Дизартрия у детей

Стадии и степени

На основании комплекса связанных между собой признаков, выделяют ряд стадийных форм дизартрии:

  • Атактическая дизартрия. Обычно возникает в результате инсультов или дегенеративных заболеваний. Развивается на фоне псевдобульбарного паралича, двустороннего мозгового инфаркта. У пациента могут быть классические симптомы, похожие на признаки опьянения: невнятная речь, внезапное увеличение громкости, общее отсутствие координации.
  • Вялая дизартрия. Развивается в результате инсультов, врожденных нарушений, БАС, церебрального паралича, опухолей, МНС или других травм головного мозга. Проявляется низким мышечным тонусом речевого аппарата, хриплой носовой речью. Другие признаки: опускающаяся челюсть, трудности с глотанием.
  • Гиперкинетическая дизартрия. Является следствием болезни Хантингтона или гиперкинетической формы ДЦП,

Расстройство вызывает тремор, дискинезию, атетоз и дистонию. Звучание голоса характеризуется как резкое, это часто происходит по причине спазма гортанных мышц.

  • Гипокинетическая дизартрия. Наблюдается при болезни Паркинсона, характеризуется хриплой тихой речью или снижением громкости голоса. Речь может быть монотонной, медленной, начало речи затруднено, в результате чего проявляется длительное неуместное молчание, которое смешивается с короткими порывами речи. Эта форма дизартрии часто сопровождается когнитивными нарушениями, иногда влияющими на ход лечения.
  • Смешанная. Эта форма дизартрии встречается у пациентов с рассеянным склерозом, тяжелой черепно-мозговой травмой. Пациенты могут говорить очень медленно и с большими усилиями. Артикуляция заметно нарушена, звучание голоса низкое, напряженное или задушенное. Наблюдается затрудненное глотание, слюноотделение.

Дизартрия у детей, как правило, врождённая, в то время как у взрослых часто имеет приобретённую форму.

Псевдобульбарная дизартрия имеет 3 степени тяжести, которые зависят от степени нарушения речевой и артикуляционной моторики:

  • Лёгкая. Дефекты происходят от недостаточной подвижности языка, губ. Основной дефект – это нарушенная фонетика речи. Умственное и физическое развитие в этом случае соответствует норме, слух не имеет дефектов. Акты жевания, глотания выражены неярко.
  • Средняя степень. На этой стадии нарушается движение лицевых мышц, ограничивается подвижность языка. Явно выражен тяжёлый дефект произношения, речь невнятная, что ограничивает общение и влияет на общее развитие.
  • Тяжёлая степень. Характеризуется глубоким мышечным поражением, бездеятельностью речевого аппарата. Отсутствие нормальной речи накладывает отпечаток на лицо: нижняя челюсть провисает, рот постоянно открыт. Акты жевания, глотания затруднены. Звуки воспринимаются неправильно из-за нарушенной моторики, поэтому речь отсутствует или воспроизводятся только отдельные нечленораздельные звуки. При тяжёлой степени нарушения речь понимают только близкие родственники.

Признаки заболевания

Вне зависимости от форм дизартрии людям важно максимально рано начать лечение. Нередко первые симптомы заболевания проявляются ещё в грудном возрасте

Родителям важно их заметить и обратиться к врачу. Следует отметить, что дизартрия выражается не только в проблемах с произношением слов, но и в неречевых расстройствах.

У грудничков нарушен сосательный рефлекс, они могут отказываться от груди. Наблюдается частое срыгивание пищи. Малыш нередко давится во время кормления. Это нельзя считать нормальными явлениями, потому как данные признаки указывают на наличие проблем со здоровьем у младенца.

По мере взросления у ребёнка начинает формироваться неразборчивая речь, которая непонятна родителям. При этом малыш не лепечет, а первое слово произносит после 2 лет. Существуют и другие признаки, которые наблюдаются у детей с дизартрией.

Характерные симптомы:

  • Присутствует регулярное напряжение лицевых мышц, особенно, языка, шеи и губ. Подобное явление называют спазмом артикуляционной мускулатуры.
  • Повышенное напряжение лицевых мышц сменяется чрезмерным расслаблением. В этом случае у малыша имеется дистония.
  • Лицевая мускулатура отличается вялостью, рот полуоткрыт, а язык практически неподвижен. Ребёнок будет разговаривать в нос. Данные симптомы возникают из-за гипотонии артикуляционных мышц.
  • Наблюдаются нарушения в произношении звуков. Тяжесть дефектов зависит от степени поражения центральной нервной системы. Например, при стёртой форме дизартрии происходит нечёткое или искажённое произношение звуков. Если заменяются или пропускаются звуки, тогда это указывает на более тяжёлую степень патологии. При этом речь становится медленной, невнятной и невыразительной. Твёрдые звуки становятся мягче, шипящие малыш может проговаривать сквозь зубы. Если наступает полный паралич, тогда ребёнок утрачивает возможность разговаривать.
  • Проблемы с дыханием во время разговора. При беседе возникают укороченные вдохи, наблюдается учащённое и прерывистое дыхание. Ребёнок тихо разговаривает, голос становится слабым и гнусавым.

Следует отметить, что у детей с дизартрией часто возникают сложности с развитием мелкой моторики верхних конечностей. Из-за этого им сложно застёгивать пуговицы на одежде и завязывать шнурки. При этом из-за проблем с мелкой моторикой наблюдаются трудности при обучении. Детям сложно держать карандаш, почерк формируется неправильный и неразборчивый.

Нередко патология может сопровождаться расстройствами музыкального слуха. Детям трудно танцевать, а также выполнять физические упражнения. При этом данные признаки не являются обязательными.

При обнаружении характерных симптомов болезни родителям не следует самостоятельно ставить диагноз. Проблемы с произношением слов могут возникнуть и по другим причинам, которые не представляют опасности для развития несовершеннолетнего. К примеру, может быть выявлена дислалия, которая не имеет ничего общего с органическими повреждениями.

В любом случае при появлении вышеописанных симптомов нужно посетить врача, чтобы точно узнать свой диагноз.

Симптомы и проявления

Ребенок с дизартрией говорит, а у окружающих складывается впечатление, что он «каши в рот набрал». Его слова неразборчивы, произношение нечеткое, непонятное. Нарушение состояния мышечной составляющей аппарата речи не обеспечивает четкости и разборчивости в произношении. При этом у ребенка проявляются и дополнительные признаки нарушения состояния речевых нервных окончаний.

Мышцы вполне могут быть расслаблены или избыточно напряжены, ребенок нередко производит впечатление напряженного в целом, ведь редко напрягается язык и остается расслабленной, например, шея или губы. Потому при спастической форме зажимы распространяются и на мышцы шеи, губы ребенка плотно смыкаются, лицевые мышцы напряжены.

Если дизартрия скрытая, ребенок нарушает произношение лишь отдельных звуков, возникает ощущение некоторой «смазанности» речи. По мере увеличения степени патологии наблюдают пропуски звуков, слогов, замена их на другие. Дети с дизартрией практически любого типа говорят медленно, отсутствует выразительность, эмоциональный окрас речи. Активность речи у детей снижена, наблюдается общее недоразвитие речи. Если происходит общий паралич, то моторная речевая функция становится невозможной в принципе.

Среди множества нарушений детской речи дизартрия имеет свою специфику: нарушения носят стойкий характер, их очень трудно преодолеть. Если ребенок не выговаривает определенный звук, это не дизартрия. При истинной дизартрии не выговаривается почти весь алфавит, искажено даже произношение таких простых в воспроизведении гласных звуков.

Шипящие ребенок будет пытаться произносить боковым способом, отводя язык вбок, более звонкими и мягкими будут звучать твердые согласные звуки. Речевое дыхание становится патологическим: выдох укорачивается, а в момент, когда необходимо что-то произнести, ребенок начинает дышать более часто и прерывисто.

Голос у детей с дизартрией тихий, слабый, глухой, монотонный, постепенно утихающий во время произношения, нисходящий. Последствия дизартрии при отсутствии терапии могут быть малоприглядными: человек перестает нормально дифференцировать звуки на слух, постепенно лишается коммуникативных навыков, у него не складывается и не обогащается словарный запас.

Разные виды патологии могут иметь несколько различные проявления.

  • Бульбарная – отсутствует выраженная мимика, у грудничка нарушен сосательный рефлекс, с большим трудом ребенок может глотать пищу, жевать, у него выделяется избыточное количество слюны, может наблюдаться слюнотечение. Все согласные при такой форме расстройства речи звучат похоже, как единый щелевой невнятный звук, голосовая функция нарушена – есть охриплость, ребенок произносит звуки «в нос».
  • Псевдобульбарная – мышцы, наоборот, пребывают в повышенном тонусе, не расслабляются, и именно это затрудняет задачу произношения. Если попросить ребенка поднять кончик языка вверх и пошевелить им в разные стороны, у него это практически не выйдет. Таким ребятам тоже свойственно повышенное слюнотечение, они часто сглатывают, порой возникает ощущение, что эти глотания носят нервный характер.
  • Подкорковая форма заболевания сопровождается непроизвольными движениями мышц, сокращениями, страдают не только речевые, но и мимические мышцы. Такие признаки могут появляться и в состоянии покоя, но чаще всего они возникают в моменты, когда дети волнуются, и чем сильнее волнение, тем более затрудненной является артикуляция. Сила голоса нарушена, тембр тоже оставляет желать лучшего. Порой у детей с такой формой дизартрии наблюдаются непроизвольные случайные гортанные выкрики. Сама речь может быть либо замедленной, либо убыстренной, нередко форму нарушения сопровождает органическое заикание.
  • Мозжечковая форма дизартрии проявляется нарушением координации речи, язык может мелко подрагивать, произношение может быть «толчками» с выкриками. Общий темп снижен. Но нарушение речи при такой патологии – не единственный признак. У ребенка с нарушением функционирования мозжечка неустойчивая и шаткая походка, нарушенное равновесие, его движения очень неловкие.
  • Корковая форма патологии проявляется нарушением произвольного произношения, утратой ранее приобретенных речевых навыков. При этом речевое дыхание сохранено, голос и тембр в порядке. От того, насколько масштабно поражена кора головного мозга, зависит, сможет ли ребенок не только произносить звуки, порой встречаются трудности с распознаванием речи, письмом и чтением.

Лечение

При дизартрии требуется комплексная помощь специалиста. Структура речевого дефекта позволяет понять, что стало причиной его развития: нарушается работа двигательных центров головного мозга, это приводит к проблемам с внешним оформлением высказывания.

Методы терапии

Используется медикаментозное лечение, т. е. невролог назначает препараты. Чаще всего их нужно применять курсами. При тонусах мышц показана физиотерапия – она включает в себя разные аппаратные методики, которые позволяют снимать гипер- или гипотонус.

Также при дизартрии показаны массаж, лечебная физкультура и обязательно занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение дизартрии у детей

Медикаментозная терапия включает в себя препараты разной группы — ноотропы, при необходимости седативные. Они благотворно влияют на кровообращение, насыщают мозг кислородом, это помогает улучшить работу высших психических функций.

Сосудистые – улучшают работу кровеносной системы. Метаболические – налаживают обмен веществ. Подбор конкретных препаратов и дозировок делает только врач.

Логопедическая работа

Специалист проводит занятия в соответствии с обнаруженными дефектами речи. Обязательна артикуляционная гимнастика, которая позволяет отработать точные движения языка и губ. Комплекс подбирается под каждую группу звуков.

Дыхательная гимнастика развивает просодическую сторону речи. Для этого ребенку предлагается сдувать ватку, загонять бумажные мячики в ворота с помощью выдыхаемого воздуха и т. п.

Логопедическое лечение

Для облегчения постановки звуков проводится логопедический массаж. Движения для него подбираются индивидуально. Он осуществляется как руками логопеда, так и специальными зондами. Иногда ребенка учат самостоятельно делать некоторые движения.

Массаж при дизартрии проводят курсами. В некоторых случаях – перед началом каждого занятия.

Домашняя реабилитация

Работа родителей ускоряет реабилитацию и коррекционный процесс. Их задача – проводить артикуляционные упражнения каждый день. В процессе автоматизации с ребенком нужно заниматься проговариванием лексического материала.

Для снятия тонуса дают ромашковый чай, делают теплые ванны с морской солью и создают режим покоя. Для снижения саливации полезно грызть галеты, твердые овощи и фрукты, пить кисель.

Проводить дома занятия нужно каждый день. Только так удастся исправить речевые дефекты.

Массаж

Массаж шеи и воротниковой зоны благотворно влияет на состояние нервной системы, снимает мышечные спазмы и улучшает кровообращение. Проводить его должен специалист. В домашних условиях можно делать массаж лица. Необходимые движения покажет логопед.

Лечебная физкультура

Физическая нагрузка позволяет развивать общую моторику. Лечебную физкультуру можно посещать в детском саду или поликлинике. Либо проводить ее дома. Комплекс упражнений подбирается индивидуально. Обычно он включает в себя небольшие нагрузки и релаксационные техники.

Дыхательная гимнастика

Для коррекции просодической стороны речи используют дыхательную гимнастику. Ее цель – научить детей дышать полной грудью и с силой выдыхать воздух. В лечении дизартрии популярен комплекс Стрельниковой.

В домашних условиях можно сделать небольшие кораблики и опустить их в таз с водой. Ребенку предложить дуть на парус. Дуть можно на дождики, султанчики, ветродуйчики и т. п. игрушки.

Разновидности форм

Ярким примером патологии является речь Л. И. Брежнева. Его специфическое произношение было следствием нарушения вертебро-базилярного кровообращения на фоне возрастных изменений в организме.

Классификация по неврологическим признакам и локализации места поражения:

  • Бульбарная форма характеризуется гипотонией, парезом и полной атрофией артикуляционных мышц. Область поражения – это продолговатый отдел головного мозга, в котором находятся ядра двигательных нейронов. Клинически это выражается в замедлении произношения, звук становится назальным.
  • Псевдобульбарный тип возникает после перенесенного поражения мозговых структур, соединяющих ядра черепно-мозговых нервов и кору. В дальнейшем отмечается невнятность при проговаривании свистящих, шипящих и сонорных звуков. Тяжело управлять движениями губ и языка, больной не контролирует глотание слюны.
  • В случае вовлечения в процесс подкорковых узлов возникает еще одна форма. Симптоматически это выражается в непроизвольных движениях мышц лица, спазмах, гортанных криках. Изменяются темповые характеристики и интонация голоса.
  • Мозжечковая форма встречается реже остальных типов. Больной говорит скандировано, его походка становится неустойчивой, шаткой.
  • Корковый вид приводит к нарушению артикуляции, несмотря на правильное произношение слов, отмечаются трудности с воспроизведением слогов. Больной старается выражаться кратко. Функции письма сохраняются.

При возникновении речевого расстройства необходима консультация нескольких специалистов в зависимости от характеристик синдрома. Прогноз зависит от степени выраженности клинических проявлений и сопутствующей патологии. Классификация стадий нарушения по внятности:

  1. выявляется только при обследовании, возможно, развитие стертой формы дизартрии;
  2. речь понятна окружающим, но появляются характерные признаки патологии;
  3. больного понимают только близкие и родственники;
  4. частичное или полное отсутствие речи.

Если человек молчит после перенесенного инсульта или тяжелых травм головы, это называется анартрией.

Типы звукового расстройства речи по логопедическим параметрам:

  • звуко-буквенные нарушения – фонемы искажены, но сохранены отличительные признаки;
  • фонетико-апраксическая форма – то же самое, звуки могут опускаться или заменяться на подобные;
  • фонетико-фонематические отклонения протекают на фоне искажения звуков и их замены, нарушения грамматики и синтаксиса.

Медицинская классификация подразделяет нарушение на следующие формы:

  • спастико-паретическую (при нарушении мышечного тонуса);
  • спастическую (в случае поражения нейронов);
  • спастико-ригидную;
  • атактическую (затронут мозжечок);
  • гиперкинетическую;
  • смешанную.

У каждого вида присутствуют обособленные проявления. Для гиперкинетической и спастико-паретической формы характерна сдавленность голоса, подтекание слюны из приоткрытого рта, звук «в нос», непослушный язык, трудность проглатывания пищи. Спастическая дизартрия проявляется назальной и протяжной речью, заторможенностью, неоднородным темпом. Иногда возникает вследствие рассеянного или амиотрофического склероза. При спастико-ригидной патологии больной дублирует звукосочетания и слова, в разговоре паузы. Человек с атактическим типом нарушения речи напоминает пьяного из-за локализации поражения в мозжечке.

У некоторых детей симптомы дизартрии слабо выражены − стертая форма. Симптомы стертой дизартрии в отношении общей моторики: ограниченность движений, неловкость, быстрое утомление мышц при физической нагрузке. Таким больным сложно стоять и прыгать на одной ноге, удерживать равновесие. На уроках физкультуры или музыки отмечается нарушение ритма движений, сложность переключения с одного вида деятельности на другой. В отношении речевой активности клиника совпадает с остальными формами патологии. При разговоре губы не участвуют в артикуляции. Язык неуклюжий, малоподвижный. При логопедическом тестировании он дрожит, может посинеть. Ребенку сложно удержать его вне полости рта из-за тремора.

Формы дизартрии

Выделяют такие формы дизартрии речи у детей: бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, стертую или легкую, псевдобульбарную.

Бульбарная дизартрия речи проявляется атрофией или параличом мышц глотки и языка, снижением мышечного тонуса. При такой форме речь становится нечеткой, замедленной, невнятной. Люди с бульбарной формой дизартрии характеризуются слабой мимической деятельностью. Она появляется при опухолях или воспалительных процессах в продолговатом мозге. В результате таких процессов происходит разрушение, находящихся там ядер двигательных нервов: блуждающего, языкоглоточного, тройничного, лицевого и подъязычного.

Подкорковая форма дизартрии заключается в нарушении тонуса мышц и непроизвольных движениях (гиперкинез), которыми малыш не способен управлять. Возникает при очаговом поражении подкорковых узлов мозга. Иногда ребенок не может верно произносить отдельные слова, звуки или фразы. Это становится особенно актуальным, если ребенок находится в состоянии спокойствия в кругу родных, которым он доверяет. Однако ситуация может в корне изменится за считанные секунды и малыш становится неспособным воспроизвести ни слога. При данной форме заболевания страдает темп, ритм и интонация речи. Такой малыш может очень быстро или, наоборот, очень медленно  произносить целые фразы, при этом делая значительные паузы между словами. В результате расстройства артикуляции в соединении с неправильностью голосообразования и нарушения речевого дыхания появляются характерные дефекты звукообразующей стороны речи. Они могут проявляться в зависимости от состояния малыша и отражаться, в основном, на коммуникативных речевых функциях. Редко при такой форме заболевания могут наблюдаться и нарушения со стороны слухового аппарата человека, которые являются осложнением речевого дефекта.

Мозжечковая дизартрия речи в чистом виде встречается довольно редко. Дети, подверженные этой форме заболевания, произносят слова, скандируя их, а иногда просто выкрикивают отдельные звуки.

Ребенку с корковой дизартрией сложно воспроизводить звуки вместе, когда речь течет одним потоком. Однако, в то же самое время, произношение отдельных слов не составляет никакого труда. А интенсивный темп речи приводит к видоизменению звуков, создает паузы между слогами и словами. Быстрый темп речи похож на воспроизведение слов при заикании.

Стертая форма заболевания характеризуется легкими проявлениями. При ней расстройства речи выявляются не сразу, только после всестороннего специализированного обследования. Ее причинами часто бывают различные инфекционные заболевания в период беременности, гипоксия плода, токсикоз беременных, родовые травмы, инфекционные заболевания младенцев.

Псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто у детей. Причиной ее развития может быть перенесенное в младенчестве мозговое поражение, вследствие родовых травм, энцефалита, интоксикации и т.д. При псевдобульбарной дизартрии легкой степени речь характеризуется замедленностью и затруднением произношения отдельных звуков из-за нарушений движений языка (движения недостаточно точные), губ. Псевдобульбарная дизартрия средней степени характеризуется отсутствием движений мышц лица, ограниченной подвижностью языка, назальным оттенком голоса, обильным слюнотечением. Тяжелая степень псевдобульбарной формы заболевания выражается в полной обездвиженности речевого аппарата, открытом рте, ограниченном движении губ, амимичности.

Степени расстройства

Дизартрическое расстройство не ограничивается речевыми дефектами. Сюда причисляют все нарушения, так или иначе связанные с патологической иннервацией либо с неадекватной работой неправильно иннервируемых органов. Так, из-за гипотонии или гипертонуса языка, а также пареза мягкого неба появляются трудности в акте глотания и жевания.

Легкая степень дизартрии сопровождается сокращением активности артикуляционной стороны речи в силу замедленных движений языка и губ. Речь таких больных следка замедлена и лишена силовой выраженности. Звуки при произношении смазываются. Затруднено произношение шипящих, звонкие согласные звучат недостаточно громко. Нарушается звучание мягких согласных, так как это требует активного участия спинки языка и мягкого неба. Глотание практически не нарушено.

При средней степени наблюдается уже значительное видоизменение речи. Она становится нечленораздельной и очень тихой. Появляются даже дефекты произношения согласных букв. Звонкие согласные замещаются глухими. Проглатываются окончания. Голос приобретает гнусавость, присутствует усиленный носовой выдох. Характерно расстройство жевания, глотания. Страдает мимика.

Для тяжелой степени характерны глубокие поражения речедвигательного аппарата. В результате язык и губы у таких больных практически полностью обездвижены, лицо приобретает маскообразные черты. Рот всегда полуоткрыт за счет отвисания нижней челюсти. Все это очень затрудняет речевое продуцирование, в результате чего наблюдается анартрия – неспособность говорить. Человек может издавать только отдельные звуки. Жевание и глотание ему недоступны.

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Допускается назначение психоневрологом психотропных препаратов как вспомогательных средств для нормализации психоэмоционального фона.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Дизартрия у детей

Если расстройство появляется у детей, то у них затрудняется вся речь, а не отдельные звуки или слова. Кроме того, для них характерно нарушение моторики, плохое пережевывание и глотание пищи. Наблюдаются и другие признаки дизартрии у детей, такие как невозможность прыгать на одной ноге, применять обычные ножницами, и застегивать замки на одежде и так далее. Им сложно научиться писать, они сильно искажают слова, не правильно используют предлоги или целые связки в предложениях, поэтому большинство из них учатся в специальных школах.

Наиболее часто заболевание проявляется в плохой артикуляции звуков, нарушении образования голоса, ритма и темпа произношения слов. У разных детей данные симптомы проявляются по-разному, в зависимости от очага нервного воспаления, времени его появления и сложности.

Первичными осложнениями, которые не дают возможности ребенку правильно разговаривать, является фонация и артикуляция. В их результате появляются более сложные — вторичные дефекты, осложняющие структуру.

Многочисленные эксперименты и изучения больных дизартрией детей показали, что все они имеют довольно разные нарушения речи, психики и двигательного аппарата. Классифицируют заболевания и его проявления на основе акцентирования очага поражения мозга. Та или другая форма заболевания приводит к возникновению определенных расстройств, избавиться от которых можно разными методами. Поэтому качественное лечение предполагает использование разнообразных методик и воздействий.

перейти наверх

Лечение

Основная направленность лечения дизартрии – это развитие у ребенка нормальной речи, которая будет понятна окружающим, не будет препятствовать общению и дальнейшему обучению элементарным навыкам письма и чтения.

Коррекция и терапия при дизартрии должны быть комплексными. Кроме постоянной логопедической работы требуется также и медикаментозное лечение, назначенное невропатологом, и ЛФК. Терапевтическая работа должна быть направлена на лечение трех основных синдромов: расстройства артикуляции и речевого дыхания, нарушения голоса.

Медикаментозная терапия дизартрии подразумевает под собой назначение ноотропов (например, Глицин, Энцефабол). Их положительный эффект основан на том, что они специфически воздействуют на высшие функции мозга, стимулируют умственную деятельность, улучшают процессы обучения, интеллектуальную деятельность и память детей.

Лечебная физкультура заключается в проведении регулярной специальной гимнастики, действие которой направлено на укрепление мышц лица.

Хорошо зарекомендовал себя массаж при дизартрии, который обязательно нужно делать регулярно и ежедневно. В принципе массаж – это первое с чего начинается лечение дизартрии. Он заключается в поглаживании и легком пощипывании мышц щек, губ и нижней челюсти, сближении пальцами губ в горизонтально и вертикальном направлении, массировании подушечками указательного и среднего пальцев мягкого неба, не более двух минут, при этом движения должны быть вперед и назад. Массаж при дизартрии нужен для нормализации тонуса мышц, которые принимают участие в артикуляции, снижения проявления парезов и гиперкинезов, активирования плохо работающих мышц, стимулирования формирования зон головного мозга, отвечающих за речь. Первый массаж должен занимать по времени не более двух минут, затем постепенно следует увеличивать время массажа, пока он не достигнет 15 минут.

Также для лечения дизартрии необходимо натренировать дыхательную систему ребенка. С этой целью достаточно часто применяют упражнения, разработанные А. Стрельниковой. Они заключаются в резких вдохах при наклонах и выдохах при выпрямлении.

Хороший эффект наблюдается при самостоятельных занятиях. Они заключаются в том, что ребенок стоит перед зеркалом и тренируется воспроизводить такие движения языка и губ, какие он видел при разговоре с другими. Приемы гимнастики для улучшения речи: открыть и закрыть рот, вытянуть губы как бы «хоботком», удержать рот в открытом положении, затем в полуоткрытом. Нужно попросить ребенка зажать в зубах марлевую повязку и попытаться выдернуть эту повязку у него изо рта. Также можно использовать леденец на полочке, который ребенок должен удерживать во рту, а взрослому нужно его достать. Чем меньшим размером будет леденец, тем труднее будет ребенку его удерживать.

Робота логопеда при дизартрии заключается в автоматизации и постановке произношения звуков. Начинать нужно с простых звуков, постепенно переходя к трудным для артикуляции звукам.

Также немаловажным в лечебно-коррекционной работе дизартрии является развитие мелкой и крупной моторики рук, тесно связанной с функциями речи. С этой целью обычно используют пальчиковую гимнастику, собирание различных пазлов и конструкторов, сортировку небольших предметов и их перебирание.

Исход дизартрии всегда неоднозначен вследствие того, что заболевание вызвано необратимыми нарушениями в работе центральной нервной системы и головного мозга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector