно найти людей, имеющих общие интересы;
- Трудно заводить друзей;
- Проблемы в личной жизни.
Люди с диагнозом синдром Аспергера не подходят для занятия должности менеджера или руководителя. Они могут быть в курсе специфики работы предприятия, набирать высокие баллы, показывать высокие результаты при прохождении теста на IQ, но чаще всего они выбирают простую однообразную работу. Люди с таким заболеванием не стремятся продвигаться по карьерной лестнице.
- Взрослые с синдромом Аспергера лишены воображения:
- Им трудно вникнуть в смысл, заложенный в метафорах;
- Они воспринимают буквально образные выражения;
- Им сложно понять, где правда, а где ложь;
- У них полностью отсутствует чувство юмора.
Нередко происходит так, что люди с синдромом Аспергера превращаются в общественных изгоев. Чаще всего этому способствует их кажущаяся невежливость:
- Они всегда говорят то, что первое приходит им в голову;
- Они могут высказывать нетактичные замечания;
- Неспособны соблюдать общепринятые правила этикета, считая их бессмысленными;
- В любой момент могут прервать беседу и уйти в себя, погрузившись в свои мысли;
- Им сложно уловить чувства собеседника;
- Их не волнует впечатление, которое они производят на окружающих.
Взрослые люди, страдающие синдромом Аспергера, очень подозрительны и испытывают страх ко многим болезням. К примеру, придя на прием к стоматологу, человек может сто раз переспросить дантиста, все ли инструменты одноразовые и безопасны для здоровья. Это делает очень трудным общение с такими людьми, которые в глазах большинства воспринимаются как мелочные зануды.
Синдром Аспергера у детей
Данное расстройство обычно диагностируется с достаточно молодой возрастной категории. Проблемы с узкими увлечениями, которые захватывают всю жизнь крохи начинают становиться очевидными к 5-ти годам, при этом ребенок совершенно погружается в свои странные изучения определенной «проблемы». Имеется гипотеза, что у детей с синдромом Аспергера имеется нарушение базового доверия к мировому сообществу и именно такие индивидуальные характеристики подталкивают их к определенному типу взаимодействия с социумом.
Дети с этим синдромом нередко собирают целые тома малопригодной информации о каких-то узких вещах. При этом их зацикленность на деталях не позволяет им осознать широкий контекст изучаемой ими проблемы. Опасность этого симптома в том, что дети интересуются определенной темой очень глубоко, восхищаясь ей, это предиктор пропуска синдрома
Важно отличать, если ребенок интересуется чем-то довольно распространённым для своего возраста, просто более глубинно пытаясь изучить это, то можно предполагать, что это просто детское увлечение. А вот если тематика излишне узконаправлена, малопригодна для игр и совершенно не детская, то имеет смысл поискать еще клинические симптомокомплексы, которые могут поспособствовать выявлению этой патологии
Для диагностирования детского проявления синдрома Аспергера важно наблюдать за движениями. При такого рода расстройствах в движениях имеется стереотипность в играх ребенка
Он однообразно взмахивает руками, возможно, вращается всем телом. Эти движения отличаются от тиков своей добровольностью, большой ритмичностью и меньшим темпом.
Еще с детского возраста можно заметить некоторые нарушения речи, они обычно несерьезны, поскольку малыш совершенно функционален и сохранен. Также присутсвует некоторая безэмоциональность, обычно совершенное равнодушие к реагированию окружения на них. Их разговор больше похож на общение с собой, и неопытному человеку будет сложно уловить суть беседы.
Нередко лексикон у таких детей необычайно изощрён. Они используют заумные выражения, но при всей этой вычурности, они имеют сложности с интерпретированием выражений, особенно фигуральных. Трудности в понимание переходят просто в буквальное понимание всего. И тогда каждое сказанное выражение воспринимается ребенком буквально. Тяжелыми речевыми оборотами для детей с синдромом Аспергера является сарказм, ирония, юмористические обороты. Примеры буквального понимания замечались за такими детьми, когда другие дети шутили, то детей с Аспергером это пугало и настораживало. Нередко они бежали домой из-за испуга.
Характерно, что у детей с синдромом Аспергера немного отстают моторные навыки, у них могут сложности с выполнением такого рода заданий, а также с открыванием коробок и различных шкатулок. Кроме этого такому ребенку может быть трудно засыпать.
Мои рекомендации детям с синдромом Аспергера
Детям с синдромом Аспергера приходится сталкиваться со многими трудностями, особенно ближе к переходному возрасту, когда окружение играет такую большую роль в жизни любого подростка.
Порекомендовать детям с данным расстройством можно следующее:
- Понимай свое отличие от других людей, не стесняйся своих особенностей, учись жить с ними. Многие дети долго и упорно перебирают то, что может сделать их не такими как все, твои исключительные черты уже найдены.
- Не стесняйся попросить помощи у родителей и взрослых, если чувствуешь себя некомфортно, тревожно или напряженно.
- Следуй своему режиму дня. Если знаешь, что произойдут какие-то изменения и беспокоишься по этому поводу, то обсуди это с родителями.
- Не переживай о том, что трудно завести друзей и общаться со своими сверстниками. Если кто-то из ребят не понимает, почему ты так странно себя ведешь, то не стоит воспринимать это близко к сердцу. Чуть позже обязательно появятся близкие люди, готовые принять тебя таким.
- У тебя есть способности, которых нет у одноклассников: ты быстро запоминаешь информацию, хорошо учишься, очень много знаешь о том, чем увлекаешься. Пользуйся этим, общество ценит и уважает таких людей.
- Твои глубокие знания и увлечения могут помочь найти себя во взрослой жизни. Подумай, где в работе можно это использовать – так ты сделаешь себя счастливым.
- Следи и замечай, как реагируют другие ребята на похвалу, обиду, помощь и другие ситуации. Тогда ты сможешь понять, как нужно действовать в той или иной ситуации и не расстраивать или сердить окружающих.
You are here
50 положительных характеристик носителей синдрома Аспергера
теги:
когнитивные особенности,
синдром Аспергера и РАС — общие сведения
Рубрики:
Мифы и факты про РАС
Большинство детей, подростков и взрослых с синдромом Аспергера обладают множеством положительных качеств, которые с лихвой покрывают любые отрицательные. Один Аспи утверждал: «Слава те Господи, у меня Аспергер!» Давайте посмотрим на несколько положительных черт, связанных с состоянием синдрома Аспергера.
Большинство Аспи:
Могут легко прощать.
Добросовестны, надежны и честны.
Полны энтузиазма и имеют склонность к навязчивым исследованиям, таким образом развивая обширную и глубокую базу знаний по предметам интересов.
Свободны от предрассудков.
Умны и талантливы.
Менее склонны к непостоянству или озлобленности по сравнению с нейротипичными людьми.
Чаще, чем по населению в целом, имеют высшее образование.
Не склонны лгать.
Не склонны воровать.
Вероятно, не станут хулиганами, мошенниками или социальными манипуляторами.
Не мотивированы вести активную социальную жизнь и тратить время попусту.
Являются обязательными (людьми слова): им можно доверять, если они запланировали или пообещали что-либо, то выполнят.
Маловероятно, что совершат неспровоцированные нападения словесным или иным образом.
Не подвержены стереотипам, которые зачастую проявляются в обществе относительно социального положения или социальных навыков.
Положительно относятся к причудам и особенностям других людей.
Привносят весьма оригинальные взгляды на решения проблем.
Избирательны в вопросах выбора честных, настоящих, надежных людей, которые разделяют их интересы.
Могут привлечь внимание к различным интересным фактам.
Могут выслушать людей и посмотреть на проблемы свежим взглядом, предложив беспристрастные оценки, основанные на предоставленной информации.
Способны вспомнить мельчайшие детали, которые другие люди упускают из вида.
Могут расслабиться и быть самими собой, не боясь общественного осуждения.
Не занимаются кляузничеством и подрывом репутации в отношении окружающих.
Не дискриминируют кого-либо на основании расы, пола, возраста или любых других критериев.
Не заставляют других жить в соответствии с социальными ожиданиями.
Не имеют тайных планов и «камней за пазухой».
Не сношают мозги окружающим.
Не пользуются слабостями других людей.
Как правило, не признают иерархии, и поэтому вряд ли высоко оценят человека просто потому, что он богат или достиг высокого положения в организации.
Придерживаются хорошей трудовой этики.
С большой увлеченностью занимаются деятельностью, которая им нравится, что может привести к определенным успехам и в спортивных занятиях.
Имеют склонность придерживаться установленного порядка.
Интеллект выше среднего.
Имеют острую чувствительность, которая поддерживает творческие наклонности.
Обладают исключительной памятью.
Обладают крайней выносливостью.
Обладают исключительной целостностью натуры.
Не заинтересованы в успехе путем «хождения по головам» в ущерб другим людям.
Имеют один (или более) высокоразвитый талант.
Имеют способности к плаванию, гребле, бегу, бодибилдингу и другим занятиям, требующим постоянных физических усилий.
Имеют ценности, которые не подвержены финансовым, социальным или политическим влияниям.
Судят о людях на основании их поведения, а не цвета кожи или социально-экономического статуса.
Нравится проводить время в одиночестве и вполне способны сами себя развлекать.
Ненавидят светскую беседу и пустой треп, предпочитая вместо этого говорить о значительных вещах, повышающих уровень знаний.
Становятся очень хорошими сотрудниками, если в состоянии контролировать свой темп работы в рамках коллектива или в одиночной деятельности и в социально благоприятной среде.
Обращают внимание на детали.
Придерживаются своих позиций даже в условиях интенсивного социального давления.
Как правило, становятся опытными и успешными в технических областях знаний, необходимых для прибыльной работы в «век информации».
Как правило, предпочитают индивидуальные виды спорта командным играм, поскольку в них нет никаких социальных требований и возможно осуществлять полный контроль за деятельностью.
Интересующиеся спортом, скорее всего, станут работать над этим каждый день, часто в течение длительного периода времени.
Не подвержены стадному чувству и феномену толпы.
Симптомы
Симптомы индивидуума варьируются от лёгких до тяжёлых. Также будет разным уровень функционирования у каждого ребёнка. У детей могут быть все или только некоторые из описанных ниже характеристик. У них возможно будет больше проблем в неструктурированных социальных условиях или в новых ситуациях, связанных с навыками решения коммуникационных задач.
Социальные проблемы
Дети с синдромом Аспергера испытывают трудности в общении со сверстниками и могут быть отвергнуты другими ребятами. У подростков с расстройством обычно развивается депрессия, и они чувствуют себя одинокими.
За пределами общения с ближайшими родственниками пострадавший ребёнок может проявлять неуместные попытки инициировать социальное взаимодействие и подружиться с окружающими людьми. Дети с синдромом могут бояться демонстрировать искренние желания общаться со сверстниками. Но члены семьи могут научить такого ребёнка выражать свою любовь к родителям с помощью многочисленных репетиций на протяжении многих лет.
Бывает, что пострадавший ребёнок не может проявлять привязанность к родителям или другим членам семьи.
У детей с синдромом Аспергера имеются особенные и узкие интересы, они исключают другие виды деятельности. Эти интересы могут иметь приоритет над их отношениями со своей семьей, школой и сообществом.
Перемены в повседневной жизни ребёнка (развод родителей, смена школы, переезд,) может также усугубить тревогу, депрессию и другие психологические нарушения.
Коммуникативные нарушения
Пострадавшие дети очень ограниченно используют жесты. Язык тела или невербальное общение могут быть неуклюжими и неуместными. Мимика может отсутствовать. При ответе на вопросы у ребёнка обычно возникают ошибки. Эти дети часто дают неуместные ответы.
Нарушения речи и слуха
У детей с синдромом Аспергера наблюдаются некоторые аномалии в речи и языке, включая скрупулёзную речь и странность в подаче, интонации, просодии (постановка ударения) и ритме. Непонимание языкового нюанса (например, буквальные интерпретации оборотов речи) является обычным явлением.
У детей часто наблюдаются практические проблемы речи, в том числе:
- неспособность использовать язык в социальных контекстах;
- прерывание речи другого человека;
- неактуальные комментарии.
Речь бывает необычно формальной или трудной для понимания других людей. Дети могут озвучивать свои мысли без цензуры.
Объём речи может сильно различаться и отражать текущее эмоциональное состояние ребёнка, а не требования к коммуникации в социальной сфере. Некоторые дети могут быть разговорчивыми, другие молчаливые. Более того, один и тот же ребёнок может демонстрировать как многословность, так и стойкое молчание в разное время.
Некоторые дети могут проявлять селективный мутизм (отказ от говорения в определённых ситуациях). Некоторые могут говорить только с теми, кто им нравятся. Таким образом, речь может отражать индивидуальные интересы и предпочтения личности.
Форма выбранного языка может включать метафоры, которые имеют смысл только для говорящего. Сообщение, что-то значащее для оратора, может быть не понято тем, кто его слышит, или оно может иметь смысл только для некоторых людей, которые понимают личный язык говорящего.
Дети часто проявляют слуховую дискриминацию и искажение, особенно когда сталкиваются 2 или более человек, говорящих одновременно.
Сенсорная чувствительность
У детей с синдромом Аспергера может проявляться ненормальная чувствительность на звук, прикосновение, боль и температуру. Например, они могут демонстрировать либо чрезвычайно большую, либо уменьшенную чувствительность к боли. Возможна гиперчувствительность к текстуре продуктов. У детей бывает синестезия, когда раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе вызывает автоматический, непроизвольный ответ в другом сенсорном режиме.
Задержка моторных навыков
- видимая неуклюжесть и слабая координация;
- дефицит визуально-моторных и визуально-перцептивных навыков, включая проблемы с балансом, ловкостью рук, почерком, быстрыми движениями, ритмом.
Признаки синдрома Аспергера у детей
Повышенная чувствительность у детей может нести в себе возможные неврологические расстройства. Когда младенец беспокойный, капризный, трудно отнести это к каким-либо отклонениям. Но если замечена нервозность именно из-за внешних раздражителей – света, громких звуков, нужно проверить состояние малыша.
При синдроме Аспергера у детей симптомы социального характера проявляются к 5-6 годам, когда ребенка оформляют в подготовительную группу или школу, выражаются они в следующем:
- малыш не принимает участие в активных играх;
- замечено сильное увлечение одним спокойным занятием;
- у ребенка нет желания смотреть веселые мультфильмы с шумными песенками;
- наблюдается неестественная реакция при виде незнакомых людей;
- малыш не играет с другими детками, ведет себя обособленно;
- замечена навязчивая привязанность к своему дому и родителям.
Стартовые комфортные условия для детей создают родители. Итог таких условий раскрывает уникальную способность малыша и определяет его деятельность в будущем. Необходимо научиться контролировать собственные эмоции, уметь разделять их на первичные, которые человек испытывает сразу (стресс), и вторичные – гнев, который следует за стрессом. Нужно использовать диалог с окружающими для понятия этих эмоций, после действовать разумно и логично.
Эмоции малыша нужно понимать и рассматривать, прибегая к навыкам. Для ребенка с особенностями развития тревога выступает первичной эмоцией, которая ведет к плачу. Любые проявления агрессии и гнева являются вторичными эмоциями.