Что такое амнезия? виды и возможные причины потери памяти

Психогенные амнезии

Не имеют органической основы и возникают в результате действия защитных механизмов.

Постгипнотическая амнезия.

Истерическая амнезия — разработка понятия истерической амнезии связана с именами Жана-Мартена Шарко, Пьера Жане, Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда. Следует различать истерию травматического генеза (вызванную психической травмой или переживаниями экстремального стресса) и истерию как невроз переноса, связанный, согласно ранним психоаналитическим концепциям, с внутренним структурным конфликтом и регрессией либидо к объектам эдипальной фазы развития. Истерическая амнезия травматической природы вызвана действием защитного механизма диссоциации. Амнезия при истерическом неврозе переноса обусловлена действием вытеснения, направленного на репрезентаты и дериваты конфликтного влечения.

Согласно концепции Шарко и Брейера, при переживании травматической ситуации у некоторых людей возникает так называемое гипноидное состояние — состояние самогипноза. В этом изменённом состоянии сознания происходит кодирование элементов памяти, соответствующих переживанию данной ситуации. В некоторых случаях впоследствии эти воспоминания, образующие самостоятельную структуру, у которой отсутствуют ассоциативные связи с остальной системой автобиографических воспоминаний, не могут быть воспроизведены произвольно. Доступ к ним оказывается возможен только в изменённом состоянии сознания, которое достигается при помощи гипнотических и трансовых техник.

Амнезия, вызванная действием вытеснения, может быть преодолена, согласно психоаналитическим концепциям, посредством осознания вытесненного материала. Последнее достигается через применение метода свободных ассоциаций в аналитической работе.

Фуговая амнезия — амнезия, имеющая диссоциативную природу. Этот вид психогенной амнезии возникает при диссоциативной фуге — реакции бегства в ситуации психической травмы или экстремального стресса. Основной чертой диссоциативной фуги является внезапный незапланированный отъезд. Динамика диссоциативной фуги характеризуется прохождением через двойной барьер амнезии. Первый амнестический барьер возникает сразу после начала фуги, при этом за барьером остаётся важная личная информация и воспоминания, относящиеся к прошлой жизни индивида. Первому амнестическому барьеру соответствует изменение личностной идентичности индивида. Второй амнестический барьер возникает после прекращения состояния фуги, когда возвращаются воспоминания, оставшиеся за первым амнестическим барьером и оказываются диссоциированными воспоминания о событиях, происходящих во время состояния фуги. При прохождении второго амнестического барьера утрачивается «фуговая» личностная идентичность и возвращается прежняя идентичность индивида.

Расстройство множественной личности — диссоциативное расстройство, основным этиологическим фактором которого является хроническая психическая травма детства в контексте отношений со значимым взрослым человеком (обычно родители или лица, их замещающие). Расстройство множественной личности (или диссоциативное расстройство идентичности по DSM-IV) иногда ошибочно диагностируют как шизофрению. Для расстройства множественной личности характерны множественные эпизоды амнезии как на ряд психотравмирующих ситуаций детства, так и на события, которые происходили во время так называемых переключений, то есть когда одна альтер-личность уступала контроль над поведением индивида другой альтер-личности. Как и при диссоциативной фуге, амнезии при расстройстве множественной личности, как правило, имеют диссоциативную природу. Диссоциативные амнезии в подавляющем числе случаев (если они, например, не сопровождаются нарушениями функционирования соответствующих отделов мозга) обратимы. Восстановление диссоциированного материала обычно полное и происходит либо спонтанно, либо при применении гипнотических и трансовых техник.

Методы диагностики

При посещении врача, невролога, который при необходимости обратиться за помощью к нейрохирургу, наркологу или психиатру, специалист назначит определенные мероприятия, направленные на диагностику состояния пациента.

  1. Доктор опросит больного о событиях, которые предшествовали провалам в памяти. Рассматривать этот вопрос рекомендуется в присутствии ближнего окружения пациента.
  2. Оценивание неврологического статуса человека с целью выявления проявлений, характерных для органических патологий центральной нервной системы, для определения степени посттравматических изменений.
  3. Определение психического статуса. Больному проводится комплексное обследование, если имеет место подозрение на наличие психических отклонений.
  4. Оценивание церебральной гемодинамики. Назначается в ситуации, когда имеет место подозрение на сосудистые нарушения. С этой целью назначается реоэнцефалография или УЗДГ, МРТ сосудов головы, дуплексное сканирование.
  5. КТ головного мозга с целью визуализации мозговых структур назначают пациентам, имеющим черепно-мозговую травму или внутричерепные гематомы.
  6. Если есть подозрение на опухолевые процессы назначают церебральную МРТ. Также данное исследование эффективно при постинсультных очагах и дегенеративных процессах в головном мозге.
  7. Электроэнцефалография. Назначают, если у больного имеются жалобы на эпилепсию. Данное исследование позволяет диагностировать характер и наличие пароксизмальной активности в головном мозге.
  8. Биохимия крови. Может назначаться с целью проведения теста на наличие наркотиков в крови, уровня витамина B1, а также токсических веществ.
  9. Исследование цереброспинальной жидкости. Назначают, если предполагается наличие инфекционного фактора развития амнезии, внутричерепного кровоизлияния.

Чем вызываются провалы в памяти?

Причины амнезии выясняются после сбора анамнеза, обследования функций психики, неврологического статуса, инструментального обследования. Внезапная потеря памяти может быть следствием серьезных болезней нервной системы органического или функционального происхождения, которые нуждаются в лечении.

Потеря памяти на конкретный отрезок времени у молодых людей развивается на фоне травматического повреждения головного мозга или сильных стрессов. Резкое расстройство, связанное с запоминанием и воспроизведением новой информации, восстанавливается при условии сохранности мозговых нейронов.

Органические причины

Процессы, которые сопровождаются гибелью нейронов и вызывают пробелы в памяти, требуют лечебных мер с проведением реабилитации:

  • черепно-мозговые травмы с деструкцией (ушибы, внутричерепные гематомы);
  • сосудистая патология (перенесенные ишемические или геморрагические инсульты, гипертоническая энцефалопатия);
  • объемные процессы в полости черепа (опухоли, паразитарные цисты, кистозные образования);
  • инфекционные поражения оболочек или головного мозга (менингит, энцефалит);
  • эпилепсия;
  • энцефалопатия из-за злоупотребления алкоголем или другими токсическими веществами;
  • передозировка транквилизаторов и снотворных средств;
  • старческая деменция (болезнь Альцгеймера, Пика, прогрессирующий атеросклероз);
  • мигрени;
  • шизофрения.

Психогенные причины

Сильные психотравмирующие факторы (смерть родственников, стихийные бедствия, военные действия) часто сопровождаются амнезией. Симптом может развиться в любом возрасте, он защищает нервную систему от избыточного перенапряжения.

Пациенты с истерическим складом личности склонны к такой симптоматике и избирательно забывают неприятные факты (унижение достоинства, физическое или сексуальное насилие). Те моменты, которые не сопровождаются тяжелыми воспоминаниями, хранятся в долгосрочной памяти и могут быть воспроизведены.

Психогенные причины не вызывают гибель нейронов, но между ними нарушаются связи, отвечающие за передачу и извлечение информации.

Клиническая картина, специфические проявления

Опасность прогрессирующей амнезии заключается в сложности ее ранней диагностики, так как большинство симптомов родные и сам больной списывают на возрастную забывчивость.

Какие основные моменты в поведении человека должны насторожить:

  • больной забывает, где он живет сейчас, если переезд осуществился несколько лет или месяцев назад, и многократно называет адрес, где жил в молодости;
  • перестает узнавать недавних знакомых — например, нового врача или соседа по лестничной клетке;
  • не может вспомнить события недавнего прошлого — что он делал час, день или неделю назад.

При этом сохраняются давние профессиональные навыки. Возможность читать, писать, вязать, водить автомобиль или решать сложные уравнения, если эти навыки приобретались в юности, сохраняется до последней стадии заболевания.

Как компенсация за утрату кратковременной памяти у больного «оживают» старые воспоминания — иногда из далекой юности — и даже давно утраченные навыки (например, умение шить, вязать, приобретенное в детстве, но утраченное позже). Через некоторое время эти навыки тоже разрушаются.

Важным признаком прогрессирующей амнезии является нарушение процесса узнавания близких.

Больной понимает, что человек ему знаком, но не может точно понять, кто это, и переносит на него образ родных и знакомых из далекого прошлого:

В тяжелых случаях и на поздней стадии заболевания случаях человек перестает узнавать себя в зеркале, начинает разговаривать сам с собой.
Падает внимание, способность сосредоточиться на текущих событиях уходит полностью.
Последовательность событий в жизни перестает восприниматься адекватно. Например, больной переносит важные для него моменты, которые случились в далеком прошлом, в настоящее — например, собирается на свой выпускной в институте (будучи семидесятилетним профессором).. Разрушается адекватное восприятие пространства:

Разрушается адекватное восприятие пространства:

  • больные не видят, на каком расстоянии находятся вещи, дома, люди;
  • не соотносят предметы друг с другом.

Восприятие событий становится разрозненным, не складывающимся в общую картину, поэтому больной утрачивает способность к получению новых навыков, созданию простейших логических цепочек.

Во многих случаях больной погружается в раннюю юность или детство, ожидая:

  • прихода с работы отца, умершего несколько десятилетий назад;
  • событий, которые были в юности — свадьбы, поездки.

Заместительное восприятие окружающих людей на поздней стадии происходит всегда. В дочери или внучке больной видит мать или сестру, в персонале — друзей юности.

При последних стадиях прогрессирующей амнезии происходит практически полный распад личности, неспособность обслуживать себя и гибель от сопутствующих заболеваний — опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний, хронических воспалительных процессов.

Какие признаки не являются симптомами данной болезни?

Кратковременное ухудшение памяти из-за усталости, естественная забывчивость, которая была у больного всегда, не могут считаться симптомами начальной стадии амнезии.

Рассеянность, снижение способности к чтению и письму, утрата мелкой моторики, приступы агрессии на фоне неспособности выполнить простейшее действие не являются признаками потери памяти и относятся к другим заболеваниям — например, старческой деменции.

Определение понятия и классификация

Амнезией называется частичная или абсолютная потеря памяти. Также данный термин применяется при наличии невозможности усваивать новую информацию, запоминать ее.

Амнезию нельзя рассматривать, как отдельную болезнь, потому как она по своей сути является проявлением какого-то истинного заболевания.

В первую очередь, выделяют такие формы амнезии:

  • полную — когда наблюдается абсолютная потеря памяти, исчезновение всех без исключения воспоминаний, взятых за определенный промежуток времени;
  • частичную – у пациента в памяти сохраняются обрывки воспоминаний, образы, имеет место нарушение ориентации в пространстве и времени.

В зависимости от того, какой период был стерт из памяти человека, различают следующие формы амнезии:

  • ретроградная — исчезают воспоминания о событиях и происшествиях, которые были в жизни человека перед тем, как начала развиваться болезнь;
  • антероградная — появляется в случае травмы головного мозга, человек может запоминать новую информацию, однако, она не сохраняется в долговременной памяти, из-за чего он забывает услышанное спустя несколько часов, иногда и минут (при такой форме амнезии человек сохраняет сообразительность, ясность ума, интеллект, но снижается его работоспособность, что приводит к проблемам в семейной жизни и на работе);
  • антеретроградная — комплексная форма амнезии, совмещающая в себе два предыдущих варианта;
  • ретардированная — исчезновение памяти отмечаются через короткий промежуток времени после обморока;
  • диссоциативная — у человека информация исчезает из памяти, при этом сохраняются умения, знания и навыки. Нередко такая форма развивается при психологических травмах, в частности после аварий, катастроф, наблюдения за сценами насилия. Такая форма амнезии является защитной реакцией организма в ответ на стрессовую ситуацию. Человеческий мозг пытается избавиться от негативных воспоминаний, причиняющих ему страдание, боль или шок. Зачастую данная форма недуга самостоятельно проходит через какое-то время после травмирующего события.

На основании того, каким будет течение заболевания, его развитие, выделяют три вида амнезии:

  • стационарная — наблюдается устойчивая потеря памяти, стирание воспоминаний об определенных жизненных событиях, конкретном этапе в жизни;
  • прогрессирующая — воспоминания стираются медленно и постепенно, со временем они становятся путаными, теряет свою эмоциональную окраску, у человека наблюдается проблемы с запоминанием новых событий и информации;
  • регрессирующая — отмечается временная утрата памяти, однако, присутствует возможность ее дальнейшего восстановления.

Обследование и лечение больных

Клиническое обследование и диагностика нарушений проводится в несколько этапов:

  • проводится опрос и осмотр пациента;
  • психодиагностика: тестирование;
  • лабораторное обследование (на анализы сдаются кровь, моча);
  • инструментальное обследование: ЭЭГ, МРТ головного мозга и другие (ЭКГ, Рог р. ОГК);
  • консультации специалистов при необходимости для уточнения соматических болезней.

Лечение может проводиться амбулаторно. При наличии опасности для самого пациента или окружающих, невозможности самообслуживания, отсутствии возможности условий лечения вне стационара – показана госпитализация.

Проводится целый комплекс мероприятий:

  • специфическая терапия;
  • неспецифическое лечение (укрепляющая, тонизирующая);
  • психотерапия;
  • реабилитация.

Психотерапевтическое воздействие

Психотерапия включает следующие направления:

  1. Индивидуально ориентированная направлена на определение увеличения адаптационных способностей, достижение у пациента понимания причин и следствий тяжелых переживаний и особенностей системы отношений. Коррекция неадекватных реакций и форм поведения. Логическое переубеждение пациента. Формирование у него адекватного отношения к болезни. Занятия проводят после снятия остроты болезненных переживаний как индивидуально, так и в группах с частотой – 3 – 5 раз в неделю, длительностью – 4- 6 недель сеансов под контролем врача, а затем самостоятельно на протяжении полугода и более.
  2. Гипнотерапия направлена на сосредоточение внимания на расслабление, на седирование эмоциональных нарушений, улучшение настроения. Проводят ежедневно, всего 8 – 10 сеансов.
  3. Аутогенные тренировки развивают и укрепляют процесс саморегуляции, самоконтроля и самообладания. Проводят ежедневно 10 – 15 сеансов под контролем врача, а затем самостоятельно на протяжении 3 — 4 месяцев.
  4. Семейная психотерапия – стабилизация взаимоотношений в семье.

Медикаментозная терапия

Лечение медикаментами подразумевает назначение следующих групп препаратов:

При лечении в стационаре наблюдается меньше эмоциональных нарушений. Происходит купирование острых и аффективных невротических реакций, улучшение качества жизни больного, смягчение изменений личности.

Происходит купирование невротических нарушений и аффектов, наблюдается изменение качества жизни и поведения пациента в лучшую сторону.

Продолжительность лечения – 3 – 6 недель.

Возможные побочные действия при избыточном применении медикаментов:

  1. Холинергический синдром (сухость во рту, нарушения зрения, когнитивные нарушения) возникают при использовании трициклических антидепрессантов. Лечение – отмена препарата, назначение селективного ингибитора обратного захвата серотонина или антидепрессанта двойного спектра действия.
  2. Избыточная седация – необходимо уменьшение дозы антидепрессанта, который вызвал седацию с дальнейшим использованием другого лекарства без седативного действия.
  3. Ортостатическая гипотензия – уменьшение дозировок медикаментов.
  4. Сексуальная дисфункция чаще всего наблюдается при приеме трициклических антидепрессантов и селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, — возможен переход на медикамент, не вызывающий сексуальной дисфункции.
  5. Сердечно – сосудистые нарушения – нарушения проводимости, гипотензия — необходима смена лекарства.
  6. Серотонинэргический синдром – психические нарушения до степени потери сознания, ажитация, потливость, понос, рвота, дрожь, гиперрефлексия, повышение температуры и др. возникает как следствие комбинации антидепрессантов. Необходимо уменьшение дозы или полное прекращение лечения. Наибольший риск этого осложнения возникает при одновременном назначении МАО с другими антидепрессантами. Из – за этого категорически запрещено одновременное использование данных групп средств.

Иные мероприятия

Корректируется питание : диетические ограничения, приводящие к снижению массы тела, лечебная физкультура при увеличении массы тела.

Режим труда и отдыха определяют индивидуально, с учетом достигнутого уровня социального функционирования и согласно с действующим законодательством.

Источник

ОБЩЕЕ

На основе воспоминаний человек ощущает себя личностью, ведь память играет огромную роль в сознательной жизни. Изучать свойства памяти пытались еще в древности, но и по настоящее время многие аспекты этого вопроса остаются непознанными.

По данным статистики, от потери памяти в той или иной степени страдает четверть населения. Существует некоторая взаимосвязь между видом расстройства и возрастом больного. Так, травматическая амнезия чаще встречается среди лиц среднего возраста, а прогрессирующая потеря воспоминаний характерна для людей пожилого возраста. С кратковременной амнезией чаще приходится столкнуться женщинам среднего возраста, а детям зачастую диагностируется инфантильная разновидность расстройства.

Потеря памяти (амнезия) у молодых людей

К возможным причинам психогенной амнезии у молодых людей относятся:

  • тяжелая психологическая травма;
  • психические заболевания;
  • тяжелая депрессия;
  • хроническая бессонница;
  • экстремальный стресс;
  • гипноз.

Амнезия при психологической травме

Наиболее частыми психологическими травмами, которые вызывают потерю памяти у молодых людей, являются:

  • смерть родителя, ребенка или очень близкого человека;
  • физическое насилие со стороны другого человека (изнасилование, избиение, надругательство над самим человеком или его близким);
  • стихийное бедствие (пожар, наводнение, землетрясение, ураган);
  • войны;
  • теракты;
  • аварии;
  • похищение.

Амнезия при психических заболеваниях

К основным психическим заболеваниям, которые сопровождаются эпизодами амнезии у молодых людей, относятся:

  • эпилепсия;
  • диссоциативное расстройство;
  • диссоциативная фуга;
  • истерия;
  • шизофрения.

психотерапииК патогенным факторам, которые вызывают органическую амнезию у молодых людей, относятся:

  • травмы головы;
  • инфекции нервной системы с вовлечением структур мозга;
  • интоксикации различными веществами;
  • нарушение питания;
  • выраженная гипоксия (нехватка кислорода) мозга;
  • опухоли головного мозга;
  • нарушение кровоснабжения мозга.

Амнезия при инфекциях нервной системы

Инфекциями нервной системы с поражением мозга, которые могут сопровождаться потерей памяти, являются:

  • герпетическая инфекция;
  • сифилис;
  • ВИЧ и СПИД;
  • болезнь Лайма (инфекция, которая передается через укус клещей);
  • туберкулез;
  • менингит.

Амнезия при интоксикации различными веществами

К веществам, интоксикация которыми может привести к амнезии у молодых людей, относятся:

  • алкоголь;
  • наркотические препараты (амфетамины, кокаин, марихуана);
  • лекарственные вещества (антидепрессанты, транквилизаторы, статины);
  • окись углерода (угарный газ);
  • бытовые растворители;
  • лакокрасочные вещества;
  • пестициды.

Амнезия при гипоксии мозга

К патологическим условиям, при которых развивается гипоксия мозга, сопровождающаяся амнезией, относятся:

  • асфиксия (удушение);
  • тяжелые травмы груди с повреждением легких или диафрагмы;
  • инфекционно-воспалительные заболевания дыхательной системы (осложненные бронхиты и трахеиты, пневмонии);
  • отравление окисью углерода;
  • большие кровопотери при травмах;
  • выраженные сердечно-сосудистые заболевания с сердечной недостаточностью (миокардит, патологии клапанов).

Амнезия при нарушенном кровоснабжении мозга

Признаками амнезии у молодых людей, помимо потери информации, являются:

  • спутанное сознание;
  • выраженная головная боль;
  • пространственная дезориентация;
  • сложности при узнавании близких и знакомых;
  • тревога;
  • депрессия.

Варианты амнезии у молодых людей в зависимости от параметров потери памяти

Параметры потерянной памяти

Варианты амнезии

Когда чаще встречаются?

Объем

полная или генерализованная

  • травмы головы;
  • интоксикации;
  • тяжелая психологическая травма;

частичная или избирательная

  • травмы головы;
  • интоксикации;
  • нарушение кровоснабжения мозга.

локализованная

  • психические заболевания;
  • психологические травмы;
  • тяжелые депрессии.

Период

ретроградная

  • травмы головы;
  • эпилепсия.

антероградная

  • травмы головы;
  • интоксикации;
  • психические заболевания;
  • психологические травмы.

антероретроградная

  • травмы головы;
  • интоксикации;
  • психические заболевания

фиксационная

  • алкоголизм;
  • опухоли головного мозга;
  • вирусные инфекции мозга (герпес, СПИД).

Развитие

регрессирующая

стационарная

  • психические заболевания;
  • тяжелые травмы головы;
  • острые интоксикации;
  • инфекции мозга.

прогрессирующая

  • психические заболевания;
  • опухоли головного мозга;
  • тяжелые травмы головы.

Методы достижения

Существует несколько методик, позволяющих вызвать утрату памяти, именуемую экспериментальной:

  1. Фармакологический (введение в организм фармакологических средств).
  2. Физический (воздействие электрического тока).
  3. Биологический (гипоксия).

Фармакологическое воздействие

Существуют группы лекарственных препаратов, которые способны вызвать исчезновение возможности запоминания и воспроизведения уже изученной информации.

Итак, препараты, вызывающие амнезию:

  • снотворные (преимущественно агонисты ГАМК-рецепторов);
  • анксиолитики (более известные как транквилизаторы);
  • антидепрессанты (преимущественно «большие»);
  • бета-адреноблокаторы;
  • статины.

Существуют и другие препараты (интерфероны, противопаркинсонические средства, глюкокортикостероиди, антигистаминные (противоаллергенные), наркотики), вызывающие амнезию. Они также могут нарушить память, однако такой эффект для этих средств характерен в меньшей степени, поэтому они не используются для введение испытуемого в состояние амнезии.

Главным эффектом снотворных лекарственных средств (зопиклон, золпидем) является задержка возбуждения в нейронах и преобладание торможения. Таким образом, происходит ухудшение реверберации имульса по цепи нервных клеток и нарушение взаимодействий между кратковременным и долговременным видами памяти.

Анксиолитики (преимущественно бензодиазепины: диазепам, феназепам) подавляют работу подкорковых структур ЦНС, в том числе и лимбическую систему.

Основным долгосрочным «хранилищем» мозга признан гиппокамп, являющийся структурной единицей лимбической системы. За счёт подавления работы гиппокампа он не способен принимать нервные импульсы для «отложения» информации на длительное время.

Трициклические «большие» антидепрессанты (амитриптилин, имипрамин) блокируют мускариновые рецепторы ацетилхолина, поэтому их применение способно вызвать амнезию.

Механизм возникновения нарушения памяти при использовании бета-адреноблокаторов (метопролол, пропанолол) связывают с тем, что бета-адреноблокаторы блокируют связь эпинефрина (адреналина) с рецепторами, что может привести к проблемам с памятью.

Основное действие статинов (аторвастатин, розувастатин) – уменьшение уровня холестерина. Так как холестерин является составной частью головного мозга, его уменьшение может привести к патологиям нервной системы, в том числе и амнезии.

Электросудорожный шок (терапия)

Данный метод позволяет стереть воспоминания и сделать невозможным запоминание на период до 7 месяцев. Для вызова амнезии следует накладывать электроды по обе стороны головы, а также давать заряды, превышающие судорожный порог испытуемого.

Гипоксия

При недостаточном поступлении в ЦНС кислорода происходит нарушение функции, а затем и «умирание» клеток, что приведёт к разобщению прохождения нервных импульсов между корой и подкорковыми образованиями (гиппокампом), вследствие чего запоминание будет нарушено, как и возможность вспомнить прошедшие события.

Патогенез

Подробная этиология амнезии и её разновидностей всё ещё не установлена. Предположительно органические повреждения заключаются в полной дисфункции ряда церебральных нейронов и разрыве их межнейрональных связей в лимбической системе, которая регистрирует, кодирует, а затем воспроизводит имеющуюся информацию.

В этом случае в связи с массовой гибелью отвечающих за её хранение структурных элементов допускается необратимая потеря сведений о прошедших событиях.

Что касается амнезии психогенного характера, в психиатрии и неврологии эта аномалия рассматривается с позиции избирательных провалов памяти, которые отличаются сугубо личным и травмирующим фактором для пациента.

Виды и симптомы амнезии

Существуют различные типы амнезии.

Так по выпавшему из памяти периоду времени выделяют:

  • ретроградную амнезию. Данный вид амнезии связан с потерей воспоминаний событий, которые предшествовали заболеванию;
  • антероградную амнезию. В данном случае теряются воспоминания периода после выхода из бессознательного состояния. При этом больной не запоминает недавно произошедших событий, не может усваивать новую информацию;
  • антеретроградную амнезию, которая представляет собой сочетание двух вышеназванных видов амнезии;
  • ретардированную амнезию, когда воспоминания утрачиваются через некоторое время после периода потери сознания.

По характеру развития выделяют:

  • регрессирующую амнезию – амнезию, для которой характерно восстановление утраченных воспоминаний.
  • прогрессирующую амнезию. В этом случае происходит постепенное стирание воспоминаний от настоящего момента к прошлым событиям. Способность запоминать новые события нарушается, воспоминания путаются во времени и теряются, эмоциональная окраска былых событий угасает, и они со временем утрачиваются. При этом отчетливо вспоминаются события детского и юношеского возраста, а также профессиональные умения и навыки.
  • стационарную амнезию – не меняющуюся и стойкую утрату памяти на определенные жизненные события.

Также встречаются такие виды амнезии, как:

  • фиксационная амнезия, которая выражается в нарушении памяти на события, произошедшие несколько минут назад. Данный тип амнезии характерен для пациентов с синдромом Корсакова. При этом состояние больного не нарушено, но он не ориентируется в пространстве и своей личности, может спрашивать у окружающих о том, кто он, где находится, что с ним. Проявление симптомов амнезии может быть приступообразным, при этом, что происходило во время приступа, больной не помнит. Заболевание могут сопровождать головные боли, нарушения чувствительности, плохая координация движений, аритмия сердечной деятельности;
  • постгипнотическая амнезия возникает после сеансов гипноза. Больные не помнят, что с ними происходило во время сеанса;
  • посттравматическая амнезия вызывается сотрясением мозга, травмами головы, чаще всего проходит после соответствующего лечения. Симптомы амнезии посттравматического характера связаны с нарушением кратковременной памяти. Пациент не помнит событий, которые непосредственно предшествовали травме. Память больного восстанавливается по мере выздоровления;
  • синдром Корсакова — тяжёлая ретроградная и антероградная амнезии, возникающие по причине недостатка в головном мозге витамина В1;
  • детская амнезия. Данный тип амнезии есть у каждого человека. Это связано с незрелостью определенных участков мозга у детей;
  • исходная амнезия. В этом случае, обладая какой-либо информацией, человек не помнит, из какого источника он ее получил;
  • диссоциативная амнезия связана с тем, что человек забывает периоды жизни или определенные события, может перестать узнавать знакомые слова и речевые обороты речи (афазия), двигательные схемы (апраксия), предметы (агнозия);

Данный вид амнезии делится на:

локализованную амнезию – нарушение только одной модальности памяти;

избирательную – когда пациент помнит определенные универсальные знания и забывает некоторые события, произошедшие в ограниченный период времени;

генерализованную – когда пациент забывает всё происходящее в ограниченный отрезок времени;

непрерывную — когда пациент перестаёт запоминать новые события;

  • диссоциативная фуга связана с тем, что больной полностью забывает свое имя, биографию, личную информацию. Данный тип амнезии может длиться и несколько минут, и несколько дней. В этом случае пациент забывает, кто он или ассоциирует себя совершенно с другой личностью;
  • прозопамнезия – плохая способность к запоминанию лиц людей.

Для состояния после сотрясения мозга характерно развитие ретроградной амнезии. Для травм более тяжелых — антеретроградной амнезии.

Синдром Корсакова, как правило, характеризуется ретроградной и фиксационной амнезией. Возможны конфабуляции. Такое состояние характерно для злокачественных образований, алкоголизма, СПИДа, авитаминоза В1, дегенеративных деменций, герпетического энцефалита.

При интоксикациях навсегда стираются из памяти события, происходившие во время отравления наркотиками, пестицидами, алкоголем, барбитуратами, угарным газом, бензодиазепинами.

В случае эпилепсии теряется память на события, которые происходили во время эпилептического приступа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector