Задержка психического развития у ребенка

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Общие признаки ЗПР

Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
Очень быстро утомляется.
Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
Не может удерживать внимание на одном предмете.
Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
Крайне бедный словарный запас.
Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
Не контролирует эмоции.
Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
В рассуждениях не может выделить главную мысль.
Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Как помочь ребенку с ЗПР: советы для родителей

Советы для родителей:

  • Не отвергайте явного. Чем раньше вы обратитесь к экспертам, тем легче будет помочь.
  • Оказывайте помощь. Не следует слишком опекать детей, однако и предоставлять ему абсолютную независимость также не нужно. До тех пор пока он просто не может сладить с учебой, однако все возможно откорректировать. Ориентируйте, корректируйте его действия, однако не берите все на себя.
  • Если доктор прописал медицинские препараты, следовательно это необходимо. Но это не значит, что с ребенком не нужно работать. Непосредственно занятия с психологом, нейропсихологом и при потребности логопедом-дефектологом могут помочь справиться с проблемой.
  • Подберите оптимальных экспертов. Легче будет отыскать необходимых преподавателей в одном центре. Ребенку нужны обучения по формированию речи, мелкой моторики, логики. Преподаватель-специалист по психологии будет работать с коммуникативными способностями.
  • Создайте дома развивающую среду. Непременно выполняйте задания педагогов.

Кто и когда проводит диагностику

Диагностирует задержку психического развития малыша комиссия. Состав: психолог, невропатолог, педагог, психиатр, логопед, дефектолог. Вовремя диагностики присутствуют родители, представители садика или школы. В их задачу входит:

  1. Дать заключение или отклонить диагноз ЗПР.
  2. Ребенок проходит проверку своих знаний. Проверяют чтение, письмо, счет, логику,малыш отвечает на определенные тесты.
  3. Специалисты изучают восприятие, память, мышление, внимательность, самосознание малыша.
  4. Комиссия устанавливает программу обучения, какие конкретно нужны занятия.

Диагностику проходят дошкольники до 6 лет. Дополнительно врач может назначить ЭЭГ, МРТ, КТ головного мозга.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Классификация задержки развития

В 1973 году в городских и сельских школах ученые провели исследования и у 6 % детей первых классов диагностировали ЗПР. На основании полученных материалов Певзнер М.С и Власова Т.А. разделили группу отстающих на 2 класса. Классификация ЗПР по Певзнеру М.С. и Власовой Т.А.

Параметры Задержка развития из-за психического инфантилизма ЗПР обусловленный церебрастеническим состоянием
Причины Перенесенные в утробе матери или раннем детстве инфекционные болезни, интоксикация, нарушение обменных процессов Недостаточная функция нервной системы
Преобладающие факторы Замедленное развитие всего организма, эмоциональная незрелость с признаками психической неустойчивости или заторможенностью Расстройство нервной системы, психическое истощение, заторможенность или гиперактивность

На основании трудов Певзнера была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР по Лебединской К.С., которая выделяет 4 вида отставания в развитии:

  • Конституциональное;
  • Соматогенное;
  • Психогенное;
  • Церебральное.

Типы задержки психического развития (ЗПР) имеют разнообразную клиническую картину, а так же свои поведенческие особенности.

ЗПР конституционного вида

При данном диагнозе проявляется психофизическая задержка, где эмоциональная и волевая система остаются на прежней ступени развития, которая напоминает психику детей младшего возраста.

Для таких ребят присущи следующие черты:

  • Яркие эмоциональные всплески;
  • Наивность;
  • Желание проводить обучение в игровой форме;
  • Легкое внушение;
  • Доверчивость.

Трудности в начальной школе возникают из-за эмоциональной незрелости, у детей нет усидчивости и мотивации к познаниям. Ребенок быстро превращается в отстающего ученика. Он хорошо осваивается в коллективе, но не понимает необходимых правил поведения. Школьник не усидчив, вовлекает сверстников в игры, радуется любой оценке в тетради, не отличая «плохой» от «хорошей».

ЗПР данного вида может возникать из-за генетической предрасположенности и передаваться из поколения в поколение.

Соматогенная ЗПР

Соматогенная классификация детей с ЗПР относится к наиболее распространенному виду. Отставание в развитии провоцируют длительные заболевания, перенесенные в младенчестве. Особенно негативно сказываются на маленьком организме инфекционные болезни, поражающие малыша в первые месяцы жизни.

Задержка психического развития возникает из-за синдрома хронической усталости от болезненного состояния. На его фоне развиваются различные виды невропатических расстройств, вызывая:

  • Отсутствие уверенности;
  • Капризность;
  • Вялость.

Постельный режим и ограниченное общение неблагоприятно сказываются на пополнении жизненных навыков. Таким деткам рекомендованы школы санаторного типа с индивидуальным подходом к обучению.

Психогенный вид ЗПР

Существуют особые виды задержки психического развития детей, не связанные со здоровьем. Актуальным вопросом становится социальное неблагополучие многих семей. Снижение интеллектуальной активности происходит из-за недостатка внимания, вседозволенности, ограниченного окружения, подавления характера малыша и применения физического наказания.

Частые конфликты между взрослыми травмируют психику ребенка, в поведении дитя проявляется агрессивность. Если воспитание проводится с систематическим физическим воздействием и угрозами ребенок становится забитым, он постоянно чувствует тревогу.

Такие детки слишком покорны или возбудимы, они не проявляют интерес к учебе, в поведении появляется необъективность действий

Индивидуальный подход преподавателя, внимание, забота и интенсивность занятий быстро заполняют пробелы в познаниях ребят

Классификация церебральной задержки развития

ЗПР церебрально-органического характера связано с функциональными нарушениями головного мозга. Причинами чаще всего становятся следующие виды отклонений:

  • осложненная беременность,
  • интоксикация плода в утробе,
  • заболевания на 1 году жизни.

Существует следующая классификация типов ЗПР церебрального характера с проявлением:

  1. Эмоциональной нестабильности – дети с таким видом ЗПР гиперактивные, шумные, стараются участвовать в различных играх, но не по поставленным правилам, что приводит к комфликтам и скандалам между сверстниками.
  2. Психической заторможенности – эмоциональная незрелость дополняется несамостоятельностью, отсутствием принятия решений. Дети часто капризничают, избегают активных игр, стесняются выйти к доске, проявляют медлительность и робость.

Классификация задержек психического развития (ЗПР) позволяет выявить причину замедленного повышения интеллекта и подобрать способ коррекции недостатков.

Принципы лечебной терапии

Коррекцию отставания развития лучше всего начинать после установления первых симптомов. Врачи рекомендуют комплексный подход с применением основных лечебных методов:

  • рефлексотерапию электрическими импульсами на рабочие мозговые точки, способ воздействия микротоков эффективен при отставании в развитии после церебрально-органического поражения;
  • использование услуг логопедического массажа, различных проверенных методов развития памяти, артикуляционная гимнастика, тренировка внимания, мышления, для этого требуется на всех этапах болезни консультироваться с логопедами и дефектологами;
  • для применения лекарственных препаратов нужно обязательное обследование у невролога, самостоятельное прописывание препаратов может только навредить больному ребенку.

Если причиной отставания ребенка в развитии стали социальные факторы, то требуется консультация психолога. Эффективно работает общение с животными, дельфинами, лошадьми. Благополучная семейная пара может много сделать для придания малышу уверенности в себе, благоприятный прогноз болезни будет, если поддержка близких будет сопутствовать развитию ребенка.

Проявления задержки речевого развития

Грубая задержка психоречевого развития – еще один повод не медлить с визитом к медикам. Лечение ЗПРР начинать нужно не позже, чем в 3 года – в таких случаях логопеду получится избавиться от проявления за короткий срок. В 5-7 лет на устранение дефектов речи детей уйдет значительно больше времени.

Насторожить родителей должно отсутствие некоторых компонентов речевого навыка. У малыша наблюдаются нарушения в произношении звуков (нередко большей их части), проблемы со словарем, фразами и связной речью.

Медицинская статистика оповещает, что диагноз ЗРР чаще наблюдается у мальчиков (почти у 15%). У девочек показатель отклонений речевого или психогенного происхождения значительно ниже – до 5%. Обращение к специалистам и обучение детей необходимым речевым навыкам позволяют избавиться от дефекта, но для коррекции произношения придется приложить немало усилий, как врачу-логопеду, так и взрослым. Тесное общение и консультации с невропатологом позволят ускорить процесс, ведь речевые дефекты напрямую связаны с психикой карапуза.

Лечение

Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.

Медикаменты

Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.

Могут быть назначены:

  • Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
  • Когитум
  • Мексидол
  • Винпоцетин
  • Церебролизин
  • Глицин
  • Фенибут

Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.

Коррекция

Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.

  • Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
  • В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
  • Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.

В домашних условиях

Занятия на развитие мелкой моторики:

Пальчиковые игры:

Квиллинг

Лепка из пластилина:

Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол

На улучшение памяти и внимательности:

  • Чтение
  • Игра в города, предметы
  • Поиск отличий
  • Квесты с поиском клада
  • Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.

Прочие методы

  • Остеопатия
  • Иглорефлексотерапия
  • Электрорефлексотерапия
  • Магнитотерапия
  • Иппотерапия
  • Дельфинотеапия

Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.

Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.

ЗПРР и приучение к горшку

Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая – ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:

  • Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
    Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно.
  • Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
  • Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками –  не здорово.
  • Если в какой-то момент все получилось  – не скупитесь на похвалу.
  • Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.

Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.

Развитие детей с ЗПР

Примерно 50% неуспевающих детей-школьников составляют дети, имеющие в анамнезе диагноз ЗПР.

Особенности развития детей с ЗПР ведут их к школьной неуспеваемости. Именно поэтому для обучения таких детей создаются специализированные учебные учреждения-школы и особые классы выравнивания или коррекционно-развивающего направления классы.

Особенности детей с ЗПР чаще обнаруживаются после начала обучения в дошкольной организации или школе. Она характеризуются замедленной скоростью развития некоторых процессов психики, незрелостью личности, негрубыми расстройствами когнитивной сферы.

ЗПР у детей отличается устойчивой интеллектуальной недостаточностью легкой степени и обратимостью развития с неярко выраженной устремленностью к компенсации, возможного только в обстоятельствах специализированного обучения и грамотного воспитания. Вследствие нарушений на протяжении довольно продолжительного периода у детей наблюдается незрелость нервной системы, функционального характера. Это, в свой черед, выражается в слабости таких процессов психики, как возбуждение и торможение, трудностях образования сложных связей.

Большинство функций психики (например, пространственные представления, когнитивные процессы и др.) характеризуется непростым комплексным строением и базируются на согласованности действий нескольких функциональных систем. Вследствие этого формирование подобного рода действий у малышей с ЗПР замедлено и проистекает иначе, если сравнивать с нормально развивающимися. В результате чего соответствующие функции психики формируются не таким образом, как у здоровых малышей.

Комплекс мероприятий и программа для детей с ЗПР, сконцентрирована на развитии и направлена на выработку умственных способностей детей, имеющих в анамнезе задержку развития психики, поддержку обучающего процесса в школе. Современная практика воспитания и специализированного обучения малышей с ЗПР предоставляет возможность получения положительного прогноза в усвоении детьми учебной программы общеобразовательного учреждения при надлежащей методической организации и психолого-педагогической работе.

Умственное развитие детей с ЗПР базируется на способствовании им в овладении собственной умственной деятельностью, ее стержневыми структурными элементами (например, регуляционным или мотивационно-ориентировочным). Общая направленность работы с малышами сводится изначально к групповой деятельности, в которой инициатива их организации принадлежит учителю, переходящей к действиям индивидуальным, где инициатива принадлежит ребенку; сводится к постановке цели педагогом и созданию им настроения для реализации.

Работа с детьми с ЗПР направлена на образование навыка коллективной постановки целей, а затем – навыка выработки индивидуального целеполагания с соответственным эмоциональным настроем к данному процессу, практической деятельности и ее плодам. Вначале работа детей оценивается непосредственно педагогом. Задачей учителей является выработка навыка коллективного оценивания, а затем и индивидуального самооценивания.

Разнообразный труд детей, посильного характера, различные манипуляции с природной материей обеспечивают существенные возможности для систематизации, углубления и расширения детских знаний о ближнем окружении, выработки общих представлений и обычных житейских понятий.

Мыслительная деятельность с детьми с ЗПР формируется на фундаменте из практических действий. Большой акцент делается на подборе подвижных игр с постепенным их усложнением, которое происходит следующим образом. Вначале увеличивается число правил, затем правила усложняются. Сначала правила выполняет каждый член группы, а затем – только представитель группы.

Также немаловажным являются и творческие занятия для детей с ЗПР, на которых особый акцент делается на продуктивные виды искусства, например, на лепку, рисование, аппликацию и др. Базируясь на практической деятельности, при целенаправленной работе педагога, быстрее можно развить умственную деятельность, которая будет основываться на общих представлениях и рассуждениях словесно-логического характера.

Почему не все дети развиваются соответственно нормам

Задержке психологического развития у ребенка могут способствовать следующие обстоятельства:

  • Генетическая склонность. В случае если посмотреть, к примеру, на детей с синдромом Дауна, то они постоянно развиваются медленнее собственных ровесников. Выражение данной патологии может быть различным (как простая степень отставания в формировании, так и наиболее серьёзное состояние – интеллектуальная неразвитость). Имеются и прочие виды хромосомных патологий, сильно влияющих на формирование интеллекта в детском возрасте и получение ребёнком новых умений и умений.
  • Расстройства личности, сопряженные с аутизмом. Дети-аутисты ощущают большие сложности в общении со своими ровесниками. Происходит это из-за нарушения восприятия мира. Зависимо от того, какую конфигурацию обретает необщительность (лёгкую либо тяжёлую) взаимодействие ребенка с обществом или очень ограничивается, или вообще становится неосуществимым. Природа младенческого аутизма до сих пор порождает дискуссии у многочисленных экспертов. Никто из научных деятелей не может конкретно дать ответ, относится ли необщительность к генетическим патологиям, либо же он считается психологической болезнью.
  • Родовая травма. В случае если ребенок в период своего внутриутробного формирования ощущает состояние гипоксии (постоянная либо резкая нехватка воздуха), в таком случае это отрицательно отображается на работе его головного мозга. Как результат – после появления на свет появляются трудности с обычным психологическим формированием у ребенка дошкольного, младшего школьного возраста.
  • Воздействие на организм беременной девушки негативных факторов становится фактором возникновения ЗПР у ребёнка. В случае если в промежуток внутриутробного вынашивания плода женщина принимает сильнодействующие лекарства, работать в условиях вредоносного производства, применяет алкоголь, наркотические вещества, курит табак, либо переносит инфекционную болезнь – это не наилучшим способом отображается на психологическом формировании ее будущего ребенка.
  • Психические травмы. В случае если в раннем детстве ребёнок переносит весьма значительное эмоциональное потрясение, его умственное развитие может очень замедлиться либо даже «откатиться» далеко назад.

Симптомы, причины и лечение ЗПР у детей

Под задержкой психологического развития понимают отставание от принятых для определенного возраста норм. Данная патология характеризуется нарушением определенных когнитивных функций – памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы.

Причины нарушения

Условно провоцирующие факторы можно разделить на биологические и социальные.

К первым относится:

  1. Поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития. Сюда относятся инфекции и травмы во время гестации, гипоксия плода, вредные привычки женщины при вынашивании;
  2. Признаки желтухи, недоношенность;
  3. Гидроцефалия;
  4. Новообразования и пороки развития головного мозга;
  5. Эпилепсия;
  6. Врожденные патологии эндокринной системы;
  7. Наследственные заболевания, к примеру, гомоцистинурия, фенилкетонурия, гистидинемия;
  8. Тяжелые инфекции, к примеру, сепсис, менингит, менингоэнцефалит;
  9. Болезни почек и сердца;
  10. Рахит;
  11. Нарушение слуха и зрения.

К социальным причинам относится: ограничение жизнедеятельности; педагогическая запущенность, неблагоприятные условия воспитания; Частые психические травмы у малыша.

Симптомы ЗПР у маленьких детей

Заподозрить задержку можно по особенностях психических функций:

Внимание: нестойкое, поверхностное, кратковременное. Внимание быстро переключается под воздействием любых внешних стимулов;
Восприятие: неточное, замедленное, отсутствует возможность формирования целостного образа

Дети с ЗПР лучше воспринимают зрительную информацию, а не слуховую;
Память: запоминание информации – мозаичное, мысленная активность при воспроизведении информации – низкая, преобладает наглядно-образная память;
Речь: ограниченный словарный запас, артикуляция звуков, нарушение слуховой дифференциации, трудности в построении высказываний, дислалия, дислексия, дисграфия, задержка речевого развития;
Мышление: образное мышление нарушено, логическое и абстрактное мышление возможно только с помощью родителей или педагога, дети не могут подытожить информацию, сделать выводы и заключение из услышанного.

Действия родителей при ЗПР

Такой диагноз не окончательный, развитие ребенка не стоит на месте, оно просто идет своим темпом. Первые годы учебы важны для формирования личности. Это время закладывания базисных знаний, отношений с окружающими людьми. Помощь предполагает психологическую, педагогическую коррекцию.

Действие взрослых:

Отставание развития требует грамотной психокоррекции, начать заниматься надо вовремя. Не следует надеяться на кого-то (школу, педагога), нужно брать ситуацию под контроль.
Коррекционный класс поможет быстрее освоиться, постепенно усвоить учебный материал, подружиться с одноклассниками.
После корректировки ребенок вылечивается, готов вернуться в обычную школу к 5 — 6 классу, отставания не будет заметно.
Обращаться следует к разным докторам. Несколько раз за год консультироваться у невролога, психиатра. По назначению проходить курс лечения.
Если в школе нет логопеда, придется найти его самостоятельно. Дважды за неделю посещать занятия специалиста, дополнительные задания делать дома.
Консультации, занятия у дефектолога.
С учителем совместно составить план по восполнению недочетов учебных занятий.
Объяснить ребенку ориентировку в пространстве (где лево, а где право, времена года, месяцы, дни, разбираться по часам). Занятия дадут результат, если их проводить в игровой форме. Включают игры с моторикой, действия в песочнице.
Первое время занятие длится 8-15 мин, письмо 5 мин

Затем переключают внимание на другой урок. Через 40 минут делают перерыв: кушают, бегают, прыгают, рассматривают картинки.
По возможности нанимают репетиторов.

Чем раньше взрослые обратят внимание на отставание малютки, тем быстрее наступит выздоровление. Если доктор посчитает, что необходимо медикаментозное лечение, то назначают ноотропные препараты

Если доктор посчитает, что необходимо медикаментозное лечение, то назначают ноотропные препараты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector