Сенсорная интеграция: вестибулярная система

Терапия сенсорной интеграции

Терапия сенсорной интеграции приобрела свою популярность в нашей стране благодаря трудам Джин Айрес и Уллы Кислинг.

Сенсорная интеграция — это бессознательный процесс в головном мозге, который организует и фильтрует сенсорную информацию (полученную от органов чувств), и позволяет осознанно и адаптивно реагировать на эту информацию.

Успешная интеграция сенсорной информации формирует базу для социального поведения и овладения учебными навыками. Процесс сенсорной интеграции активно развивается с пренатального периода до конца дошкольного возраста.

По определенным причинам происходит нарушение обработки сенсорной информации. Такими причинами могут быть: особенности морфологического строения и функционирования мозговых структур.

Нарушение обработки сенсорной информации может проявляться в виде гипочувствительности или гиперчувствительности к определенным стимулам.

Проблемы обработки одной сенсорной информации часто связаны с другими системами, так, например, клиенты, у которых наблюдаются проблемы с работой вестибулярной системы, хуже обрабатывают проприоцептивную и тактильную информацию.

Сенсорная интеграция — предназначена улучшить способность клиента к упорядочению и модуляции сенсорных сигналов, способствует формированию адаптивных ответов, развитию моторного планирования и, как следствие, в дальнейшем улучшить функционирование клиента в повседневных ситуациях.

Кому рекомендуется терапия сенсорной интеграции:

Терапия сенсорной интеграции рекомендована детям с задержкой психоэмоционального развития, детям с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивностью), особенно детям с РАС (расстройством аутистического спектра), у которых часто наблюдаются нарушения обработки сенсорной информации.

Сенсорная интеграция предлагает новое понимание причин поведенческих нарушений ребенка и знакомит с новыми стратегиями повышения концентрации внимания, мотивации и коммуникации.

Для занятий используют различное оборудование: роликовые доски, различные качели, балансиры, сенсорные чулки, утяжеленные сенсорные жилеты и тому подобное.

Благодаря терапии сенсорной интеграции человек способен создавать комфортные, для себя, условия, которые помогут ему в борьбе с проблемной ситуацией. Также терапия может способствовать преодолению нарушений сенсорного восприятия. Терапия проходит на основе сенсорной диагностики. Зачастую используют комплексный подход, для улучшения работы всех видов восприятия. Среде них:

  • Упражнения для тактильной стимуляции: разработка стоп, кистей рук, поверхности тела, лица.
  • Упражнения для зрительной стимуляции: упражнения с яркими предметами, либо наоборот, сеансы с приглушенным светом.
  • Стимуляция обоняния: происходит данный вид терапии с помощью раздражителей разной силы, в зависимости от индивидуальных особенностей.
  • Стимуляция вестибулярного аппарата:  для такого вида терапии необходимо поместить пациента в движение, это могут быть кувырки, повороты, прыжки.
  • Вкусовое – техника на основе различных вкусовых раздражителей, в зависимости от необходимости.

Стимуляционные занятия проходят несколько раз в день, в большинстве случаев 2-3 раза. Системные занятия происходят на протяжении одного сезона, после чего пересматриваются, возможны поправки в силу результативности методики.

Упражнения могут усложнять, могут вводить элементы тренингов для улучшения моторики и телесной координации, все в зависимости от индивидуального результата. Особенно хорошо методика работает для коррекции синдрома Дауна.

А именно, помогает ребенку постепенно интерпретировать свои сенсорные ощущения и адаптироваться к новым. Также эта методика обязательно применяется в лечении детей с ДЦП.

Важно помнить, что развитие сенсорики позволяет ребенку научиться лучше познавать мир и ощущать его, а именно с помощью этой методики мы формируем у ребенка необходимые для этого механизмы. Большинство экспертов склоняются к данной методике и рекомендуют ее применять, при наличии компетентного специалиста, способного выделить основные аспекты на базе индивидуального подхода

Большинство экспертов склоняются к данной методике и рекомендуют ее применять, при наличии компетентного специалиста, способного выделить основные аспекты на базе индивидуального подхода.

Метод сенсорной интеграции при аутизме

Благодаря этой методике мозг маленьких пациентов с РАС получает информацию об окружающих объектах и внешних стимулах, которые воздействуют на их сенсоры. Программа сенсорной интеграции, обучающие игры и правильно подобранные упражнения наполняют  детей новыми чувственными образами. Со временем все это балансируется, и ЦНС будет эффективно обрабатывать сенсорные стимулы.

Метод сенсорной интеграции базируется на следующих важных принципах:
  • Разумная сенсорная активность очень важна для
    развития детей
  • Большая мотивация ребенка, увлеченность обучением и
    получение сложных навыков путем преодоления препятствий имеют высокий шанс
    успеха
  • Тщательный выбор занятий и воздействия на сенсорную
    систему
  • Терапевт сопровождает ребенка в его развитии
  • Поставленные задачи должны быть посильны для
    ребенка и актуальны.
  • Комплексный терапевтический подход с включением всех
    сенсорных систем
  • Создание тесного контакта ребенка и родителей
  • Повышение самостоятельности в действиях с
    предметами
  • Методика нужна при ДЦП для дозревания сенсорных
    систем
  • Используется при сложных когнитивных и
    нейрофизиологических проблемах.

Развитие эмоциональной сферы

Большое число коррекционных методик основано на том, что ребенок-аутист зачастую имеет существенные нарушения в развитии эмоциональной сферы. Причина такого нарушения вполне понятна и объяснима через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Человек является чувственной и сознательной формой жизни. Когда в результате звуковой травмы ребенок отгораживается от мира, он утрачивает не только способность к сознательному восприятию смыслов речи. Он также существенно утрачивает и чувственную, эмоциональную связь с внешним миром.

Поэтому успешная коррекция аутизма предполагает восстановление не только способности к обучению, но обязательно и восстановление способности ребенка к эмпатийным связям, к сопереживанию и чувственному контакту с другими людьми. Как этого достичь? Обычно применяются:

  • анималотерапия (эмоциональный контакт с животными),

  • игры на эмоциональное заражение и подражание взрослому,

  • специальные программы по восстановлению эмпатийной способности ребенка (описаны выше).

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что наиболее существенной причиной проблем в эмоциональной сфере у ребенка-аутиста является утрата эмоциональной связи с матерью. Дело в том, что в раннем возрасте психический комфорт и развитие ребенка полностью зависят от матери. И именно мать является ключевой фигурой, через которую становится возможной реабилитация аутичного ребенка. Свои результаты о снятии с ребенка диагноза аутизм подтверждают мамы, прошедшие тренинг:

Это становится возможным благодаря тому, что мать ребенка:

  • точно понимает устройство психики своего ребенка, применяет максимально эффективные именно для него подходы в воспитании и обучении,

  • полностью избавляется от собственных психологических травм, обретает равновесие и способна обеспечить своему ребенку ощущение защищенности и безопасности.

Более развернутая информация ждет родителей и специалистов на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Как проходит развитие детей с особенностями?

Типично развивающийся ребенок обучается и овладевает навыками закономерно, на уровне возрастной группы или сверстников, чего нельзя сказать о детях с особенностями развития. Формирование и обогащение чувственного опыта такого ребенка, его звукового и зрительного восприятия, а также познавательной деятельности — внимания, памяти и мышления — затруднено.

Ребенок не может выделить из окружающей среды отдельные элементы или обобщить их, а неразвитое восприятие и специфические недостатки памяти затрудняют знакомство с миром. Потому дети с особенностями зачастую не соответствуют общепринятым параметрам возрастного развития.

Соответственно, коррекционная работа при подготовке ребенка к школе требует немалых усилий, а программа для обучения должна быть адаптирована индивидуально под каждого малыша.

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать».

То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной депривации, развивается дисфункция обработки сенсорной информации.

То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.

Комментарий эксперта

Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции

Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши чувства. Мы получаем информацию через наши органы чувств. Основной задачей ребенка до 7 лет является формирование и улучшение сенсорной интеграции. Это необходимо для правильного поведения, адекватной реакции на внешние события, а также процесса обучения.

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.

Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждаются от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их.

Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Игры сенсорной интеграции при аутизме

Игра «Цирковые слоники»

Набор разноцветных и разноразмерных элементов (слоников). Элементы можно укладывать в различных вариациях, что позволяет ребенку:

  • освоить понятия размера, цвета, симметрии, равновесия;
  • улучшить моторику;
  • получить базовые навыки устного счета.

Игра отлично стимулирует зрительные и тактильные ощущения, а количество ее вариаций безгранично и зависит лишь от фантазии учителя и целей занятий.

Шнуровка-кубики «Веселые картинки»

Игра для развития мелкой моторики, прекрасно подходящая малышам с гиперчувствительностью. Деревянные элементы имеют нейтральную расцветку и неярко выраженную текстуру. «Веселые картинки» относятся к наиболее эффективным играм для улучшения когнитивной функции у детей-аутистов. При помощи игры у ребенка развивается способность к ориентированию в пространстве, навыки шнурования, улучшается глазомер, возрастает концентрация внимания.

Помощь профессионалов

Чем раньше обратиться к специалистам, тем более эффективной будет коррекционная работа. При этом желательно, чтобы занятия по сенсорной интеграции ребенка проводил не только педагог, но и родители самостоятельно в соответствии с рекомендациями.

В процессе занятия организуется знакомство с разнообразными стимулами-ощущениями, дошкольник учится правильно их воспринимать и адекватно на них реагировать. Если деформирована сенсорная интеграция, программа должна включать как приоритетную работу по тренировке вестибулярного аппарата и проприоцептивных механизмов, а также совершенствованию навыков восприятия тактильных ощущений

Если большое внимание уделять работе с информацией, которую человек получает через осязание, развивается мелкая моторика руки и стимулируются все нервные окончания, которые связаны с речевыми центрами в коре головного мозга. Для этого оборудуется комната сенсорной интеграции

В таком помещении размещается специфическое оборудование:

  • гимнастические маты и коврики, подушки с наполнителями разной фактуры;
  • набивные мячи;
  • качели нескольких видов и гамаки;
  • подвесное бревно-качели;
  • гимнастические бревна;
  • полоса препятствий;
  • вертикальные и наклонные лесенки;
  • горки и турники;
  • батуты;
  • доски на роликах, тележки;
  • широкие горизонтальные трубы-тоннели из мягкого пластика или ткани для пролезания внутри;
  • песок, камешки, дорожки с покрытиями разной текстуры;
  • коробки с песком;
  • наборы дидактических игрушек (кубики, конструкторы, пластмассовые и резиновые мячи, пластилин, песок для лепки и др.);
  • наборы дидактических материалов для знакомства с цветами, звуками, запахами и вкусами.

Специалист, работающий по методу сенсорной интеграции, будет использовать любые многофункциональные предметы и игрушки, играя с которыми дошколенок «вынужден» проявлять самостоятельность, смелость и творчество.

Дополнительно маленьким подопечным назначаются курсы массажа.

Чтобы получить заметные результаты, важна устойчивая мотивация детей и взрослых, и при этом на первом месте должны быть интересы и предпочтения дошкольника, его индивидуальные возможности.  Поэтому развивающий метод сенсорной интеграции ребенка строится в основном на использовании разнообразных игр и игровых приемов.

Детский аутизм: коррекция требует точной диагностики

Даже из этого, далеко не полного перечня способов коррекции, родителям и педагогам бывает непросто сделать выбор. Основная трудность заключается в том, что современная диагностика детского аутизма направлена преимущественно на то, чтобы определить сам факт наличия или отсутствия нарушений аутистического спектра.

А причины развития аутизма специалистами определяются совершенно по-разному, поэтому и методик возникает огромное число. Что все-таки объединяет каждого ребенка-аутиста, в чем причина его нарушений? Версий великое множество:

  • сенсорная дезинтеграция в результате общих информационных перегрузок

  • генетические предпосылки, наследственность

  • обязательная вакцинация

  • множественные нарушения обмена веществ

  • экологический фактор.

Не понимая точной причины, почему и у какого именно ребенка возникает аутизм, родители и специалисты часто вынуждены двигаться «вслепую», пробуя поочередно все возможные способы оказать помощь ребенку-аутисту. В результате мы теряем драгоценное и невосполнимое время. Ведь наиболее эффективна коррекция аутизма именно в раннем возрасте.

Симптомы

Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:

Тактильная дисфункция

Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.

Вестибулярная дисфункция

Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.

Проприоцептивная дисфункция.

Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).

Аудиальная дисфункция

Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.

Оральные дисфункции

Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.

Обонятельная дисфункция

Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.

Визуальная дисфункция

Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.

Артикуляционная дисфункция

Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.

Социальная дисфункция

Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.

Эмоциональная дисфункция

Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.

Игровая дисфункция

Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.

Дисфункция саморегуляции

Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.

Интроцепция (внутренняя регуляция)

Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.

Определение

Изучением сенсорного развития детей занимались многие ученые-исследователи такие, как И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, Н. П. Вайзман, У. Кислинг и другие известные личности. Все они пришли к выводу, что органы чувств необходимы для нормального взаимодействия с окружающим миром, речевого развития и моторной сферы.

Автор данной концепции, Джин Айрес, характеризовал его как анализ полученных ощущений от органов чувств для дальнейшего их применения. Если процесс протекает нормально, то мозг может использовать полученную информацию для формирования модели поведения и восприятия окружающего мира.

Л. С. Выготский можно считать одним из основоположников использования интеграции в обучении. Он полагал, что необходимо задействовать сохранные процессы и активировать компенсаторные возможности.

У. Кислинг считает, что делать акцент на развитии одного только вида чувствительности нельзя. Терапия должна быть комплексной, чтобы человек мог реагировать на внешние и внутренние раздражители адекватно.

Сенсорная интеграция – это основа для дальнейшего успешного овладения более сложными мыслительными операциями и правилами поведения в обществе.

В психологии данное понятие рассматривают в двух аспектах:

  • первый связан с ее значением в жизнедеятельности человека. Это важный неврологический процесс, позволяющий правильно ощущать свое тело в пространстве и дает возможность управлять действиями. Сенсорная интеграция способствует целостному восприятию;
  • второй аспект связан с терапией, цель которой обучить человека взаимодействовать с окружающей средой, обрабатывать полученную информацию.

Поэтому специалист должен знать не только закономерности психологического развития, но и особенности работы сенсорной и нервной систем. Только тогда можно составить эффективную программу для комплексной терапии.

Когда стоит ожидать эффекта

Точных сроков, когда стоит ожидать эффекта от терапии сенсорной интеграции нет – все зависит от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Но для достижения результата занятия должны быть регулярными, а задачи должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Иногда успехи могут появиться к концу первого месяца занятий – в зависимости от сложности задачи.

При коррекции сложных дефектов результат может появиться спустя 3 месяца после начала занятий. Для появления прогресса упражнения необходимо постепенно усложнять, а комплекс упражнений подбирать так, что они задействовали все органы чувств.

Сенсорная интеграция является одной из часто используемых методик в коррекционной работе. Это позволяет стимулировать работу органов чувств, чтобы в дальнейшем ребенок смог успешно овладел навыками письма и чтения, а также успешно социализировался в обществе. Преимущество данной методики в том, что ее можно использовать в домашних условиях.

Оборудование для сенсорной интеграции при аутизме

Цветная панель для развития

Всемирно известное коррекционное оборудование, рекомендуемое психологами, специализирующимися на коррекции аутизма. Принцип действия панели основан на стимулировании зрительной и слуховой систем. Программа состоит из игр, основанных на поиске соответствий. Игры сопровождаются умиротворяющей музыкой, а экран панели покрыт матовым стеклом без раздражающих бликов.

Утяжеленное сенсорное одеяло

Одеяло, утяжеленное мешочками с пластиковыми гранулами, рекомендовано детям и взрослым с сенсорной гипореактивностью (сниженной чувствительностью). Благодаря утяжелению, одеяло обеспечивает ощущение защищенности и комфорта, способствуя быстрому засыпанию и крепкому сну. Некоторые утяжеленные одеяла состоят из нескольких фрагментов, которые можно носить в качестве поясов, шарфов, накидок, наколенников.

Успокаивающий вибрирующий карандаш

Карандаш, оснащенный вибрационным механизмом, помогающим удержать внимание ребенка на занятии по рисованию или правописанию. Прекрасно подходит для гипочувствительных аутистов

Использование карандаша способствует улучшению концентрации мышечной памяти и способности сосредотачиваться, повышает скорость письма и гибкость кисти руки, тренирует силу нажима.

Сенсорная интеграция – упражнения

Дисфункция сенсорной интеграции ребенка часто воспринимается родителями и близкими как чудачества, капризы и избалованность не подозревая, что их чаду нужна помощь. Легкую дисфункцию можно исправить, выполняя упражнения, направленные на развитие конкретной сенсорной системы или сразу нескольких, важна системность и контроль специалиста, что есть улучшения.

Сенсорная интеграция – упражнения на развитие обоняния:

  1. Для упражнения понадобятся пустые пластиковые емкости, ватные диски, аромомасла, ягоды и кусочки фруктов. Аромомасла берутся с учетом наличия фруктов и ягод, например, масло апельсина и кусочек апельсина, масло лимона и долька лимона – ароматы должны быть знакомы ребенку. На ватный диск накапать пару капель масла и положить в контейнер, проделать это с каждым аромамаслом, также выложить на стол фрукты и ягоды соответствующие аромату мала. Ребенку завязывают глаза, садят за стол и дают понюхать контейнер с маслом, а потом найти съедобный аналог на столе ориентируясь на запах.
  2. «Помоги обезьянке!». В стаканы помещают продукты питания: кусочки хлеба, овощей, фруктов и в другие стаканы предметы (мыло, духи, зубная паста, пластилин). Детям завязывают глаза и предлагают помочь обезьянке с помощью только «нюха» определить в каких стаканчиках еда, а в каких несъедобные предметы, и определить, что есть что.

Упражнения на развитие зрения:

  • обведение контуров предмета;
  • срисовывание предмета (копирование);
  • смешивание красок;
  • рисование пальчиковыми красками.

Сенсорная интеграция и речь – упражнения:

  • имитация звуков насекомых (пчела, комар);
  • щелкание языком (громко, тихо);
  • чмокающие движения губами;
  • пропевание гласного А-А-А-А-А с открытым ртом, протяжно и М-М-М-М-М с плотно сомкнутыми губами.

Сенсорная интеграция — упражнения для развития слуха:

  • выстукивание ритма (взрослый стучит, ребенок повторяет), можно использовать деревянные ложки, фломастеры, пластиковые бутылки;
  • пропевание мелодии. Начиная с простых и знакомых ребенку, взрослый поет небольшой отрывок песни, ребенок повторяет.

Упражнения для развития кинестетики:

  • игра с крупами и сыпучими продуктами (макароны, фасоль);
  • песочная терапия;
  • хождение босиком по камушкам, специальным массажным коврикам.

Игры с элементами сенсорной интеграции

Цели: развить, усилить, сбалансировать обработку сенсорных стимулов нервной системой. В перспективе это:

  • развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
  • развитие высших психических функций;
  • совершенствование моторики;
  • стимуляция познавательной активности;
  • формирование и развитие всех компонентов речи;
  • коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;
  • совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности;
  • помощь в адаптации ребенка к новым условиям.

Мы используем различные материалы, игры и оборудование, способные стимулировать органы чувств и способствующие развитию основных видов восприятия: восприятия положения тела в пространстве, тактильного восприятия, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия.
Рассмотрим применяемое в этом методе оборудование и технологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector