Свойства нашего внимания
Содержание:
- Обзор видов
- Причины возникновения произвольного внимания
- Уровни внимания
- Упражнения на развитие концентрации внимания
- Как развивать внимание
- Органы чувств
- Что делать, если не хватает внимания?
- Причины и факторы возникновения непроизвольного внимания
- Теории
- Теории внимания
- Журналистский и ритмический подходы
- 6.2.Свойства внимания.
Обзор видов
Классификация давно уже не вызывает споров в научных кругах. Выделены основные виды внимания, каждый из них подробно описан.
Непроизвольное
Такой вид нередко называют пассивным. При нем человек не прилагает никаких сознательных усилий к выбору объекта, к регуляции остальных механизмов
Внимание самостоятельно устанавливает некие «цели», поддерживает с ними связь и переходит на новые. Считается, что таким оно бывает на основе глубинных установок личности, которые сам человек, по сути, даже не осознает
Таким внимание может быть недолго, оно обычно оперативно переходит в произвольный вид. Непроизвольная реакция зависит от особенностей объекта и раздражителя, личного ранее пережитого опыта и даже от того, в каком состоянии и настроении находится человек. Например, он может фиксировать пение птиц на улице, если проснулся в хорошем настроении, или не замечать его, если у него с самого утра начался водоворот проблем и забот.
Недооценивать непроизвольную фокусировку нельзя. Она полезна в нашей повседневной жизни, поскольку дает шанс вовремя найти странные или опасные раздражители и принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия. Есть у него и минусы — именно оно лежит в основе неприятного и неэффективного отвлечения, при котором наша продуктивность снижается
Непроизвольное внимание «включается» тогда, когда раздражитель не ожидается, он силен или является новым и необычным для человека. Часто оно реагирует на движущиеся объекты, контрастные или внезапно совпавшие с внутренним состоянием индивида
Произвольное
Физиологические его основы связаны с возбуждением в коре мозга определенного очага, в который поступают сигналы. Исследователи считают, что оно сформировалось на заре человеческой цивилизации, и его развитие связано с трудовой деятельностью. Без сознательного направления внутренней фокусировки человек не смог бы заточить камня и сделать первые орудия, не смог бы охотиться и выживать.
В той или иной степени направление произвольного внимания на объект всегда связано с определенными усилиями со стороны человека. Если дело требует длительного сосредоточения и концентрации, человек испытывает усталость, утомление и даже стресс, которые ничуть не меньше, чем при физических действиях, а порой и превосходят их эффект в несколько раз
Чтобы наше избирательное внимание не переутомлять и не нарушать своего восприятия и общего самочувствия, специалисты рекомендуют чередовать виды деятельности, требующие высокого напряжения, с действиями, которые не нуждаются в трудоемкой селективной концентрации
Послепроизвольное
Установив с объектом осознанным усилием связь, человек более легко воспринимает остальное поступление информации
Таким образом произвольное внимание переходит в так называемое вторичное непроизвольное или послепроизвольное. Чем более четким оно будет, тем легче человеку выполнит работу, изучит что-то
Главный признак этого вида — отсутствие напряжения.
Причины возникновения произвольного внимания
Произвольность внимания обычно сопровождается большим или малым усилием воли для того, чтобы сконцентрироваться на неком объекте, явлении
Чаще всего человек «подстегивает» себя самостоятельно, либо кто-то обращает его внимание к себе намеренно. Например, преподаватели учебных заведений часто окликают учеников, которые, очевидно, утратили интерес к происходящему
Отмечают поведение молодых водителей, которые пристально следят за дорогой, движением, сигналами знаков и т. д., чтобы не допустить нарушения правил. Даже посетители магазинов, музеев и т. п
вынуждены пользоваться произвольным вниманием, чтобы не пропустить что-то важное, отвлекаясь на разговоры или собственные мысли, пока может длиться экскурсия
Чем обусловлено
Произвольность внимания это фактор, который можно обусловить несколькими параметрами. Среди них выделяют следующие:
- Объем. Это умение человека фокусироваться на нескольких объектах или явлениях одновременно. Суть заключается в том, какое количество способен охватить индивид. Зависит как от генетической предрасположенности, так и от физической тренировки, получения жизненного опыта и т. д. Для статистики можно отметить, что взрослый человек способен одновременно объять 4-6 объектов, а маленький ребенок – 2-3 объекта.
Многозадачность повышает достижение положительного результата
- Концентрация – это степень сосредоточенности на объекте. Считается, что концентрация увеличивается, если вокруг мало раздражителей, что обеспечит качественное усвоение информации.
- Распределение – умение одновременно выполнять несколько заданий. При вождении автомобиля человек может просматривать карту, беседовать по телефону, следить при этом за дорогой, либо женщины, особенно матери, свободно выполняют несколько функций, хоть и неосознанно.
- Устойчивость, т. е. направленность внимания в процессе некой деятельности. Это не глубокая концентрация, но темперамент, мотивация по отношению к выполняемой задаче.
- Отвлекаемость – антоним устойчивости, т. е. внешнее торможение из-за одного или нескольких раздражителей.
- Колебание, наблюдаемое даже при высокой концентрации, поначалу проходит незаметно. Это смена торможения и возбудимости коры головного мозга. Однако по истечении получаса напряженной работы подобные колебания становятся очевидными.
- Переключение – умение переходить от одного дела к другому. Отличают произвольное и непроизвольное переключение, т. е. человек заставляет себя взяться за другое дело либо плавно сменяет одну деятельность на другую.
Уровни внимания
Уровень внимания представляет собой зависимость концентрации на определенной деятельности от физиологических и умственных процессов. Так, речь может идти о следующих категориях:
уровень физического тела подразумевает осознание того, что объекты, на которые направлено внимание, отделены от самого организма, а потому являются инородными (это дает возможность воспринимать их в независимости от физиологических процессов);
энергетический уровень подразумевает более высокий уровень взаимодействия с объектами, который состоит в получении некоторых внутренних ощущений, связанных с процессом работы (они могут способствовать концентрации или рассеиванию внимания);
уровень энергетического обмена подразумевает, что высокая степень сосредоточенности достигается за счет того, что человек получает моральное и физическое удовлетворение от выполнения того или иного процесса;
уровень общего пространства подразумевает, что концентрация и устойчивость внимания могут в некоторой степени наступать от одного факта нахождения с предметом в рамках одной ограниченной территории;
внепространственное внимание связано с внутренними умственными и психологическими процессами (речь идет о безусловном понимании или знании, которое индивид получает с опытом деятельности);
уровень воли — это умение заставить себя сконцентрировать внимание на нежелаемой или неинтересной деятельности в силу ее необходимости для достижения определенного результата;
уровень осознания подразумевает, что сосредоточенность наступает в том случае, когда человек понимает смысл и предвидит результаты деятельности.
Упражнения на развитие концентрации внимания
Способность концентрировать внимание на объекте можно развивать. Как это делается? Есть вполне определенные способы:
Спокойно посидеть в кресле, не делать никаких ненужных движений.
Фиксировать взор на несколько минут на ногтях, фалангах пальцев, кистях руки или каком-то бытовом предмете.
Держать перед собой стакан с водой так, чтобы на поверхности воды не было волн или движений.
Во время прогулки или похода куда-либо концентрироваться на окружающих запахах. Нужно постараться различить побольше запахов, а потом попробовать сконцентрироваться на каком-то одном. При этом насколько возможно освободить сознание от посторонних мыслей.
Поставить перед собой стакан воды, внимательно его рассмотреть и сосредоточиться на том, какой он спокойный. Постараться войти в это спокойное состояние, ощутить его. Это хорошо помогает успокаивать нервы перед отходом ко сну.
Поставить на зеркале две точки вровень со своими глазами и представить, что это глаза собеседника. Нужно стоять спокойно, не совершать лишних движений
Важно при этом упражнении похвалить себя за какие-то положительные качества или действия, но не думать о чем-то постороннем.
Научиться, что уже сложнее, контролировать желания. Человек, который этому научился, обычно успешен в работе или учебе
Важно научиться брать контроль над ежедневными желаниями (не базовыми потребностями). Например, можно подавить в себе стремление поделиться свежей сплетней с коллегой, подавить привычку нервничать, отказать себе в покупке красивой, но совершенно ненужной вещи.
Читать, книги, журнальные статьи, истории или заметки, а потом пересказывать их вслух.
Как развивать внимание
Методов и технологий развития внимательности достаточно много. В основном они направлены на выработку навыков произвольного внимания. Для выбора оптимальных способов тренировки надо определить, какая именно из характеристик внимательности недостаточно развита:
- концентрация (максимальное сосредоточение на объекте);
- устойчивость внимания (продолжительность концентрации);
- объем воспринимаемой информации (сколько объектов могут находиться в поле внимания одновременно);
- переключаемость (способность быстро переносить фокусировку с одного объекта на другой);
- распределение внимания (способность работать в режиме многозадачности, выполняя сразу несколько дел без переключения).
Для тренировки каждой из этих характеристик выполняют специальные упражнения. Для развития концентрации и устойчивости внимания сосредотачиваются полностью на одном предмете (например, на секундной стрелке), каждый раз отводя на упражнение все больше времени, и добавляя постепенно в него отвлекающие факторы.
Для тренировки навыка обрабатывать сразу большой объем информации, делают упражнение на зрительное запоминание внешних признаков сразу нескольких предметов, постепенно увеличивая количество описываемых объектов. То же самое можно делать для тренировки слухового внимания — запоминать ряд слов или чисел, повторяя их в точной последовательности.
Для развития навыка переключаемости хорошо подходит тренировка с нахождением отличий между двумя картинками, а также тренировка на поочередное переключение внимания между разными объектами.
Чтобы научиться распределять внимание сразу на несколько объектов, можно разными руками одновременно выполнять разные действия (например, рисовать круг и квадрат). Любой метод и технология для развития внимания не будет эффективным без умения вызвать у себя неподдельный интерес к объекту, без создания дополнительной мотивации
Если процесс решения задачи (ее тема, результат) увлекает, все нейронные связи в мозге сами начинают работать в нужном режиме. Для выработки интереса к объекту внимания служат методы «уверенность» и «перезагрузка»
Любой метод и технология для развития внимания не будет эффективным без умения вызвать у себя неподдельный интерес к объекту, без создания дополнительной мотивации. Если процесс решения задачи (ее тема, результат) увлекает, все нейронные связи в мозге сами начинают работать в нужном режиме. Для выработки интереса к объекту внимания служат методы «уверенность» и «перезагрузка».
Органы чувств
Человеку даны пять органов чувств, которые реагируют на определенные раздражители. Затем сигнал поступает в мозг, который анализирует его и выдает заключение.
Например, глаза воспринимают электромагнитные волны, по результатам анализа которых мозг выдаст заключение о цвете и виде предметов. Ушами слышим посредством звуковых волн. Но нам даны еще и осязание, вкус и обоняние. Если в результате травмы или врожденных дефектов какое-либо из пяти органов чувств отсутствует, то остальные стараются компенсировать эту потерю развитием выше среднего, как бы пытаются дополнить нашу картину видения мира.
Например, слепота человека компенсируется более сильным развитием слуха и осязания. Таким образом, данные нам от природы органы чувств не задействованы нами полностью, у них есть резервы развития. Давайте проявим настойчивость и ежедневной тренировкой увеличим их потенциал. Научимся видеть и слышать то, что ранее скрыто было от нас из-за нашей собственной лености.
Что делать, если не хватает внимания?
Если вам кажется, что другие к вам безразличны и не ценят то, что вы делаете, задумайтесь о возможных причинах этого. Невротику очень легко находиться рядом с теми, кто его не задевает, не провоцирует и всячески поощряет. Однако постоянная жажда внимания и похвалы – ненормальная потребность для взрослого человека
Зрелый мужчина или зрелая женщина призваны не только получать, но и отдавать внимание тем, кто нуждается: своим детям, престарелым родителям, коллегам по работе, друзьям. Изменить невротика нельзя, если он не хочет этого сам
И пока он не увидит проблему – бесполезны будут любые попытки доказать, что чрезмерная жажда внимания и похвалы мешает жить не только ему, но и окружающим. Для любых перемен в жизни, человек должен быть открыт к новому, а не прятаться за стеной собственных убеждений.
Синдром недостатка внимания или как вами манипулируют
Невротики, которым не достает признания, благодарностей и похвалы обычно – приятные, учтивые собеседники. С ними легко вести диалог, они вежливы и обладают хорошими манерами. Особенно, при первом общении.
Однако цель их общения не всегда заключается в том, чтобы получать радость. Они используют собеседника для подогрева интереса к своей личности, для манипуляции и получения очередной дозы похвалы и восхищения. Конечно, тут не обходится и без небылиц, выдуманных историй и подробностей, притянутых за уши. Нередки среди представителей таких типов людей так называемые , цель которых – любыми силами добиться от собеседника внимания и похвалы.
Когда человеку не хватает внимания, он начинает вести партизанскую войну
Если какой-то период времени невротик не получает уважения и признания собственной значимости, то он начинает огорчаться, злиться, обижаться, испытывать чувство собственной ненужности, ощущения, что им пренебрегают.
В таких случаях человек может либо сам принять решение открываться новому и перестать быть зависимым от очередной дозы похвалы, либо .
Человек, страдающий от дефицита внимания, рано или поздно выставит вам «счет». Это особенно неприятно осознавать, если с такой личностью были прожиты годы, есть совместное имущество и даже дети.
Что делать, если не хватает внимания: признание проблемы
Бывает непросто осознать, что вы используете манипуляцию, чтобы обратить на себя внимание. Но если ваши эмоциональные качели двигаются, как маятники: то вверх, то вниз, то вы почти наверняка имеете психологические проблемы
Возможно, вы также замечали, что не можете наслаждаться простым бытом, жизнью без потрясений, эмоциональных встрясок, скандалов и бурной активности. В здоровых отношениях с людьми вам не хватает “изюминки”, в работе – быстро наскучивают задачи, вы раздражаетесь, если .
Еще один фактор риска – притяжение в свою жизнь неадекватных личностей
Люди с разлаженной психикой, словно по запаху находят тех, кто нуждается в повышенном внимании и эмоциональной нестабильности. Деструктивные личности могут попадаться на вашем пути намного чаще, чем адекватные люди со зрелыми суждениями о жизни. Посмотрите на свое окружение, задайтесь вопросом, все ли люди вокруг вас несут пользу или, как минимум, не вредят вам.
Выбор за вами. Рано или поздно окружающим надоест подвергаться манипуляциям невротика. В подобной ситуации могут отвернуться даже близкие, ведь прессинг с вашей стороны люди ощущают в любом случае, а от жизни в гнетущей атмосфере со временем отказываются даже самые стойкие. Так что не откладывайте в долгий ящик, – учитесь жить обычной жизнью, отталкиваясь от собственного отношения к происходящему. Попробуйте поставить совершенно новые цели, не зависящие от того, что имеете в жизни сейчас. Постоянная жажда внимания и похвалы вредит, прежде всего вам.
Замечали ли вы, как некоторые люди всегда хотят быть в центре внимания? Независимо от обстановки и обстоятельств, они всегда ведут себя так, чтобы выделяться с толпы. Вы часто можете встречать таких людей в жизни. Они одеваются и ведут себя настолько эксцентрично, что все смотрят им вслед на улице
Есть также и те люди, которые привлекают к себе внимание другими способами, причем так удачно, что никто не может устоять. Однако тут стоит задуматься о том, является ли это обычным желанием привлекать внимание или чем-то большим
Причины и факторы возникновения непроизвольного внимания
Внешние, определяющиеся особенностями действующих на человека раздражителей;Относительная сила раздражителя (на фоне остальных);
Величина;
Относительная новизна (любые изменения привычного раздражителя);
Длительность (обратное соотношение);
Движение, особенно начало и прекращение его.
Внутренние, определяющиеся особенностями самого человека.Интересы личности;
Опыт человека;
Эмоции и чувства (внимание привлекают эмоциогенные факторы);
Состояние человека.
Значимость раздражителя – соответствие внешних особенностей раздражителя внутренним потребностям человека.
Теории
Существует большое количество теорий, связанных с вниманием. Считается, что не все информационные потоки, которые человек получает, могут быть обработаны
И, по сути, человек сам определяет, что ему нужно, а что — нет. Ярким примером тому являются автомобилисты. В поездке они меньше видят и замечают, чем их пассажиры, поскольку их внимание сосредоточено не на том, что происходит на улицах, а на знаках дорожного движения и светофорах. В то же время они могут не заметить чего-то очень интересного на тротуаре. Но возникает вопрос, когда именно происходит выбор у человека: до появления раздражителя или уже после.
Британский экспериментальный психолог Дональд Бродбент выдвинул теорию ранней селекции и фильтрации. Он предлагал участникам одновременно прослушивать разную информацию, одна из которых представляла определенный интерес для них. В итоге именно интересную участники эксперимента вспомнили лучше, чем ту, что звучала на фоне. Это позволило ученому говорить о том, что наш мозг располагает некоторыми «фильтрами», через которые неважные для человека сведения просто не могут пройти
Во всяком случае до тех пор, пока он не соизволит сознательно уделить этим объектам свое внимание. Тогда блокировка мозга будет снята
Но куда же поступает тогда пока ненужная информация? Бродбент предположил и обосновал, что она также сохраняется в мозге, но в определенном «хранилище до востребования». Пока данные не нужны, они не обрабатываются. Отсюда эффект внезапного узнавания – «где-то я это уже слышал, а вот где — не помню»
Британский психолог создал довольно стройную теорию, но не предусмотрел и не смог объяснить, почему все-таки мозг самостоятельно переключает внимание на семантически значимые раздражители, например на имя человека
Этот вопрос долго не давал покоя научным кругам, и позже гарвардские выпускники – ученики Дональда Грей и Веддерберн – повторили эксперименты учителя, но подавали в разные уши испытуемым значимые и незначительные слова. Все участники эксперимента подтвердили, что слова, смысл которых для них имеет значение, запомнились лучше, чем числа и бессмысленные слова. Таким образом, ученики превзошли учителя и объяснили, что «фильтр» не тотальный, через него все-таки проникают слова, семантика которых воспринимается человеком как значимая.
Британский психолог, специалист по изучению внимания Энн Трисман сформулирована еще одну теорию, получившую название «модель аттенюатора». Она постаралась объяснить, куда уходит не прошедшая фильтрацию информация, как именно она сохраняется на глубинном уровне
Также Энн обозначила понятие барьерной важности, доказав, что человек обязательно реагирует на семантически важные для него понятия, даже если они приходят из источников, не заявленных в приоритете. Имя, фамилия, резкий окрик, слова типа «тревога», «пламя», «война», «беги» заставляют человека мгновенно переключиться с восприятия важной информации на новую, для которой нет никаких фильтров, барьеров
Над вопросами внимания поработали и другие специалисты. Например, эксперт в области влияния музыки на психику Диана Дойч и ее коллега Дональд Норман предложили теорию, согласно которой человек получает все сто процентов информации, и только потом она анализируется и отбирается. Что-то оставляется за ненадобностью, что-то поступает на более глубокий анализ. Израильско-американский психолог Даниэль Канеман заявил, что дело вообще не в выборе
Он назвал внимание ресурсом, который способен распределяться между раздражителями. Чем выше раздражение, тем выше продуктивность внимания человека
Свои модели и теории предложили и другие ученые — Чарльз Эриксен, Майкл Познер. Но не только теориями жива наука
Проводили и практические исследования, которые были направлены на выделение тех участков мозга, которые и в ответе за наше внимание, — куда поступает информация, чем или кем она обрабатывается, где хранится. В частности, Познер выделил определенную активность в лобной доле мозга, когда человек решает серьезные задачи, требующие высокой концентрации
И активность в таламусе и области движения глаз, когда внимание не носит сознательного или напряженного характера.
Эксперименты на открытом мозге показали активность в мозолистом теле и позволили четко понимать, что выборочное внимание поддерживается левым полушарием, а уровень бдительности и настроженности человека — правым. Пока человек сосредоточенно удерживает внимание на чем-то, его гиппокамп генерирует интенсивные тета-ритмы, а нервные клетки вырабатывают особый нейромедиатор — ацетилхолин
Вот почему многие органические поражения мозга, психические болезни протекают с существенным нарушением внимания.
Теории внимания
Внимание своими интересными и противоречивыми свойствами привлекало взгляды многих ученых. Происхождение и сущность внимания они объясняли по-разному
Анализируя разные подходы к пониманию природы внимания, Н.Н. Ланге, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп:
Внимание как результат двигательного приспособления. Произвольный перенос внимания с одного предмета на другой невозможен без мускульных движений
Приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия обеспечивают мышечные движения;
Внимание как результат ограниченности объема сознания. И. Герберт и У. Гамильтон полагают, что более интенсивные представления вытесняют менее интенсивные, не объясняя при этом, что они понимают под «объемом сознания»;
Внимание как результат эмоции. Особое развитие эта теория получила в английской ассоциативной психологии. Она указывает, что внимание зависит от интересности представления, зависит от эмоциональной окраски представления;
Внимание как результат апперцепции. Жизненный опыт индивида оказывает большое влияние на внимание;
Внимание как особая активная способность духа. Ряд психологов считают, что внимание это первичная и активная способность, но происхождение её необъяснимо;
Внимание как усиление нервного раздражителя. Оно обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы;
Теория нервного подавления. Теория объясняет основной факт внимания тем, Что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы. Результатом этого является факт особой концентрации сознания.
Оригинальные трактовки внимания выдвигались и отечественными психологами, например, П.Я. Гальпериным. Основные положения его концепции в следующем:
Внимание это один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие. Оно направлено на содержание образа, мысли, другого феномена, который в данный момент существует в психике человека;
Внимание по своей функции представляет контроль над содержанием
В действиях человека есть ориентировочная, исполнительская, контрольная части. Эта контрольная часть и представлена вниманием;
Деятельность контроля или внимания, в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, не имеет отдельного результата;
Все конкретные акты произвольного и непроизвольного внимания с его точки зрения, как деятельности психического контроля, есть результат формирования новых умственных действий.
Данные теории опираются на реальные факты, но игнорируют все остальные проявления, абсолютизируя выделенные феномены. Только в совокупности всех свойств можно правильно понять феномен внимания.
Журналистский и ритмический подходы
Журналистский подход
Многие из нас обращаются к стилю работы, который Гейссельхарт называет «журналистский подход». Это когда ты думаешь, что когда у тебя выдастся час-два свободного времени, то в этот момент ты сядешь и будешь работать над заданиями, которые у тебя есть. Однако этот подход абсолютно неприменим для большинства людей, как для новичков в этом, так и для тех, кто ещё профессионально не состоялся в тех заданиях, которые они выполняют.
Например писатель, за плечами которого уже много написанных книг, способен работать в таком режиме. И если у него между встречами выдаётся час-полтора тайм-аута, то он может сесть, сосредоточиться и написать пару страниц из своей книги. Писатель же, который пишет свою первую книгу, не сможет войти в подобное состояние потока при первой надобности.
Ритмический подход
Чаще всего в книгах по самомотивации пишут, что успешные люди встают в 5-6 часов утра и работают в полной тишине. Это длится от 2х до 4х часов, пока дети, семья или другие коллеги не начинают уводить их в сторону будничной рутиной. Именно это их основное время работы, потом идут встречи, организационные или другие вопросы. Но всю основную работу они выполняют в это тихое время утренних часов.
В чём заключается выгодное отличие ритмической техники концентрации от журналистской?
В уменьшении потраченного на сосредоточение времени. Вы ритмическом подходе вы сами себе создаёте рутину. Вы знаете, что в определённые часы вы должны заниматься конкретным делом и знаете сколько у вас есть времени на это занятие. Время, чтобы настроится на работу существенно сокращается и как правило ничем не прерывается.
Однако, чтобы успешно применять методику ритмичного подхода, вам предстоит ответить на такие основополагающие вопросы как:
- Что ты будешь делать;
- Сколько по времени ты будешь это делать;
- Где ты будешь это делать;
- Как ты поддержишь свою работу (например будет ли перерыв на завтрак, кофе или зарядку);
- Как будет построен процесс работы (имеется ли право выхода в интернет, сколько раз выпить кофе, и другие).
Отвечать на эти вопросы в процессе работы занимает слишком много времени и энергии, что впоследствии ведёт к прокрастинации и к ухудшению внимательности. Попробуйте принять для себя эту модель хотя бы на какое-то время. Договоритесь с собой, что вы работаете по этой модели хотя бы месяц, и вы гарантированно увидите результаты.
6.2.Свойства внимания.
Вниманию
присущ ряд свойств, среди которых
важнейшими являются: объем, устойчивость,
переключение, распределение и концентрация.
Объем
внимания — это то количество объектов,
которое может воспринять человек
одномоментно за 1/ 10 секунды.
Объем
внимания зависит от возраста. У взрослого
человека оно определяется количеством
от 5 до 9 единиц информации. Объем внимания
зависит от осмысленности воспринимаемых
объектов и возможности их группировки
в смысловые блоки.
Устойчивость
внимания — это степень и длительность
сосредоточенности сознания на объекте.
Ее
показателем является отсутствие
значительных колебаний (временных
ослаблений сосредоточенности) внимания.
Физиологически устойчивость внимания
объясняется, прежде всего, торможением
действия побочных раздражителей.
Устойчивость внимания зависит от
содержательности, трудности выполняемой
деятельности, от осознания ее значения.
Устойчивость внимания необходима
человеку в любой деятельности.
Переключение внимания — это преднамеренный
переход от одного объекта внимания, к
другому, который в данный момент теснее
связан с потребностями, привычками
человека, с требованиями, предъявляемыми
ему условиями общественной жизни.
Переключение
внимания следует отличать от отвлечения
внимания, где изменение направленности
сознания происходит непреднамеренно.
Оно может проявляться в переходе либо
от одного объекта определенной
деятельности к другому, либо от одной
операции к другой. В этом случае
переключение происходит внутри одной
деятельности. Слишком частое переключение
может приводить к быстрому утомлению
и поэтому необходимо выбрать оптимальный
вариант.
В
отличие от сознательного переключения
внимания, отвлечение — это непроизвольное
отклонение внимания от основной
деятельности на посторонние объекты.
Отвлечение отрицательно сказывается
на выполнении работы.
Способность
противостоять отвлекающим воздействиям
называется помехоустойчивостью. В
развитии этой способности у людей
наблюдаются значительные индивидуальные
различия, обусловленные как различиями
нервной систем, так и социальной
тренировкой, направленной на повышение
помехоустойчивости
Распределение внимания – это такая
организация внимания, когда возможно
выполнение двух или нескольких
деятельностей одновременно.
Это
свойство внимания чрезвычайно важно в
жизни. Уровень распределения внимания
зависит от характера совмещаемых видов
деятельности, от их сложности, от степени
знакомства и их привычности
Чем сложнее
совмещаемые виды деятельности, тем
труднее распределить внимание.
Распределение внимания возможно в том
случае, если каждый из выполняемых видов
деятельности знаком человеку, причем
один — до некоторой степени привычен.
Чем менее автоматизирован один из
совмещаемых видов деятельности, тем
слабее распределение внимания. Если
один из видов деятельности полностью
автоматизирован и для ее успешного
выполнения требуется лишь периодический
контроль сознания, отмечается сложная
форма внимания — сочетание переключения
и распределения
Концентрация
внимания – это степень (интенсивность)
сосредоточения на объекте.
Показателем
концентрации внимания является
«помехоустойчивость», невозможность
отвлечь внимание от предмета деятельности
посторонними раздражителями. Концентрация тесно
связана с объемом и распределением
Чем
меньше объектов внимания, чем меньше
видов деятельностей, тем больше
возможность концентрации
Концентрация тесно
связана с объемом и распределением. Чем
меньше объектов внимания, чем меньше
видов деятельностей, тем больше
возможность концентрации.