Аутизм у детей, признаки и симптомы. аутизм у ребенка в 2, 3, 4, 5 лет. развитие детей с аутизмом
Содержание:
- Симптомы проявления атипичного аутизма у детей
- Аутизм и аутичные черты. В чём разница?
- Что такое аутизм и с какого возраста он может проявиться?
- Материнское восприятие
- Ранние признаки аутизма у ребенка
- Так как же проявляется аутизм у большинства женщин и девочек?
- Симптомы заболевания
- Рекомендации по аутизму
- Что такое аутизм?
- Что при этом происходит в мозге?
- Причины аутизма
- Лечение детского аутизма
- Заболевание или социальная запущенность
- Реабилитация
- Характерные признаки
Симптомы проявления атипичного аутизма у детей
По своей симптоматике детский атипичный аутизм похож на классический, но с менее широким диапазоном проявлений. Самые распространенные симптомы АА таковы:
- трудности при социальной коммуникации, которые могут быть диаметрально противоположными: если один атипично-аутичный ребенок старается всячески избегать контактов с людьми, то другой может испытывать дефицит общения, не понимая при этом, как «правильно» общаться с окружающими;
- проблемы с речью – в первую очередь это касается словесного формулирования собственных мыслей из-за ограниченного словарного запаса. Кроме того, ребенок может испытывать сложности с пониманием чужой речи, воспринимать буквально переносные смыслы, часто повторять одни и те же слова или фразы и т. д.;
- отсутствие эмоциональных проявлений, сопереживания. Дети, имеющие диагноз «атипичный аутизм», часто не умеют выражать эмоции, что создает впечатление полного безразличия к происходящему, хотя это не всегда так – вполне возможно, что ребенок все же испытывает эмоции, просто не способен их показать. Подобные эмоциональные нарушения часто связаны с непониманием невербальных сигналов – жестов, кивков, выражений лица, поз, зрительного контакта;
- ограниченное мышление, отсутствие его гибкости, стремление к шаблонам, педантичности, строгому распорядку, монотонности. Ребенку с АА бывает трудно адаптироваться ко всему новому, он может впасть в панику от любых, даже минимальных перемен в расписании дня, расположении окружающих предметов, появления новых людей или вещей – например, испугаться свечей на именинном торте, праздничных надувных шариков и т. д.;
- агрессивность, раздражительность, связанные с воздействием атипичного аутизма на нервную систему, которая становится обостренно чувствительной к любым раздражителям. Малыш может кусаться, толкаться, драться в ответ на самые «невинные» факторы – например, на предложение пойти домой, когда ему хочется еще погулять;
- отсутствие ролевых игр, трудности при выстраивании дружеских отношений с ровесниками;
- «узкие» интересы – ребенок может быть увлечен только машинками или только динозаврами, или только одним мультфильмом и т. д. Также малыш с АА может демонстрировать повышенную заинтересованность каким-нибудь предметом или его деталью безотносительно функционального назначения – например, играть с чашкой, не наливая в нее воду, или всегда носить с собой ногу от куклы;
- невыразительная мимика, практически полное отсутствие жестикуляции, «угловатые» движения.
В некоторых случаях в поведении ребенка могут присутствовать стереотипные действия. Также ранний детский атипичный аутизм может проявляться в виде различных сенсорных нарушений. Это связано с особенностями восприятия и обработки головным мозгом сенсорной информации (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой) и может выражаться как:
- непереносимость прикосновений к коже (малыш протестует против объятий, мытья, одевания и т. д.);
- непереносимость прикосновений к голове, волосам (не желает стричься, причесываться, мыть голову);
- нелюбовь к музыке – всей подряд или какой-либо определенной (например, с участием скрипки);
- обостренное обоняние, повышенная чувствительность к отдельным запахам (например, бытовой химии);
- эпизоды «псевдоглухоты», когда ребенок не демонстрирует никакой реакции на оклики и громкие звуки, хотя в остальное время слышит и реагирует хорошо.
Кроме того, малыш может категорически отказываться надевать любую одежду кроме нескольких «любимых» вещей, избегать некоторых цветов или их сочетаний, бояться дотрагиваться до каких-либо определенных поверхностей (шерсть, мех, металл и т. д.)
Родители обязательно должны обратить внимание на подобные особенности, чтобы показать ребенка специалисту на самой ранней стадии проявлений атипичного аутизма
Атипичная форма аутизма встречается достаточно редко – лишь в двух случаях из 10 тысяч. При этом мальчики страдают атипичным аутизмом гораздо чаще девочек (по различным данным – в 2–5 раз). В 2013 году специалисты из Йельского университета установили, что девочки имеют дополнительную генетическую «защиту» от аутизма, включая его атипичную форму.
Аутизм и аутичные черты. В чём разница?
Уже ничего не понимаю, то говорят6нет аутизма, то подозревают, что есть. В итоге добавили к моторной аллалии аутичные черты. Основной критерий-дети не отзываются на имена, никак. Может ли этот критерий быть единственным для подозрений на аутизм?
только из-за того что на имена не откликаются?
если только на имя не отзывается, думаю нет
Это значит, что полного симтомокомплекса для постановки диагноза специалисты не видят, но некоторые черты есть.
Виктория Наумоват.е. диагноза такого не будет. А черты можно корректировать?
для постановки диагноза ждут хотя бы лет 4-х, до этого еще рано об этом говорить, но можно предполагать и видеть проявления. Если черты будут развиваться, усиливаться, то возможен разговор и про диагноз. Но, конечно, просто ждать тоже нельзя. Чем раньше происходит коррекция, тем благоприятен прогноз.
Для близнецов нормально отсутствие речи. Попросите направление на ПМПК. Там вам поставят точнее диагноз. А аутичные черты- это любимый диагноз врачей. Они его многим не касающимся аутизма болячкам приписывают
я боюсь до 3-х лет проситься, потому что надеюсь, что заговорят. А сегодня психолог меня успокоил, сказав, что аутичные черты и у нормальных детей можно увидеть)) и если бы дети разговаривали, то никто бы на эти черты не обращал внимания)))
ваш психолог прав. Если вы раньше пройдете ПМПК, то вам раньше выделять специалистов. Зря вы боитесь, хуже то не будет)))
дефектолог, например. Все зависит от того, какой диагноз поставят
не за что))) не болейте
Мня тоже вгоняет это в ступор этот псевдо диагноз «аутичные черты». Нам один из нескольких неврологов тоже помимо ЗПРР приписала «аутичные черты» Но я хоть убей не понимаю в чем они у него проявляются… я наблюдаю за ним 24 часа в сутки..
Аутизм понятно, был бы заметен. Но то, что он почти не говорит и плохо понимает обращенную речь, это вроде как относится к ЗПРР, с которым я в чем-то согласна.
а вот аутистические черты… никаких стереотипий нет, на имя бывает не сразу отзывается, если чем-то увлечен… указательный жест есть. Вобщем не доверяю я этому расплывчатому диагнозу.
m.baby.ru
Что такое аутизм и с какого возраста он может проявиться?
У понятия «аутизм» есть несколько сложных определений, обильно снабженных медицинскими терминами. Если упростить все по максимуму, то получится, что это один из типов расстройства психики, для которого характерен недостаток взаимодействия с окружающими. Аутичные люди живут в собственном мире фантазий, любые попытки окружающих проникнуть в него воспринимаются пациентами как назойливость крайней степени. Состояние протекает без ремиссий, первые признаки его обычно появляются уже у новорожденных, но диагноз ставится не раньше 2-2,5 лет.
Условно аутизм у ребенка разделяют на следующие стадии:
- Период раннего детского аутизма – до 3 лет.
- Период детского аутизма – от 3 до 11 лет.
- Период подросткового аутизма – после 11 лет.
Черты заболевания и его клинические проявления меняются у детей в зависимости от их возраста. При этом они не обязательно дают о себе знать именно в указанные временные рамки. Случается, что характерные симптомы становятся очевидны только в 3-4 года или после 5-6 лет. В последнем случае уровень интеллекта малыша будет намного выше. У него даже сохранятся базовые навыки общения с окружающими, но такие аутичные черты, как попытки изолироваться от мира никуда не уйдут. Примечательно, что именно при таком развитии событий уже в ранние годы у ребенка можно распознать необычайно высокий уровень интеллекта.
Материнское восприятие
Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.
Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.
Ранние признаки аутизма у ребенка
Психическая травма, приводящая к возникновению аутизма, формируется при стрессовом воздействии на особо чувствительную зону маленького звуковика — его ухо. Травма может произойти еще во время внутриутробного развития плода. В этом случае причиной аутизма может послужить:
-
пребывание матери в шумных условиях (дискотеки, громкая музыка на концертах);
-
тяжелое психологическое состояние матери, нежелание сохранять беременность (бессознательно влияет на утрату ребенком ощущения защищенности и безопасности).
При такой скрытой внутриутробной травме первые признаки раннего детского аутизма можно обнаружить уже у новорожденного или грудного ребенка до 1 года. Проявления болезни могут выразить себя в такой форме:
-
снижение или утрата у новорожденного реакции на звук;
-
отсутствие у грудного ребенка эмоционального оживления при виде матери;
-
отсутствие «антиципирующей позы» при попытке взять ребенка на руки;
-
задержка в появлении первой улыбки, ее ненаправленность на человека.
Важно знать: настоящие признаки аутизма у новорожденных — большая редкость, они возникают только в случае, если мама действительно пребывала в чрезмерно шумных условиях или испытывала тяжелые психологические состояния. Но даже если вам кажется, что описанные выше признаки аутизма у новорожденных у вашего малыша действительно есть — они легко корректируются в этом возрасте при изменении состояния мамы
Так как же проявляется аутизм у большинства женщин и девочек?
Аутичным девочкам проще притворяться неаутичными
Аутичным девочкам проще понять, чего требует от них общество, и выбрать себе успешный неаутичный «образец для подражания». Иногда подобные попытки казаться нормальными приводят к тому, что ко взрослому возрасту женщине уже сложно расслабиться и быть собой, что еще сильнее усложняет диагностику.
Сами аутичные женщины утверждают, что подобная постоянная (или частая) «актерская игра» их очень выматывает и зачастую приводит к повышенной тревожности, депрессии и другим психическим проблемам. Что неудивительно: думаю, вы поймете это, если представите, что вам годами приходится жить жизнью совершенно другого человека, который мыслит не так, как вы.
Аутичные девочки обращают больше внимания на окружающих. Это позволяет многим из них притворяться неаутичными или хотя бы просто сравнивать себя с другими и понимать свои отличия.
Это приводит к тому, что специалисты, ориентируясь на «классические представления» об аутизме, отказываются диагностировать аутичных женщин из-за якобы «повышенного понимания общества» или, как они это иногда называют, «повышенного понимания себя».
У аутичных девочек сильнее развито воображение
Существует стереотип, что аутичные люди не склонны фантазировать. Многие аутичные дети по этой причине (а также из-за слабо проявленного механизма подражания) не играют в игрушки и сюжетно-ролевые игры. Но многие аутичные девочки не просто придумывают запутанные сюжеты с игрушками, а и создают воображаемых друзей и целые миры!
Кроме того, аутичные девочки чаще аутичных парней интересуются художественной литературой, в том числе чаще пытаются писать собственные произведения.
У аутичных женщин часто лучше развита речь
Многим аутичным женщинам проще понять слова, обозначающие эмоции, или они начинают понимать их раньше, чем большинство аутичных мужчин. Частично это может быть связано как с тем, что на девочек больше давят, пытаясь заставить их быть «эмпатичнее», так и с тем, что аутичные женщины в среднем чаще интересуются литературой.
Кроме того, несмотря на то, что нет заметной разницы в том, в каком возрасте начинают говорить аутичные мальчики и аутичные девочки, говорящие аутичные девочки в целом обычно лучше пользуются устной речью.
Аутичные женщины более общительны
Среди аутичных женщин чаще встречаются экстраверты. Даже если общение их выматывает, они чаще стремятся к дружбе и близости. Кроме того, частично из-за этого стремления, а частично из-за лучших «актерских навыков» у них чаще бывают друзья, чем у аутичных мужчин. Это — еще один мешающий диагностике стереотип, потому что аутичных людей принято считать одиночками.
У аутичных женщин чаще встречаются «типичные» специальные интересы.
Специальные интересы — это свойственная многим аутичным людям способность интересоваться какой-то темой очень долго или изучать ее очень глубоко. Обычно специальные интересы делают жизнь аутичных людей гораздо проще и интереснее, но из-за своей интенсивности и необычности стигматизируются в обществе.
У аутичных девочек специальные интересы чаще соответствуют типичным представлениям об интересах детей, хотя, если копнуть глубже, могут выглядеть довольно необычно: это может быть интерес к куклам (заключающийся на самом деле в интересе к производящим их фирмам), глубокое увлечение лошадьми, книгами определенного жанра или жизнью известного актера.
Со стороны подобные специальные интересы не вызывают подозрений взрослых, и поэтому менее вероятно, что они решат продиагностировать ребенка.
Я точно не планировала написать новую работы в стиле «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», так что важно понимать неуниверсальность этого списка. Этот список далеко не полон, но в нем отмечено большинство отличий аутичных женщин (и девочек) от аутичных мужчин (и мальчиков)
Конечно, кроме этих критериев для постановки диагноза девочка должна соответствовать критериям диагностики последней Международной классификации болезней
Этот список далеко не полон, но в нем отмечено большинство отличий аутичных женщин (и девочек) от аутичных мужчин (и мальчиков). Конечно, кроме этих критериев для постановки диагноза девочка должна соответствовать критериям диагностики последней Международной классификации болезней.
Кроме того, важно еще раз заметить, что есть аутичные женщины, у которых аутизм проявляется как у большинства аутичных мужчин, и аутичные мужчины, у которых аутизм проявляется как у большинства аутичных женщин (и такие парни не менее невидимы, чем аутичные женщины)
Симптомы заболевания
О ЗПРР с элементами аутизма можно говорить, когда поведение ребенка сопровождается следующими симптомами и выглядит так:
- у него нет реакции на раздражители;
- вялость и апатия;
- частые истерики;
- нежелание общаться даже с близкими;
- реагирует на изменение тона и на жестикуляцию, чем на то, что ему говорят;
- замкнут и стремится уединиться;
- речь его мало понятна;
- испытывает страх, если видит что-то новое и незнакомое;
Когда ребенок еще мал, такая безучастность наводит на мысль об отсутствии слуха или зрения. Но его необычная реакция “зачарованности” на такие явления окружающего мира, как например: луч света, рисунок теней на стене, звучание музыки, шорохи, ветка дерева за окном, развеивают все сомнения на этот счет.
В возрасте 2 года и старше ЗПРР с симптомами аутичных черт становится более выраженной:
- ребенок совершает ритмичные монотонные движения, например, раскачивается, ходит по кругу, может биться головой о какую-либо поверхность;
- повторяет бесцельно слова и фразы;
- проявляет агрессию к другим или к себе, например, может укусить себя;
- избегает смотреть в глаза;
- нет желания самостоятельно играть с игрушками;
- не отвечает на заботу и проявление эмоций в свой адрес;
- не испытывает потребности в общении со сверстниками;
- плохо засыпают и беспокойно спят;
- мало и непонятно говорят.
Еще аутичным детям свойственна любовь к ритуалам:
- если пора ложиться спать, то убирать игрушки и переодеваться они будут с соблюдением определенной последовательности действий, нарушение которых может вызвать бурную негативную реакцию;
- если пришло время обеда, то мытье рук и другие необходимые действия будут выполнены с такой же точностью, с которой они выполнялись вчера и ранее.
Рекомендации по аутизму
В воспитании аутичного ребенка помогут:
- школы по аутизму;
- центры по аутизму;
- книги по аутизму.
Центры по аутизму
Примерами занятий, которые проводятся в центрах по аутизму, являются:
- нейрокоррекционные (двигательные и дыхательные упражнения) – направлены на улучшение мелкой и крупной моторики, повышение работоспособности и снижение утомляемости;
- арт-терапия (музыка, рисование, лепка, театральные постановки) – помогает детям выражать свои чувства и развивать навыки коммуникации;
- холдинг-терапия (терапия объятий) – целью занятий является заключение ребенка матерью в объятья и установление длительного физического и зрительного контакта.
Книги по аутизму
Полезными книгами по аутизму являются:
- Развитие основных навыков у детей с аутизмом (Тара Делани). Книга содержит более 100 игр, направленных на повышение детской коммуникабельности и повышение уровня знаний об окружающем мире.
- Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. (Фред Волкмар и Лиза Вайзнер). В книге представлены данные о последних исследованиях и разработках в области аутизма. Вся информация излагается понятным и доступным языком.
- Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма (Тэмпл Грандин). Автор книги страдает аутизмом, но заболевание не помешало ей получить образование, стать профессором и достигнуть многих жизненных высот. По этой книге также был снят одноименный художественный фильм.
- Дети, у которых голодает мозг (Жаклин Мак-Кендлесс). В книге поставлен акцент на описание заболевания с физиологической точки зрения. В написании преобладает много медицинских терминов, поэтому усвоить информацию достаточно непросто. Ценность произведения заключается в том, что внучка автора страдала этим расстройством, поэтому в книге приведено много практических советов по воспитанию и терапии.
Общие рекомендации по аутизму
Рекомендациями при воспитании аутиста являются:
- к одежде ребенка следует прикрепить бирку с адресом и родительским номером телефона;
- по возможности, данные с собственным именем и фамилией, а также адресом и номером телефона родителей должны быть заучены ребенком наизусть;
- рекомендуется систематически (раз в 2 – 3 месяца) делать свежие фото ребенка и иметь их при себе на случай, если он потеряется;
- перед посещением нового места ребенка необходимо ознакомить с маршрутом;
- перед походом в театр, кино, цирк билеты рекомендуется приобретать заранее, чтобы избежать очереди, в которой ребенку будет некомфортно;
- покидая дом с малышом на длительное время, родителям необходимо взять с собой игрушку или другую любимую вещь ребенка, чтобы помочь ему справиться с тревогой;
- если взрослые приняли решение отдать малыша в спортивную секцию или творческий кружок, следует провести несколько индивидуальных занятий;
- для слишком активных детей стоит выбирать наименее травматичные виды спорта;
- перед тем как начать заниматься собственными делами, родители должны организовать досуг ребенку, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
Что такое аутизм?
Чтобы понять, насколько страшен аутизм, что это за болезнь и как реагировать на такой диагноз, стоит сразу учесть одну важную особенность этого заболевания. Дело в том, что у каждого больного он проявляется по-разному. Имеется в виду, что влияние болезни на качество жизни человека может быть как незначительным, так и существенным.
Общие сведения
️ Современные врачи при постановке диагноза редко ставят диагноз «аутизм», употребляя вместо этого определение расстройство аутистического спектра (РАС). Это связано с уже описанной выше особенностью данного заболевания, которая выражается в разной степени проявления симптомов болезни. Впрочем, РАС и аутизм – это равнозначные синонимы, поэтому употребление любого из этих терминов при постановке диагноза не будет ошибочным.
️ Согласно МКБ-10, аутизм — это психическое заболевание, которое характеризуется нарушенной социализацией и другими расстройствами: эмоциональными нарушениями, задержкой развития и т. д. Последние исследования показали, что аутизм относится к болезням генетического характера, однако точной зависимости между генетикой родителей и вероятностью появления аутизма у детей пока не обнаружено. Известно только какой ген отвечает за появление аутизма, и какие факторы увеличивают вероятность развития этого заболевания. Установлено, что в ряде случаев РАС возникают у детей, не имеющих генетических отклонений.
️ Приведённое определение достаточно сложно. Если же говорить о том, чем опасен аутизм, что это такое простыми словами и как его выявить, можно вывести более простую и ёмкую трактовку данного термина. Итак, аутизм — это в психологии диагноз, который ставят детям, отличающимся от других своим поведением. Такие дети испытывают трудности при общении с другими людьми, чувствуют дискомфорт от прикосновений и нарушения личного пространства, склонны к различным ритуалам и отличаются педантичностью. Заболевание не всегда сказывается на умственных способностях, влияя преимущественно на процесс формирования эмоциональных связей.
️ Первое описание аутизма как заболевания датируется 1938 годом. Однако симптомы этой болезни описывались и ранее в трудах христианских богословов и записках средневековых врачей. Так как проблемой аутизма параллельно занимались такие учёные-психиатры, как Ганс Аспергер и Лео Каннер, расстройства аутического спектра с установленной ими симптоматикой получили названия синдрома Аспергера и синдрома Каннера.
️ Нужно отметить, что диагноз «аутизм» с каждым годом ставят всё чаще. Если в середине ХХ века количество больных РАС составляло в среднем 0,001%, то сейчас оно увеличилось в 10 раз до 0,01%. По мнению многих учёных, это связано с отрицательным влиянием окружающей среды на беременных женщин. Однако, скорее всего, причиной увеличения количества больных является то, что медицина постоянно развивается и диагностика заболеваний становится более точной. В пользу этого утверждения говорит то, что до 60-х годов ХХ века аутизм считался одним из симптомов психопатии, шизофрении и умственной отсталости. На данный момент точно известно, что это обособленное психическое расстройство, не имеющее отношение к перечисленным заболеваниям.
Кто такие аутисты?
► Аутист — это человек, страдающий от РАС. Многочисленные примеры показывают, что это не приговор, а скорее стиль жизни и образ мышления. Так, многие известные учёные и исследователи были аутистами.
Английский писатель, математик, логик, философ Льюис Кэрролл
► Ребёнок-аутист отличается от сверстников скоростью развития, способом общения, подходом к изучению окружающего мира. Пока обычные малыши активно познают мир через касания, дети-аутисты углубляются в себя и свои переживания.
► С годами разница становится видна и в их отношении к другим людям. Аутистам сложнее знакомиться с новыми людьми, так как их мышление мешает понять, что чувствуют и думают окружающие. Однако это не значит, что аутисты стремятся к одиночеству и не способны искренне привязаться к кому-то. Наоборот, они имеют привычку привыкать к людям, болезненно переживая факт расставания.
Что при этом происходит в мозге?
Отличия в связях между разными участками мозга могут объяснить двигательные трудности некоторых аутичных людей. Например, у детей с аутизмом наблюдается пониженная синхрония между зрительными и двигательными отделами мозга. При этом, чем меньше было синхронизации между этими отделами, тем тяжелее были социальные проблемы ребенка по стандартизированной шкале. Двигательные проблемы также могут быть связаны с пониженными связями между нижней теменной долей, которая участвует в координации рука-глаз, и мозжечком, который помогает направлять и корректировать движения (8). Другие данные указывают на роль недостаточных связей между сенсорными и двигательными отделами мозга, а также атипичной активности в нейронной сети, отвечающей за планирование движений (9).
Кроме того, при обучении тому, как пользоваться новым инструментом, люди с аутизмом склонны игнорировать зрительную информацию и больше полагаться на проприоцепцию (восприятие положения тела в пространстве) по сравнению с нейротипичными людьми. Чем больше аутичные люди полагались на проприоцепцию, тем больше у них было проблем с социальными навыками, хотя исследователи не знают, с чем это может быть связано.
Причины аутизма
Причины возникновения аутизма в настоящее время недостаточно изучены. Так, возможными причинами ЗПРР с элементами аутизма могут быть следующие факторы:
- Гидроцефалия. Так называется тяжелое неврологическое заболевание головного мозга. Его не всегда удается вовремя обнаружить, но с ним может быть связана задержка психоречевого развития с элементами аутизма.
- Травма при родах. Повреждения головного мозга могут возникнуть, если роды протекают с отклонениями от нормального режима.
- Внутриутробная патология. Здесь речь идет об угрозе выкидыша, кислородном голодании плода, инфекциях.
- Генетическая предрасположенность.
Лечение детского аутизма
Все более актуальной и острой стоит задача социальной адаптации малышей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Согласно мнению многих авторов, таких малышей можно отнести к детям с особыми образовательными потребностями, а их интеграция в систему образования сопряжена с наибольшими трудностями. Социальная реабилитация таких детей возможна при внедрении модели интегративного (инклюзивного) образования. Успешная интеграция аутистов происходит при осуществлении нескольких условий:
— проявления аутистического спектра должны быть выявлены, как можно раньше;
— такие дети нуждаются в проведении мониторинга психического состояния в период обучения, для оказания своевременной медицинской и психологической помощи;
— педагогам инклюзивного образования следует обладать достаточным уровнем знаний о психопатологии, для того чтобы квалифицированно регулировать педагогическим подходом относительно таких детей.
В Израиле в медицинском центре «Хадасса» врачи стали углубленно заниматься дородовой профилактикой аутизма еще на стадии внутриутробного развития малыша. Врачи работают над проблемой снижения риска появления малышей с данным отклонением у семей, имеющих уже такого ребенка. В настоящее время ученые не могут распознавать расстройство внутриутробно, поэтому пытаются применять известные медицине признаки.
Зная, что мальчики подвержены расстройству вчетверо чаще, врачи клиники рекомендуют узнать пол будущего ребенка с помощью ЭКО и стремиться родить девочку.
Врачи считают, что преждевременные роды и токсикоз во время беременности увеличивают вероятность развития аутизма. Поэтому будущим мамам настоятельно рекомендуют принимать препараты, которые будут снижать проявление данных факторов, а также делать анализы на выявление содержания определенных веществ в крови. Большинство ученых предполагают существование связи между гормоном любви-окситоцином и детским аутизмом. К одному из основных симптомов аутизма относят нарушение контакта малыша с другими людьми.
Ученые установили, что у детей, страдающих аутизмом, уровень окситоцина в крови существенно ниже, чем у здоровых. Ссылаясь на эти результаты, некоторые врачи пытаются лечить расстройство с помощью этого вещества.
Специалисты клиники «Хадасса» исследуют влияние окситоцина на этапе внутриутробного развития. И хотя результаты исследования еще не окончательные, врачи уже сейчас предлагают профилактические меры: не назначают матерям детей-аутистов медицинские препараты, которые будут подавлять выработку окситоцина.
Лечение детского аутизма происходит в трех направлениях:
— лечение нарушений поведения;
— семейная терапия;
— медико-психолого-педагогическая коррекция.
Лечение детского аутизма нуждается в разносторонности, разноплановости, комплексности лечебно-реабилитационных мероприятий в единстве психологических и биологических методов. Психологическая и медико-педагогическая помощь продуктивна до 7 лет (на основных этапах формирования личности). Медикаментозное лечение эффективно в возрасте до 7 лет, после чего препараты оказывают симптоматическое действие. Наиболее рекомендован Амитриптилин, являющийся основным психотропным средством у малышей дошкольного возраста (до 50 мг/сут), курсом по 4-5 мес. Исследователи расстройства отводят эффективную терапевтическую роль витамину В6 (до 50 мг/сут), атипичным нейролептикам Рисполепт (Рисперидон) в дозе до 0,5-2 мг/сут в течение 2-х лет. После их приема редуцируются нарушения поведения, понижаются стереотипии, гиперактивность, замкнутость, суетливость, ускоряется обучение. Детям, страдающим расстройством аутистического спектра назначают Фенфлурамин, обладающий антисеротонинергическими свойствами.
Заместительная терапия (Аминалон, Ноотропил, Пирацетам, Пантогам, Фенибут, Баклофен) применяется повторными развернутыми курсами в течение ряда лет.
Перспективы медикаментозного лечения зависят от регулярности приема, сроков начала, индивидуальной обоснованности, а также от включенности в систему лечебно-реабилитационной работы.
Правильно организованная коррекционная работа может позволить эффективное продвижение малыша по стадиям социального взаимодействия, а также осуществит быструю адаптацию к окружающей среде.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Заболевание или социальная запущенность
Хотя впервые изучением такого заболевания как аутизм всерьез занялись ученые в XVIII веке, есть мнение, что оно существует ровно столько, сколько само человечество. И все-таки до сих пор не вынесен окончательный вердикт — в чем причина расстройства аутистического спектра. Долгое время считалось, что аутизм — это не самостоятельное заболевание, а следствие неблагополучной атмосферы в семье и плохого воспитания.
Якобы жестокое или равнодушное отношение близких к ребенку приводит к тому, что он «уходит в себя». При такой гипотезе получается, что аутизм формируется постепенно, со временем. Ведь определенным воспитанием невозможно моментально повлиять на характер и поведение человека. Если бы это было правдой, то можно было бы так же, изменив подходы воспитания, исправить ситуацию.
Однако не все так просто. Сегодня научно доказано, что аутизм вызывают нарушения мозга. Причем эти сбои происходят еще на стадии эмбрионального развития. Как показывает медицинская практика, ребенок с признаками аутизма может родиться как в благополучной во всех отношениях семье, так и в социально неблагополучной.
Заболевание не выбирает ни по расовому, ни по половому признаку. Только стоит отметить, что мальчики подвержены аутизму больше. Соотношение примерно 4:1. В качестве причин формирования аутизма выделяют:
- неустойчивый гормональный фон;
- генетическая предрасположенность;
- инфецирование или другие патологии при беременности;
- последствия вакцинации;
- поздние роды и др.
Реабилитация
Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.
Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.
В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок
Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.
В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.
Характерные признаки
Первые симптомы аутизма начинают проявляться в возрасте одного года. Уже замечаются «странность» и «необычность» у такого малыша. Родители в поведении малыша могут заметить нежелание идти на контакт, монотонные однотипные действия (игра с одним и тем же предметом, постоянные раскачивание тела в положении сидя). Часто такие дети избегают зрительного контакта.
Насторожить родителей должны задержка речи, неравномерное психомоторное развитие, отсутствие звуков и избирательное внимание. Ребенок безразличен, отстранен, никак не реагирует на воздействия из вне и на обращение к нему
Стоит отметить, что признаки аутизма у каждого из детей могут отличаться. У одного начнется истерика от звука включенного пылесоса, а другой будет играть часами в своей кроватке, не проявляя интереса к окружающему. В старшем возрасте у аутичных детей могут возникнуть серьезные проблемы с налаживанием межличностных отношений. У них нередко возникают проблемы со сном, преданность к однообразию и четкому следованию распорядка дня. Нарушение привычного ритуала действий приводит к истерике у ребенка.
Аутизм у каждого ребенка проявляется по разному в зависимости возраста. Поэтому рассмотрим основные признаки этого нарушения согласно возрасту:
До 2 лет
Малыш не жестикулирует и не лепечет к 12 месяцам, не говорит простых слов к 1,5 годам, не произносит простых фраз к 2 годам. Ребенок не смотрит в глаза, редко улыбается. Он не привязан к родителям — не плачет, когда они уходят, оставляя его, например, бабушке. Не играет с другими детьми и не стремится к общению. Предпочитает играть только с определенной игрушкой, не проявляя интереса к другим. Может неадекватно реагировать на негромкий шум, свет.
От 2 до 11 лет
К 3-4 годам ребенок вообще не разговаривает либо знает лишь несколько слов; все время может повторять один и тот же звук или слово. Он не стремится общаться. В поведении можно заметить, что он придерживается определенных действий, а смена их вызывает гнев. Большинство детей не способны научиться писать и читать. Некоторые проявляют особый интерес к музыке, рисованию.
После 11 лет
К этому возрасту ребенок приобретает элементарные навыки общения, однако, по-прежнему стремится к одиночеству. Период полового развития у него может протекать сложнее, чем у обычного подростка.