Моторная и сенсорная афазия, что это такое?

Амнестико-семантическая афазия и другие виды

В Российской федерации применяется классификация советского врача невролога А.Р. Лурия. Он подразделил афазию на несколько видов, с целью более удобного диагностического исследования при данной патологии. Лурия выделил следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная. Она возникает в результате травматического повреждения и дисфункции речевого центра, находящегося в височных долях коры больших полушарий. У пострадавшего возникают трудности восприятия информации при чтении и во время письма: для эфферентной моторной афазии характерны, как орфографические, так и пунктуационные ошибки, также возникают проблемы при переходе от одного мыслительного процесса связанного с синтезом речи, к другому.
  • Афферентная моторная. В данном случае проблема связана с дисфункцией центральной и теменной отделов коры головного мозга. У пациента возникают сложности с произношением слов сходных по фонетическим и артикуляционным параметрам. Таким больным весьма тяжело подобрать необходимый звук, что искажает их разговорную речь.
  • Акустико-мнестическая. Встречается при дефекте нейронных аксональных и дендритных связей между слуховым анализатором и гиппокампальными структурами глубжележащих подкорковых отелов головного мозга. Такая афазия проявляется обеднением речи, пропуском частей речи и наличием парафразированных речевых ошибок.
  • Динамическая афазия. Причиной может стать дефект коры, который отвечает за двигательный центр речевой функции. У таких людей возникают проблемы с построением предложений, нарушается логика и последовательность сказанной фразы или предложения.
  • Сенсорная афазия – связана с расстройством фонэматического слуха, т.е. больной не воспринимает логически чужую речь. Сравнить данный вид афазии можно с восприятием иностранного языка, когда его не знаешь.
  • Семантическая афазия. Проявляется отсутствием осознания и анализа сложных грамматических конструкций в предложении, человек способен понимать только короткие фразы.
  • Амнестическая афазия. Характеризуется нарушением работы теменной и височной областей коры головного мозга. Форма заболевания, связанная с нарушением иннервации между видимым объектом и его речевой интерпретацией при воспроизведении данного объекта. В таких ситуациях пострадавший человек понимает, какой перед ним находится объект, может его описать, однако не может точно его назвать. Речь такого человека становится беглой, суетливой, пациент старается подбирать много слов, однако они неточны по значению и объективным характеристикам. Возникает ощущение, что человек забыл название предмета. Очень часто сочетается с другими формами, такими как: амнестико-семантическая афазия и сенсорно-амнестическая афазия.
  • Также выделяют подтип амнестической афазии: оптико-мнестическая афазия. Поражение височной области коры. Основная проблема заключается в неточности зрительных образов слов, больные пытаются описать функцию предмета, но не могут его назвать. Несмотря на хорошую ориентацию в пространстве и времени, у пациентов наблюдается выраженный дефект в изображении предметов – например они могут срисовать картинку, но не способны самостоятельно изобразить рисунок по памяти или следуя инструкции. Также у таких больных присутствуют нарушения в письменной речи: в тяжёлых случаях больные не видят текст с левой стороны. 

Основные причины развития афазии

Фактически афазия — всего лишь составляющая клинической картины другого заболевания, которое поражает лобную, теменную или височную доли. Также данное расстройство речи может проявляться в случае повреждения нервных структур, которые передают импульс к коре головного мозга. В зависимости от конкретной причины будет отличаться симптоматика, темп развития осложнений и разновидность афазии.

Различают несколько основных причин афазии:

  • Новообразования
    . На первом месте по факторам развития данного расстройства размещаются опухоли головного мозга. Они часто затрагивают именно те участки коры, которые отвечают за данную функцию. Часто именно расстройство речи может указывать на новообразование, поэтому к такому симптому следует отнестись очень серьезно.
  • Нарушение мозгового кровообращения
    . Различают транзиторные или переходящие ишемические атаки, которые развиваются в виде непродолжительного приступа, и инсульты. Они обуславливаются остановкой кровотока в конкретных участках головного мозга и сопровождаются топической симптоматикой, в зависимости от локализации патологического процесса.
  • Травмы
    . Представляют собой один из самых важных факторов в развитии афазии. Вызывают структурные патологические изменения, что ведут к потере некоторых функций. Часто афазия возникает не сразу же после травмирующей ситуации, а в виде отдаленных последствий.
  • Демиелинизирующие заболевания
    . Данная группа болезней включает рассеянный склероз, рассеянный энцефаломиелит. Их патогенез заключается в виде разрушения особого структурного белка — миелина. Он отвечает за передачу нервных импульсов в головном мозге. В случае нарушения его функции возможно развитие различных симптомов, в том числе афазии.
  • Эпилепсия
    . Данное заболевание характеризуется образованием в тканях головного мозга очага электрических импульсов, которые вызывают судороги или кратковременную потерю сознания. Если он находится в тех участках, которые отвечают за речь, соответственно будет развиваться афазия.
  • Дегенеративные заболевания
    . Существует множество различных заболеваний, что сопровождаются атрофией и некрозом клеток головного мозга с последующей потерей некоторых функций, за которые отвечают области поражения. Вместе с другой неврологической симптоматикой возможно также развитие афазии.
  • Отравление
    . Много ядов, промышленных веществ, которые могут оказывать негативное влияние на головной мозг, в случае попадания в организм воздействует на нервную систему. Также действуют и соли тяжелых металлов. Отравление нейронов влечет за собой потерю их функции.

Особенности лечения афазии у человека

Для афазии лечение зависит от конкретной причины, которая вызвала данное расстройство. То есть важным аспектом терапевтической помощи будет воздействие на те патологические состояния, которые вызвали нарушения речи

Также во внимание берутся другие аспекты афазии, чаще всего это коррекция артикуляции и логопедическая помощь. Они имеют непосредственное влияние на речевой аппарат и более целенаправленное воздействие

Медикаментозная терапия

патологических состояниях

Соответственно, будут применяться препараты, которые улучшают микроциркуляцию в тканях головного мозга. Также целесообразным будет назначение ноотропных средств. Они способны улучшать когнитивные функции коры головного мозга, в том числе возможность разговаривать и воспринимать обращенную речь.

Каждый препарат, что назначается при афазии, должен быть тщательно взвешен на предмет побочных явлений и взаимодействия с другими лекарствами, что принимает человек. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением с помощью фармакологических препаратов. Это может навредить пациенту.

В некоторых случаях необходимо хирургическое вмешательство для устранения того фактора, который вызывает афазию. Следовательно, серьезность симптомов при этом должна достигнуть крайних вариантов.

Логопедическая помощь

Основной целью логопедической помощи является формирование четких установок для человека, чтобы он тщательно работал над собой и старался выработать новые схемы для полноценной речи. Обязательно затрагиваются все её виды. Индивид учится слушать и анализировать услышанное, сам составляет предложения и пробует их усложнять.

Результатом логопедического лечения должна быть правильная грамматически поставленная речь, которая динамически составляется. Правда, работа над этим может занять достаточно продолжительное время. В зависимости от конкретного случая лечение у логопеда достигает 2-3 лет.

Начинать данную терапию можно сразу же после минования острого периода болезни или начала появления симптомов. В любом случае нужно посоветоваться с лечащим врачом.

Именно в тот короткий период огромную роль играет обращение родных и близких с тем человеком, у которого развилась афазия. Они должны придерживаться нескольких несложных советов, которые способствуют улучшению самочувствия и быстрой реабилитации:

  1. Упрощение речи
    . Необходимо разговаривать с человеком простыми понятными предложениями. Следует избегать сложных слов, длинной формулировки вопроса или ответа.
  2. Повторение
    . Чтобы улучшить понимание и его эффективность, можно повторить конкретные ключевые слова. Это поможет больному расставить приоритеты и не упустить важный смысл предложения.
  3. Прежний уровень общения
    . Нельзя сюсюкаться или использовать другие формы речи, если раньше такого не было. Следует сохранять прежний уровень взаимоотношений и общения, так человеку будет легче адаптироваться.
  4. Терпение
    . Нужно дать необходимое время для формулировки своего мнения и постановки предложения. Пациенту сложно быстро и ловко общаться, поэтому следует отнестись с пониманием к тому, что это будет занимать немного больше времени.
  5. Язык тела
    . Кроме разговоров, существуют другие методы коммуникаций, которые способствуют пониманию между людьми. Следует обязательно их использовать, тем самым упрощая задачу человеку с афазией.
  6. Инициативность
    . Нельзя активно вовлекать кого-то в беседу, тем самым вынуждая делать то, что трудно дается. Несмотря на распространенное мнение, что коммуникации помогут быстрее вернуться в строй, это не совсем так. Трудности при выговаривании могут способствовать аутизации, замыканию больного в себе, и он просто перестанет разговаривать, так как разуверится в своих возможностях.
  7. Коррекция
    . Также не имеет смысла поправлять или указывать, как правильно разговаривать человеку. Люди с афазией делают множество ошибок, и, если всех их исправлять, разговор совсем потеряет смысл.

Коррекция афазии

Мелодико-интонационная терапия

Она, в основном, используется для лечения неактивной афазии. Это связано с использованием жужжания или пения в ритме, известного как мелодическая интонация, повторение фраз и слов. Этот процесс стимулирует деятельность мозга в правом полушарии и может увеличить количество слов, которые может сказать пациент.

Групповая терапия

Небольшая группа людей с афазией встречается с терапевтом и общается. Это дает пациентам возможность совершенствовать свои языковые навыки, взаимодействуя с группой людей.

Повышение коммуникативной эффективности

Это своего рода терапия, которая улучшает коммуникативные навыки пациента, вовлекая его в разговор. Пациенту показывают картинку или рисунок и просят ответить любым доступным способом. Уровень разговора начинается просто, но со временем он станет более сложным.

Обучение компьютеризированным сценариям

Оно включает в себя компьютерный сценарий, основанный на повседневных разговорах. Это дает пациенту возможность практиковать свои коммуникативные навыки, используя реалистичные ситуации.

Несколько советов, которые помогут общаться с людьми с афазией:

Привлекайте внимание человека, прежде чем начать говорить, и поддерживайте зрительный контакт;
Устраните фоновый шум;
Говорите медленнее, чем обычно;
Делайте предложения короткими и простыми, избегайте вопросов, на которые нужен сложный ответ;
Не меняйте тему разговора внезапно;
Не давите на человека, чтобы он быстро ответил, дайте ему время;
Используйте вопросы типа да / нет;
Преуменьшайте ошибки и избегайте их исправления, так как это может их расстраивать;
По возможности занимайтесь обычной деятельностью;
Старайтесь держать бумагу и ручку под рукой, так как это может помочь в общении;
Помните, что способность человека мыслить не обязательно нарушается.

Разновидности и проявления афазии

В зависимости от механизма возникновения афазии, а также структур головного мозга, которые при этом поражаются, можно различить несколько видов данного расстройства. Также формы афазии отличаются конкретными клиническими проявлениями.

Сенсорная афазия

Более того, непонимание касается не только речи других людей, но и своей собственной. Нарушается контроль произношения. Именно поэтому часто наблюдаются парафазии. Это замена похожими за артикуляцией и звучанием словами тех, которые человек должен произнести.

Кроме этого, возможно также нарушение чтения. Человек не способен соотнести прочитанные буквы со звуковым воспроизведением в памяти. Раньше всего теряется возможность читать вслух, затем трудности возникают и в других ситуациях.

В зависимости от силы проявления симптома, человек может общаться фактически набором слов, которые не связаны между собой. Темп речи при этом не снижается, артикуляция не нарушается.

Эфферентная моторная афазия

Чаще всего нарушена артикуляция, правильная постановка предложений. Человек часто упускает некоторые соединительные слова, меняет их местами, так что полученная речь лишается логического смысла. Нарушается спонтанная речь, и, когда он пытается вспомнить конкретное слово, имеют место персеверации — стереотипное повторение некоторых звуков или слов.

Речь человека строится на обычном наборе слов, которые могут быть даже не связаны между собой. Иногда он может остановиться на длинную паузу, затем продолжить разговор совсем в другом направлении.

Афферентная моторная афазия

Свои слова он плохо артикулирует, часто может их путать. Иногда заменяет одни выражения созвучными, но совсем неподходящими по смыслу. Такое явление может отмечаться как в повторении слов других людей, так и в самостоятельной речи.

Фактически данный симптом является базовым и специфическим для данного вида расстройства речи. В отличие от предыдущего варианта, построение предложения правильное, соответствует грамматическим нормам, отсутствуют длинные немотивированные паузы в речи.

Оптико-мнестическая афазия

Обычно маленькая подсказка в виде первых звуков того слова или созвучных фраз помогает восстановить в памяти то, что нужно. В отличие от обычной зрительной агнозии, при которой подсказки не срабатывают, в этом случае симптомы поддаются коррекции.

Также при оптико-мнестической афазии речь в целом не изменяется. Артикуляция и порядок слов в предложении, темп и качество разговора не страдают. Именно поэтому данный тип афазии диагностируется редко на начальных этапах.

Семантическая афазия

Таким людям обычно сложно воспринимать речь других, так как им тяжело осознать смысл сказанного. Легче даются простые односложные предложения. Человек с данным расстройством испытывает сложности в понимании логических конструкций.

Чаще всего такие люди пытаются общаться простыми словами, которые объясняют их основные потребности. При этом повторение даже сложных фраз дается весьма легко, так как человек не вдумывается в их взаимосвязь. Артикуляция отдельных слов при семантической афазии сохранена, название предметов индивид помнит хорошо.

Лечение афазии

В отдельных случаях полное восстановление речи при афазии происходит самостоятельно, без лечения. Обычно это происходит после недлительного нарушения притока крови к головному мозгу (микроинсульта или транзиторной ишемической атаки). Речевая функция в таких ситуациях восстанавливается через несколько часов (дней).

Но чаще всего на восстановление речи при афазии уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. После мозговой травмы речевые функции восстанавливаются спонтанно, но не в полном объеме через несколько недель или месяцев. При этом отдельные симптомы афазии продолжают сохраняться. В таких ситуациях для полного восстановления функции речи действенный эффект оказывают различные логопедические методики.

На восстановление функции речи, как правило, уходит около двух лет. Эффективность восстановительного процесса напрямую зависит от того, когда было начато лечение, а также от причины повреждения коры мозга, локализации поврежденной области мозга, возраста пациента, тяжести повреждения и общего состояния больного.

Большую роль в лечении афазии играет участие членов семьи больного. Близкие люди пациента с афазией должны стараться:

  • строить свою речь как можно проще. Лучше, если это будут короткие предложения;
  • сохранять обычный стиль общения (не превращая разговор с больным афазией в детскую речь);
  • повторять ключевые слова фраз, если есть необходимость в этом;
  • стимулировать больного к принятию участия в беседе;
  • поправлять больного афазией как можно меньше;
  • не торопить больного что-либо сказать и давать ему нужное количество времени на построение и последующее выговаривание фраз;
  • поддерживать любые виды коммуникации с больным (язык жестов, речь).

В лечении афазии в настоящее время также используются специальные компьютерные программы, направленные на повышение речевых способностей больного афазией, быстрое восстановление отдельных элементов речевой функции.

Существуют также специальные компьютерные упражнения, направленные на тренировку понимания фонем.

Общие сведения о лечении

Вылечить рекуррентную сенсорную афазию и восстановить способность человека воспринимать речь других и участвовать в диалоге возможно. Для этого при появлении первых признаков расстройства стоит обратиться к профильным специалистам: неврологу, логопеду, дефектологу. Проблему устраняют консервативно и оперативным способом, в ходе нейрохирургической операции.

На начальном этапе диагностики сенсорной афазии, специалисты оценивают тяжесть состояния пациента в ходе беседы, обращают внимание на определенные аспекты:

  • осознает ли человек ситуацию при беседе;
  • как ориентируется в ситуации;
  • может ли выразить свое мнение, рассказать о размышления;
  • есть ли речевые автоматизмы.

В качестве основного метода диагностики используется МРТ. Это исследование позволяет четко визуализировать состояние нервных тканей. После первичного обследования проводится визуализация отдельных участков мозга, височных долей. Для оценки кровотока проводят сканирование сосудов шеи и головного мозга, это позволяет оценить тяжесть патологии.

Терапия стационарная. На ранних этапах воздействие заключается в первичной помощи и адаптации, устранение симптомов и борьбу с причиной. После восстановления возможности воспринимать звуки проводятся реабилитационные мероприятия.

Для терапии применяют средства ноотропного действия, антигипоксические препараты. Использования медикаментов достаточно, если случаи незапущенные. При аневризмах и опухолях, восстановить способность воспринимать речь не получится без оперативного вмешательства.

Симптомы и признаки

В случаях, когда афазия была вызвана внезапной травмой головного мозга, такой как инсульт или тяжелый ушиб головы, симптомы обычно развиваются сразу после травмы.

В случаях, когда происходит постепенное повреждение головного мозга в результате состояния, ухудшающегося со временем, такого как деменция или опухоль головного мозга, симптомы могут развиваться постепенно.

Симптомы афазии Брока

У больных с афазией Брока обычно наблюдаются следующие признаки и симптомы:

  • медленная и прерывистая речь;
  • они могут изо всех сил пытаться произнести определенные слова, такие как названия объектов, мест или людей;
  • содержание их речи обычно сводится к основным элементам и содержит только некоторые основные существительные и глаголы, например, «хочу выпить» или «иди в город сегодня»;
  • в серьезных случаях у них может не быть пригодного для использования языка.

Человек с афазией Брока может в некоторой степени понимать разговорный язык, но с трудом понимает грамматику. Например, люди могут быть не в состоянии определить разницу в значении между словами «Маша ударила непослушного мальчика» и «Непослушный мальчик ударил Машу».

На способность читать это обычно также влияет. Например, они могут назначать разные значения написанным словам, например, читать «время», когда слово на самом деле «часы». Они также могут потерять способность произносить написанные слова в своей голове.

Дополнительные симптомы, не связанные напрямую с речью и языком, но могут возникать у людей с афазией Брока, включают:

  • неспособность контролировать лицевые мышцы и одну или обе конечности;
  • слабость конечности по одной стороне тела (почти всегда на правой стороне).

Симптомы афазии Вернике

Человек с афазией Вернике, как правило, имеет следующие признаки и симптомы:

  • Они могут говорить свободно, используя длинные предложения, но их речь содержит недостаток смысла и может содержать неуместные или бессмысленные слова.
  • Люди с афазией Вернике могут не знать о своих языковых проблемах, особенно вскоре после инсульта, и могут расстраиваться из-за того, что другие люди не могут их понять. Тем не менее, они могут понять свои проблемы, если представят доказательства, такие как видео или аудиозапись разговора.
  • Они могут испытывать затруднения в понимании или быть не в состоянии понять разговорный язык.
  • У некоторых людей также есть подобные трудности с чтением письменного языка.
  • На их способность писать влияет то же самое, что и на их способность говорить, поскольку они могут писать свободно, но то, что они пишут, имеет мало смысла или не имеет никакого смысла.

Дополнительные симптомы могут включать:

  • некоторая потеря зрения;
  • трудности с арифметикой, например, сложение, вычитание, умножение или деление чисел — симптом, называемый «Дискалькулия» врачами;
  • трудности с пространственной ориентацией, т. е. способность точно судить о том, где вы находитесь по отношению к другим физическим объектам;
  • потеря контроля конечностей.

Симптомы глобальной афазии

Люди с глобальной афазией обычно имеют большее повреждение головного мозга, поэтому у них часто бывают симптомы как афазии Брока, так и Вернике. Это может вызвать проблемы со всеми аспектами общения, включая:

  • разговором;
  • пониманием речи других людей;
  • названием объектов, людей и мест;
  • повторением чужой речи;
  • чтением и письмом.

Дополнительные симптомы могут включать:

  • паралич правой части тела;
  • некоторая потеря зрения в правом поле зрения обоих глаз;
  • потеря контроля над своими конечностями;
  • проблемы с произнесением определенных звуков и слов, что связано с трудностями контроля над ртом, языком и гортанью.

Классификация и симптомы афазии

Существуют различные классификации форм афазии.

В классификации А.Р. Лурии выделяются следующие формы афазии:

  • афферентная моторная афазия – связана с поражением нижних теменных отделов, задних отделов двигательного анализатора;
  • эфферентная моторная афазия – связана с поражением заднелобных участков коры — зоны Брока);
  • динамическая афазия – связана с поражением отделов мозга, которые располагаются спереди от зоны Брока и речевой зоны Пенфилда;
  • сенсорная афазия — связана с поражением зоны Вернике верхней височной извилины;
  • семантическая афазия связана с поражением теменно-височно-затылочной зоны мозга;
  • акустико-гностическая сенсорная афазия связана с поражением средней височной извилины.

Самым тяжелым речевым расстройством является афферентнаямоторная афазия. Больной афазией данной формы не может по заданию совершать движения губами, языком, другими артикуляционными органами (оральная апраксия). Но непроизвольно эти движения могут выполняться. Оральная апраксия составляет основу артикуляционной апраксии, которая непосредственно связана с произношением звуков.

Артикуляционная апраксия проявляется:

  • отсутствием артикулирования речи;
  • искажением воспроизведения артикуляционных поз;
  • поисками артикуляции.

Также при данной форме афазии нарушены и другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазияпроявляется разорванной речью, которая сочетается с застреванием на фрагментах высказывания. Данные недостатки произносительной стороны речи ведут к системным расстройствам письма, чтения, понимания речи (частично). Больные афазией в этом случае с легкостью произносят звуки, но затрудняются в произношении слов и предложений.

При динамической афазииречевой дефект проявляется в виде речевой инактивности и аспонтанности. Трудности в произношении не значимы. Речь больных афазией динамической формы бедна, с преобладанием односложных ответов, нарушается речевое программирование или наблюдаются расстройство грамматического структурирования.

Основным симптомом семантической афазии являетсяимрессивный аграмматизм – неспособность к пониманию сложных логико-грамматических речевых оборотов.

Сенсорная акустико-гностическая афазия выражается грубым расстройством фонематического слуха, то есть происходит нарушение понимания устной речи. На начальных этапах развития афазии больной воспринимает речь другого человека как некий поток звуков. При менее выраженном расстройстве или на более позднем этапе болезни присутствует частичное понимание речи, точное восприятие подменяется догадками. Для больного разные слова могут звучать одинаково, либо одно и то же слово он по-разному воспринимает. В результате происходит расстройство самоконтроля речи, возникает компенсаторное многословие. Наиболее сохранной речевой функцией остается чтение.

Сенсорная акустико-мнестическая афазия проявляется в сфере мнестической слуховой деятельности. У больного утрачивается способность к сохранению в памяти информации, воспринятой на слух. Также наблюдается уменьшение объема запоминания. Все это вызывает трудности в понимании развернутых текстов, в которых задействована слухоречевая память. Симптом афазии в собственной речи проявляется словарным дефицитом.

В классификации Вернике-Лихтгейма выделяются следующие формы афазий:

  • корковая моторная афазия Брока (близка к моторной афазии Лурии);
  • субкортикальная моторная афазия (близка к афферентной моторной афазии);
  • транскортикальная моторная афазия (близка к динамической афазии);
  • корковая сенсорная афазия Вернике (акустико-гностическая сенсорная);
  • субкортикальная сенсорная афазия – характеризуется грубым нарушением узнавания звуков речи, полным непониманием речи при сохранненном слухе на неречевые раздражители.
  • транскортикальная сенсорная афазия (акустико-мнестическая сенсорная афазия).

Состояние афазии, как правило, сопровождается нарушениями функций, связанных с речью – чтения, письма. При любой форме заболевания не наблюдается нарушения лишь звуков речи, либо только слов или фраз. Не встречаются также и изолированные нарушения лишь устной или письменной речи.

Данное расстройство функции речи является системным. Но при одной форме на первое место выходит нарушение звуков, а нарушения в словах, фразах, чтении, письме являются следствием первичного дефекта; а при другой — страдают слова, а другие расстройства уже вытекают из данного нарушения.

Классификация

В зависимости от этиологического фактора и патогенеза этого заболевания выделяют следующие виды афазии:

  • сенсорная афазия или афазия Вернике;
  • амнестическая афазия;
  • сенсомоторная афазия;
  • семантическая;
  • динамическая;
  • афферентно-моторная афазия.

По степени выраженности заболевания различают такие формы афазии:

  • тотальная афазия – полное нарушение речи больного;
  • частичная – возможность выражать свои мысли и говорить наблюдается частично.

Следует отметить, что помимо общей клинической картины, это заболевание будет дополняться специфическими признаками, характер которых будет зависеть от формы недуга.

История вопроса

Проблема афатических нарушений до настоящего времени является объектом споров неврологов, психологов и лингвистов. Еще в XIX веке выдающиеся ученые установили анатомические зоны, при поражении которых формировались различные афазии. Так, в 1861 году Полем Брока открыта моторная форма патологии речи. Спустя 13 лет Карл Вернике впервые описал сенсорный вариант расстройств фазиса.

В начале ХХ века сформировались понятия о семантической и динамической формах афазий. Семантическую афазию в 1926 году описал английский невролог Генри Хед, термин «динамическая афазия» введен чуть позже немецким психиатром Карлом Клейстом.

Учение об афатических расстройствах (афазиология) имеет достаточно длительную историю. Оно связано с двумя противоположными научными направлениями – теорией отрицания локализованности функций фазиса (речи) в коре и теорией «эквипотенциальности» (равнозначности) корковых полей. До настоящего времени нет точного подтверждения, как и опровержения ни одной из этих концепций. Эквипотенциальность коры противопоставляется огромному фактическому материалу, который был накоплен анатомами, физиологами и клиницистами, однако на практике существуют четкие зависимости определенных речевых расстройств и локализации патологического очага

С другой стороны, не стоит умалять важность подкорковых структур в формировании фазиса

В целом становление учения об афатических расстройствах, приходящееся на XIX – начало XX веков, характеризуется описательным подходом. Позже в неврологии и психологии назрела необходимость в аналитическом изучении проблемы. Этот этап учения о речевых нарушениях с именем выдающегося отечественного ученого Александра Романовича Лурия. На основе его трудов удалось сформулировать концепцию динамической локализации высших психических функций. Данные представления о механизмах формирования фазиса остаются главенствующими по сей день.

Локализация центров речи

В осуществлении речевой активности ведущую роль играют не ограниченные зоны, а функциональные системы, покрывающие обширные области коры. Однако различные корковые отделы все же не равнозначны для формирования речевых функций. Повреждение отдельных зон способно вызвать определенные афатические синдромы. Общепринятым считается, что центры речи заложены в доминантном полушарии. Доминантность определяется деятельностью ведущей руки, однако точная оценка охватывает и другие моменты. Доминирующим является левое полушарие для правшей и правое – для левшей. Другими словами, афазия у левшей чаще всего диагностируется при разрушении фазисных центров правого полушария, а у правшей – левого. В последнее время появились труды, посвященные изучению афазий у лиц с повреждением субдоминантного полушария.

В задних отделах верхней височной извилины расположен аналитико-синтетический центр звуковой активности и наложения ее отдельных аспектов на имеющиеся гностические понятия. По автору его называют центр Вернике. За счет него человек понимает обращенную (импрессивную) речь.

В нижней лобной извилине (ее задних отделах) располагается центр Брока. Благодаря нему обеспечивается непосредственное воспроизведение речи (ее моторная функция).

В нижнезадних отделах теменно-височной области расположен центр памятной (мнестической) речи. За счет него мы можем назвать знакомые нам предметы, людей, животных.

Способность понимать значения сложносочиненных грамматических предложений и словосочетаний локализована в зоне семантической речи. Она располагается на месте перекрытия ассоциативных волокон теменной, затылочной и височной долей.

Также к функциям фазиса относят чтение и письмо. Центр письменной (графической) речи локализован в заднем отделе средней лобной извилины. Чтение (лексия) страдает при нахождении очагового поражения в теменной доле, в ее угловой извилине.

При раздражении этих центров у больного проявляются речевые или афатические приступы (припадки).

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует  длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия  подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности.  Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector