Развитие речи ребенка от 0 до года
Содержание:
- Лепет
- Как научить?
- Дыхательные органы новорожденного
- Развитие речи ребенка двух-трех лет
- Почему ребенок молчит?
- Малышу месяц, а он все еще молчит
- Переход от гуления и агуканья к языку
- Когда ребенок начинает гулить и агукать
- Причины отставания
- Что делать, если малыш не агукает?
- Во сколько ребенок начинает гулить
- Во сколько ребенок начинает гулить
- Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?
- Когда грудничок должен начать говорить?
Лепет
Это следующая за гулением стадия доречевого развития, которая предшествует появлению новых слов, фраз.
Как звучит
Ребенок постоянно отрабатывает приобретенный навык гуления, начинает слоги с губных звуков – «б», «м», «п». У него получается «ба, «ма», «па», «та». Он лепечет сам для себя, когда занят игрой, изучением собственных возможностей. Иногда использует лепет для привлечения внимания родителей.
Когда начинается
Лепетать кроха пытается в 4–5 месяцев, агукать слоги – с 6–7, а в 8,5–9 месяцев он повторяет интонацию и звуки за взрослыми. Ближе к году кроха произносит свои первые слова.
Как научить?
Развитию гуления родители могут поспособствовать самым непосредственным образом. Не нужно для этого осваивать какие-то логопедические методики – нужно просто общаться с младенцем. Часто и много. По любому поводу и без такового. Чем бы ни была занята мама (приготовлением пищи, уборкой, глажкой белья), она может комментировать свои действия вслух. Малыш будет внимательно вслушиваться в ее интонации, звуки и рано или поздно захочет их повторять.
Специалисты дефектологи и логопеды утверждают, что для лучшего понимания ребенком речи взрослого, нужно говорить не тихо, но и не громко, поскольку лучше всего фиксируются в памяти и воспринимаются средние частоты человеческой речи.
Если малыш часто становится очевидцем семейных ссор, мама часто говорит раздраженным тоном, повышая голос, то есть вероятность, что гуление он начнет осваивать не с ласковых, осторожных, воркующих звуков, а с криков и визга. Поэтому рекомендуется при ребенке всегда говорить доброжелательным и ровным тоном. С двух- и трехмесячного возраста нужно начинать устанавливать с малышом зрительный контакт во время говорения.
Протягивая ему игрушку с традиционным в таких случаях «На», мама должна постараться заглянуть малышу в глаза и встретить ответный взгляд. Если ребенок мычит, а не гулит, мама не должна имитировать его звуки. Во всех остальных случаях будет хорошо, если мама начнет подражать звукам малыша. Такой контакт будет началом полноценного речевого развития ребенка.
В ситуациях, когда ребенок только слушает взрослого и вообще не предпринимает попыток подражать, применяют приемы так называемого пассивного подражания. Мама произносит типичные для гуления «гу-гу-га-га» и одновременно большим пальцем руки приоткрывает ребенку нижнюю губку, повторяя собственную артикуляцию. Постепенно у малыша складывается понимание взаимосвязи мимики и исходящего звука. Существует и специальный для грудничков. Он заключается в вибрационном воздействии руками на грудную клетку ребенка, легком касании кончиками пальцев его гортани и подчелюстного пространства.
Даже если малыш упорно отказывается гулить, не оставляйте занятий и попыток. Бывает так, что, миновав этап гуления, малыш после 5–6 месяцев начинает лепетать и довольно быстро прогрессирует. Для приобретения доречевых и речевых навыков имеет значение и умение распознавать речь взрослых. Поэтому мама должна чаще задавать ребенку вопросы и сама же отвечать на них, все действия взаимодействия должны комментироваться: «дай», «на», «так», «не так», «вот это». Короткие указательные сочетания звуков помогут ребенку быстрее освоить пассивную (внутреннюю) речь.
К сожалению, часто родители ждут первого «мама» или «папа» и не придают особого значения другим звукам и их сочетаниям, которые произносит малыш. А кроха очень ждет одобрения и реакции, когда в очередной раз произносит свое «гу», «бу» и т. д. Чем эмоциональнее и внимательнее родители будут реагировать на гуление, тем быстрее малыш будет продвигаться в правильном направлении освоения человеческой речи.
Труднее всего проходят этапы гуления и лепета дети билингвальные, которые слышат сразу два языка. К полугоду они обычно сами «определяются»: в их лепете начинают преобладать звуки того языка, который воздействует на них сильнее. Но может быть и смешение звуков двух языков. С такими ребятами нужно заниматься на одном языке, лишь постепенно (после года) добавляя звуки и слоги другого языка. Важным для развития доречевых навыков является и развитие мелкой моторики рук. Движения рук и речевой центр взаимосвязаны. А потому у детей уже с двух- и трехмесячного возраста должно быть достаточно разных на ощупь предметов (игрушек, тряпочек), которые будут развивать тактильные ощущения пальцев рук. К полугоду полезными будут пирамидки и детские кубики, безопасные сортеры без мелких деталей.
Очень эффективным для детей, которые гулили, но потом внезапно замолчали под действием неких факторов извне, может быть методика «подражания себе»: ребенку включают аудиозапись собственного гуления, сделанную ранее. Прослушивание побуждает малыша вспомнить навык и продолжить его развитие.
Дыхательные органы новорожденного
Эти органы принято относить к числу наиболее важных, которые обеспечивают жизнедеятельность человеческого, в нашем случае детского, организма. Его работа делится на два этапа:
- На первом кислород проводится от верхних дыхательных путей к легким. Этим обеспечивается поступление кислорода из воздуха в кровь;
- На втором этапе происходит насыщение тканей артериальной кровью, которая уже обогащена свежим кислородом. Двигаясь обратнов кровь, превращается в венозную, она насыщена углекислым газом. И при выдохе выбрасывается в атмосферу.
Дыхательные органы ребенка хоть и имеют схожую структуру с подобными органами у взрослых, но имеют также и некоторые особенности, которые во взрослом состоянии исчезают. Эти отличия с одной стороны являются очень важными, так как обеспечивают необходимый режим работы дыхательной системы ребенка, а другой они же являются причиной небольших осложнений, характерных для младенческого возраста.
Недоразвитость системы дыхания у грудничка является причиной того, что само дыхание у него отрывистое, с часто сменяемым темпом. Обычно это выглядит в виде коротких вдохов сменяемых одним глубоким с большой продолжительностью. Такое детское дыхание имеет собственное название – «дыхание Чейна-Стокса» и абсолютно нормально для новорожденного, особенно если он родился раньше срока. Выравнивание такого дыхания обычно происходит к концу первого месяца жизни, а к годовалому темп дыхания становится схож с темпом взрослого человека.
Если же темп дыхания грудничка отличается от вышеописанного, то это повод обратиться к врачу.
Несхожесть дыхательных системы взрослого и ребенка в том, что у последнего носик и носоглотка намного короче и уже. Это делает практически невозможным для маленького человечка сделать полноценный глубокий вдох.
Развитие речи ребенка двух-трех лет
К двум годам высказывания детей становятся более понятными собеседнику. Малыши уже умеют изменять интонацию в соответствии с обстановкой.
К 3 годам в речи появляются простые распространенные предложения. Повзрослевшие малыши правильно употребляет категорию падежа, числа, лица. В их активном словаре большое количество слов.
Почему ребенок учится говорить медленнее, чем другие дети
Задержку речевого развития могут вызвать как органические причины (тяжелая беременность, сложные роды, вирусная инфекция), так и психологические проблемы (атмосфера в семье, плохая дикция у кого-то из членов семьи, которую малыш копирует, недостаточное внимание со стороны родителей). Излишнее внимание к малышу, когда его понимают с полуслова, не требуя развернутых высказываний, тоже может сыграть злую шутку: у малыша в этом случае нет стимула говорить
Излишнее внимание к малышу, когда его понимают с полуслова, не требуя развернутых высказываний, тоже может сыграть злую шутку: у малыша в этом случае нет стимула говорить. Задержка речевого развития иногда связана с неуверенностью ребенка
Этому способствует излишний напор родителей. Не стоит настаивать на правильном произношении определенных звуков, которые малыш пока не в силах выговорить
Задержка речевого развития иногда связана с неуверенностью ребенка. Этому способствует излишний напор родителей. Не стоит настаивать на правильном произношении определенных звуков, которые малыш пока не в силах выговорить.
В раннем возрасте важно вовремя отучить малыша от соски и не сюсюкать с ним
Почему ребенок молчит?
Если ребенок до двух месяцев не начал агукать, это еще не повод думать о задержке речевого развития.
Какие факторы могут влиять на разговорчивость малыша?
Половая принадлежность. Центр речи у детей разного пола находится в разных полушариях. По этой причине речевая активность у девочек проявляется раньше, а у мальчиков — позже. Девочки быстрее осваивают звуки, слова и предложения. Мальчики агукать начинают позже, а подрастая предпочитают звукам и словам мимику и жесты.
Окружающая атмосфера. Ребенок начинает активно гулить, когда он в хорошем настроении, накормлен, находится в уюте и тепле. Постоянные стрессовые условия не будут содействовать раннему развитию речи. Родители должны позаботиться о создании надлежащих условий для младенца.
Общение Малыш будет активно гулить и успешно развивать речевой аппарат, если родители будут постоянно общаться с ним. Каждое действие — купание, кормление, переодевание, смена памперса, — должны сопровождаться объяснениями, рассказами и даже вопросами
Неважно, сколько дней или месяцев крохе. Хотя малыш не понимает слов, он хорошо улавливает эмоциональную окраску
По мере развития, ребенок ответит на любовь мимикой, движениями и гулением.
Малышу месяц, а он все еще молчит
Не следует волноваться, если новорожденный не агукает к концу первого месяца, ведь они не механические приспособления, в которых задан темп развития. То есть каждый малыш развивается так, как ему необходимо. Во сколько месяцев малыш начинает агукать – вопрос очень индивидуальный. Один ребеночек уже в три недели начинает стараться произносить «агу», а другой до сих пор молчит, однако приятными звуками он начнет радовать окружающих немного позже. Молчание может быть связанно с тем, что ребеночек и по природе будет молчуном.
Бывают и такие случаи, что малыш начал агукать довольно рано, однако потом резко замолчал. Не стоит накручивать себя и переживать, так как малыш просто начинает период подготовки к следующей порции речевых навыков. Через определенный промежуток времени агуканье вернется, но в сопровождении смеха, пищания и визжания. Бывает и такое, что резкое молчание, может быть вызвано рядом неких факторов, например, из-за перенесенного стресса или плохого самочувствия.
Если ваш ребеночек молчит продолжительное время, стоит обратиться за помощью к педиатру. Начинать переживать стоит начать после восьми месяцев. Возможно, у малыша развились какие-либо проблемы с неврологией или со слуховым аппаратом. Педиатр должен направить малыша к узкому специалисту, например, к неврологу или отоларингологу, чтобы установить причины задержки развития речи и их лечения.
Переход от гуления и агуканья к языку
Согласно этой гипотезе, когда малыш начинает говорить «агу», это является прямым предвестником языка. Сначала дети воспроизводят универсальные звуки, которые существуют во всех частях мира и на всех языках.
Редуплицированное гуление воспроизводит несколько звуков, но только отдельные из них («ма-ма» и «па-па»), превратившись в «маму» и «папу», признаются значимыми и, таким образом, поощряются родителями, а остальным не уделяется внимание как бессмысленным. Это мнение согласуется с утверждением, что анатомические изменения вокального тракта очень важны, но подразумевает, что социальная среда, в которой воспитывается младенец, оказывает большее воздействие на развитие языка
Когда младенцы начинают агукать, они уделяют пристальное внимание реакциям своих родителей и воспринимают ответную реакцию в качестве одобрения звуков, которые они создают. Это усиление посредством рефлексии помогает малышам сконцентрировать своё внимание на специфических особенностях звука
Социальная обратная связь способствует ускоренному обучению и более раннему воспроизводству разнообразных расширенных слов.
Имеются данные о том, что гуление различается в зависимости от языковой среды, в которой воспитывается ребёнок. Было выделено, что младенцы, рождённые во франкоязычных средах, демонстрируют большее количество восходящей интонации в отличие от младенцев, выросших в англоязычной среде. Вероятно, это связано с различиями между французскими и английскими интонациями во время разговора.
Когда дети подвергаются воздействию двух языков, их лепет напоминает язык, которому они больше всего подвержены. Доминирующим языком считается тот, который оказывает на ребёнка наибольшее воздействие.
Когда ребенок начинает гулить и агукать
Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребёнка. Звуки гуления возникают на выдохе.
Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.
В период гуления часто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш всё чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.
Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребёнка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях.
У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжёлых формах болезни гуление не появляется вообще, при более лёгких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.
В первом полугодии жизни ребёнка вас должны насторожить:
- отсутствие гуления,
- повышение мышечного тонуса языка,
- неправильное положение его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений.
Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчётливостью их ощущений. Ребёнок может нечётко или искажённо воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.
К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета.
Причины отставания
Если кроха молчит, повторяет однотипные звуки или значительно отстает от своих сверстников (более чем на 4–5 месяцев для мальчиков и 2–3 – для девочек), то ему ставят диагноз задержка речевого развития.
Причины бывают медицинскими и социальными:
- неврологические нарушения, которые возникли на фоне гипоксии, асфиксии, тяжелых родов, инфекционных процессов, травм головного мозга;
- глубокая недоношенность;
- перенесенные тяжелые инфекционные заболевания;
- тугоухость;
- отсутствие общения;
- психическая травма;
- неопределенность доминирования руки (праворукость или леворукость);
- наследственность.
Что делать, если малыш не агукает?
Вполне возможно, что ему нужен осмотр у логопеда. Научить он малыша ничему не сможет, пока он в таком малом возрасте, но диагностировать возможную проблему должен. Но это крайний случай, вы вполне можете разобраться сами. Для начала задумайтесь – ваш ребёнок перестал гулить или же не умел вовсе?
Если малыш уже начал гулить, но перестал, можете не задумываться над причиной. Малыша могло отвлечь что-то, он мог пережить какое-то событие (слишком радостное или грустное), и на время «забыть» о своей новоприобретённой способности. Напомните ему об этом – издавайте лёгкие гласные звуки, пока играете с ребёнком или просто находитесь рядом, покажите, что обращаетесь к нему.
Не думайте о том, почему ребёнок перестал агукать – если ваш малыш здоров, весел и улыбается, то никаких аномалий развития нет, просто наберитесь терпения и подождите.
Другое дело если вы, вооружившись знаниями о том, когда ребёнок начинает гулить и агукать, ждали вплоть до 4-5 месяцев, а ничего не произошло, то можете не прятать подозрения, уже начавшие появляться. Вспомните, как вы и окружающие ведёте себя рядом с младенцем – нет ли вокруг него громких пугающих звуков, ругани, постоянного бормотания на повышенных тонах?
Малыш руководствуется исключительно позитивными настроениями, когда начинает гулить, потому негативные интонации и крик могут испугать его. Тот же эффект может быть, если ребёнку не хватает примеров живой человеческой речи вокруг
Если вы не говорите с ребёнком, не играете с ним, а оставляете на попечение игрушек и телевизора, то неважно, в каком возрасте он должен начать гулить по правилам – ему просто неоткуда взять опыт. Когда малыш начинает издавать такие звуки, он надеется прежде всего на коммуникацию со взрослыми их способом, как ему кажется – не разочаровывайте его и поддержите
Во сколько ребенок начинает гулить
Когда ребенок начинает гулить — существуют ли сроки для этого этапа детского развития? Попробуем ответить на данный вопрос. Процесс формирования и развития речи довольно длительный. Он начинается с рождения, когда мама говорит с малышом. Ребенок начинает улыбаться и гулить, вызывая маму на разговор. Длится процесс формирования речи примерно до трех лет. После этого возраста уже начинается развитие речевых навыков. И первый этап этого большого пути – гуление.
Что такое гуление?
Уже в возрасте 2-3 месяца пребывания в этом мире кроха пытается говорить. Правда, начинает он с самого простого – произношения гласных звуков. Певуче тянуть «а», «у», «о» и другие звуки очень легко. Малыш получает невыразимое наслаждение, пробуя произносить «уа», «ае», а видя в ответ эмоционально окрашенную реакцию взрослого, вдохновляется и с новыми силами пускается в разговор. Эта игра гласными и называется гулением. Так делать ребенок будет, только находясь в безмятежном состоянии покоя и сытости, рядом с мамой. До трех месяцев голосовая активность и слуховой анализатор не взаимосвязаны между собой. После этого времени ситуация изменяется. Кроха слышит свои вокализации, прислушивается к издаваемым собою же звукам, повторяя их.
Постепенно произносимые звуки усложняются, появляется длинная цепочка, например «амма-ма-ам-аа». Интересуясь, во сколько ребенок начинает гулить, иногда думают, что составление слогов тоже относится к этому же периоду. Здесь наступает следующая стадия формирования речи, которая называется лепет. При гулении ребенок произносит гласные звуки, а при лепете – слоги. Интересный факт: дети всех народов мира на этом этапе издают одинаковые звуки. Самая активная фаза приходится на 4-6 месяцев. В это время ребенком освоена специфика конкретной национальности. А значит, китайцы, американцы, шведы, русские уже могут опознать своего соотечественника по звукам, издаваемым во время гуления. Они способны копировать интонацию окружающих, овладевая своим речевым аппаратом.
Что делать родителям?
Отвечать крохе, подбадривать его попытки гулить. На его протяжное «гааа» с улыбкой отвечать, повторяя его звуки. Важна четкая, даже порой утрированная артикуляция. Ребенку будет забавно смотреть, как родители высовывают язык или причмокивают. Он будет стараться повторять все движения, приводя этим взрослых в состояние восторга и умиления. Со временем беседы будут дольше и интереснее: появятся новые звуки и комбинации из них. «Ага, агу, угу, ама» — все это указывает на полноценное развитие речевых навыков. С появлением в комнате мамы или папы гуление становится громче и выразительнее. Это доказывает необходимость вступать с малышом в диалог, стимулируя появление новых звуков.
Во сколько ребенок начинает гулить
Когда ребенок начинает гулить — существуют ли сроки для этого этапа детского развития? Попробуем ответить на данный вопрос. Процесс формирования и развития речи довольно длительный. Он начинается с рождения, когда мама говорит с малышом. Ребенок начинает улыбаться и гулить, вызывая маму на разговор. Длится процесс формирования речи примерно до трех лет. После этого возраста уже начинается развитие речевых навыков. И первый этап этого большого пути – гуление.
Что такое гуление?
Уже в возрасте 2-3 месяца пребывания в этом мире кроха пытается говорить. Правда, начинает он с самого простого – произношения гласных звуков. Певуче тянуть «а», «у», «о» и другие звуки очень легко. Малыш получает невыразимое наслаждение, пробуя произносить «уа», «ае», а видя в ответ эмоционально окрашенную реакцию взрослого, вдохновляется и с новыми силами пускается в разговор. Эта игра гласными и называется гулением. Так делать ребенок будет, только находясь в безмятежном состоянии покоя и сытости, рядом с мамой. До трех месяцев голосовая активность и слуховой анализатор не взаимосвязаны между собой. После этого времени ситуация изменяется. Кроха слышит свои вокализации, прислушивается к издаваемым собою же звукам, повторяя их.
Постепенно произносимые звуки усложняются, появляется длинная цепочка, например «амма-ма-ам-аа». Интересуясь, во сколько ребенок начинает гулить, иногда думают, что составление слогов тоже относится к этому же периоду. Здесь наступает следующая стадия формирования речи, которая называется лепет. При гулении ребенок произносит гласные звуки, а при лепете – слоги. Интересный факт: дети всех народов мира на этом этапе издают одинаковые звуки. Самая активная фаза приходится на 4-6 месяцев. В это время ребенком освоена специфика конкретной национальности. А значит, китайцы, американцы, шведы, русские уже могут опознать своего соотечественника по звукам, издаваемым во время гуления. Они способны копировать интонацию окружающих, овладевая своим речевым аппаратом.
Что делать родителям?
Отвечать крохе, подбадривать его попытки гулить. На его протяжное «гааа» с улыбкой отвечать, повторяя его звуки. Важна четкая, даже порой утрированная артикуляция. Ребенку будет забавно смотреть, как родители высовывают язык или причмокивают. Он будет стараться повторять все движения, приводя этим взрослых в состояние восторга и умиления. Со временем беседы будут дольше и интереснее: появятся новые звуки и комбинации из них. «Ага, агу, угу, ама» — все это указывает на полноценное развитие речевых навыков. С появлением в комнате мамы или папы гуление становится громче и выразительнее. Это доказывает необходимость вступать с малышом в диалог, стимулируя появление новых звуков.
Появление ребенка вносит много новых волнений, забот и открытий. Каждое изменение родители ждут с нетерпением, в том числе и то, когда новорожденный станет при виде них улыбаться и весело гулить. Потребуется еще немало времени до первых осознанных слов, но пока каждый новый звук воспринимается с радостью
Во сколько месяцев ребенок начинает агукать? Какие особенности связаны с этим периодом? Как он протекает в жизни малыша? На что обращать внимание? Как научить ребенка агукать? На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашей статье
Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?
Тяжело сказать, в какой конкретно момент необходимо прибегнуть к ограничениям и запретам. Обычно это время наступает в 9–10 месяцев. Родителям необходимо быть готовым к тому, что слово «нельзя» будет вызывать бурный протест у детей. Тем не менее нельзя полностью отказываться от запретов и ограничений, несмотря на крепкую любовь и желание угодить малышу. Ведь при отсутствии границ детям сложно будет адаптироваться в обществе.
Слово «нельзя» для ребенка звучит довольно неприятно. Поэтому желательно прибегнуть к словам-заменителям. Хотите запретить малютке касаться горячего чайника? Произнесите «горячо», и покажите, каково это, прислонив на мгновение его ручку к теплому чайнику. Теперь он будет понимать значение этого слова.
Более показательным для ребенка будет личный пример. Ведь если родители сами придерживаются правил, которые установили, то малыш, наблюдая за ними, будет копировать их поведение.
Когда грудничок должен начать говорить?
Долгожданное «ма-ма» в большинстве случаев ребенок произносит примерно в возрасте 7 месяцев. Однако, специалисты утверждают, что это не является признаком того, что кроха зовет самого дорогого человека на свете — скорее, это «удобный» и легкий для произношения слог.
Согласно нормам, в 10-11 месяцев младенец должен говорить порядка десяти слов, включая подражания, например, «мама», «баба» и других.
А в возрасте одного годика и старше ребенок должен осознанно называть всех членов семьи. В 12 месяцев кроха зовет маму, папу, бабушку и прочих людей, т.к. обращается именно к ним.
Развитие речи после года можно сравнить со «снежным комом». До 18 месяцев кроха осваивает по 6-8 новых словоформ, чуть позже — уже по 8-10 в неделю. А после двух лет на освоение огромного числа новых выражений и конструкций может уходить всего несколько дней.
Даже при отсутствии большого активного словарного запаса, пассивный расширяется, а значит, чуть позже малыш обязательно заговорит. Огромную пользу для развития речи приносят песни, потешки, пальчиковые игры, звукоподражание, различные прибаутки, а также сгибание и разгибание пальчиков и массаж ладошек.