Особенности сензитивных периодов развития ребенка

Как развить сензитивные навыки

Наличие сензитивных навыков способствует не только развитию личности человека, но и благотворно влияет на взаимодействие с социумом.

Важно! Улучшение сенситивных способностей во взрослом возрасте возможно при помощи различных тренингов и семинаров по личностному росту. Подобные групповые встречи способствуют усовершенствованию наблюдательных навыков, развитию эмпатии и понимаю причинно-следственных связей поведения людей

Тренинг

Среди наиболее эффективных психологических упражнений можно выделить следующие варианты:

  1. Для улучшения наблюдательной сензитивности членам группы необходимо взять друг друга за руки, создав круг. Каждый участник должен попытаться почувствовать настроение и мысли человека, чью ладонь он держит в левой руке. Свое предположение все члены группы обязаны проговорить вслух. Человек, чьи эмоции угадываются, должен либо подтвердить их, либо опровергнуть. Подобные тренировки помогают выявить стереотипы, которые использует человек во время анализа поведения окружающих.
  2. Чтобы развить эмоциональное восприятие, участникам тренинга необходимо усесться полукругом таким образом, чтобы они могли наблюдать друг за другом. Каждый человек получает по 1 специальной карточке, на которой записаны названия определенных эмоций. Задача участников заключается в том, чтобы выйти в центр полукруга, повернуться спиной ко всем членам тренинга и при помощи телодвижений и жестов продемонстрировать заданную эмоцию. Задача всех остальных – распознать чувства, которые показывает человек.
  3. Для улучшения наблюдательных способностей одному участнику тренинга необходимо покинуть комнату. Задача всех остальных членов группы – разместиться в разных позах. После этого человек, который покинул помещение, должен вернуться и попытаться запомнить, как расположились все участники. Когда этот член группы снова выйдет из комнаты, некоторые люди должны поменять положение тела. После возвращения вышедший участник должен рассадить членов группы так, как они сидели изначально.

Несмотря на то, что психологи выделяют универсальные этапы сензитивного развития, всегда нужно помнить, что каждый малыш является индивидуальностью. Поэтому родителям требуется ориентироваться на своего ребенка и его возможности.

Сенситивный период развития речи

Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет. В возрасте от рождения до 4,5 месяцев ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом возрасте сознание ребенка еще не может выделять в отдельные картины образы мира, себя и своего взаимодействия с миром. Все впечатления соединены в единый клубок, в котором выделяется красная нить – речь. Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи.

Дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней – прекрасное свидетельство начала тренировки мышц речевого аппарата.

Ребенок начинает самостоятельно располагать произносимые им звуки друг за другом, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово, но одновременно попадает в ситуацию, когда прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он непосредственно, без обиняков, говорит о том, чего хочет и чего не желает. Использует ориентационную механику языка чувств, говоря «приятно – неприятно» вместо «правильно-неправильно».

Он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно формулировать предложение. Только из-за нехватки слов создается впечатление специфического «детского» языка.

Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй — образцов хорошего стиля, разных жанров.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается. Постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д., могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.

Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым способом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Основная мысль Марии Монтессори состоит в том, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. под принуждением (учится читать, писать и т.д.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Совместимость в супружестве

Сенситивные люди меланхолического склада обычно имеют низкую или крайне низкую психосексуальную активность, поэтому им в тягость ухаживания, перспективы выстраивать семейные отношения. Но они с удовольствием примут инициативу партнера во многих вопросах организации собственной личной жизни. Есть один важный нюанс, о котором следует знать партнеру сенситивного человека: с возрастом он может частично компенсировать свою гиперчувствительность, о чем говорилось выше, но при этом он может начать вести «двойную жизнь»: с окружающими, с которыми он вынужден общаться по работе, вне дома, он будет вежлив, учтив, спокоен.

Но оказавшись дома, он будет незамедлительно сбрасывать противную им «маску» и тогда партнеру придется долго и терпеливо выслушивать то, как все раздражает и напрягает, какой мир несовершенный и неправильный, какие люди неприятные и несправедливые. Все то, что накопилось из-за «маски», станет темой для разговора тихими семейными вечерами. От супруга сенситивный человек будет требовать понимания и всяческого сочувствия. Если даже жестом или взглядом партнер покажет, что ему надоело это слушать или он устал, или ему сейчас это неинтересно, то обида уязвленного таким «предательством» сенситивного тревожного меланхолика будет глобальной. Поводов для страданий и переживаний у него сразу прибавится.

Можно попытаться сделать это с сангвиниками – представители такого типа темперамента довольно легко уживаются с любыми другими типами, им не будет не так трудно наладить с сенситивным партнером довольно тесный душевный контакт. К тому же «махровый оптимист», которым является сангвиник, с удовольствием поделится с сенситивным супругом долей уверенности, придаст ему бодрости и капельку веры в себя. Однако в потоке своего жизнелюбия и оптимизма сангвиник может не заметить, как нечаянно обидит чувствительного партнера, что может стать причиной для ссоры и недопонимания. Двум сенситивным партнерам, которые, по сути, оба являются меланхоликами, будет интересно дружить, общаться, но вот семейная жизнь их будет напоминать тяжелую жизненную драму и сильно затянувшимся сюжетом. Оба будут обижаться, оба будут сосредоточены на своих переживаниях, сенситивная семья будет страдать сама и заставлять страдать всех, кто будет рядом.

Быстро забывающий ссоры, резкий и напористый холерик будет на каждом шагу невольно обижать сенситивного партнера, он может накричать, надавить, высмеять супруга (супругу), что надолго останется в душе второго огромной занозой обиды. Неплохие шансы на успешную семью у сенситивного человека с классическим флегматиком. В таком союзе никто никого обижать не станет, но и ярких страстей и чувств там тоже будет немного. Если партнеры не научатся говорить и не затягивать конфликты, то все будет хорошо. В противном случае оба могут долго сидеть по разным углам и страдать из-за обид, если те накопятся, то помириться будет все сложнее.

Различные типы людей по особенностям характера

Сензитивность темперамента у холериков характеризуется неуравновешенностью и излишней возбудимостью. У таких людей нередко наблюдается цикличность поведения. Их интенсивная деятельность может резко уйти на спад. Это происходит из-за снижения психических сил или потери интереса. Такие люди отличаются от остальных резкими и быстрыми движениями, а также яркими выражениями чувств в мимике речи. Незначительная сензитивность наблюдается у сангвиников. Эти люди легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке. Именно поэтому внешние факторы отрицательное влияние на их поведение оказывают не всегда.

Сензитивной ригидностью отличаются флегматики. У таких людей происходит медленное течение психологических процессов. Явление возбуждения у флегматиков уравновешивается сильным торможением. Именно поэтому такие люди способны сдерживать свои импульсы.

Повышенной ранимостью и эмоциональной чувствительностью отличаются меланхолики. На внезапное осложнение обстановки они реагируют весьма болезненно. В опасных ситуациях у них возникает чувство сильного страха. В общении с незнакомыми людьми меланхолики чувствуют себя очень неуверенно.

Основные сензитивные периоды в жизни ребенка

В своих работах Мария Монтессори особое внимание уделяла эволюции ребенка до 6 лет. За первые годы жизни ребенок обрабатывает и усваивает колоссальный объем информации

Это время «впитывающего разума».

Единого мнения по количеству сенсорных периодов до сих пор не существует. Сама Монтессори конкретные вехи не выделила, только обозначила общие границы и характерные особенности. Ее последователи не смогли прийти к единому мнению.

Сензитивные периоды по Монтессори

Возраст Название сензитивного этапа Особенности этапа
0 – 3 Духовный эмбрион Происходит активное знакомство с внешним миром. Учится распознавать эмоции и отношение к нему окружающих людей
3 – 6 Строитель самого себя Совершенствование органов чувств, ребенок учится анализировать свои ощущения, формируется представление о себе самом и окружающем мире. Мария Монтессори считала, что развитость органов чувств, умение анализировать свои ощущения, напрямую связаны с эстетическим восприятием мира, воображением и эмоциональным интеллектом
6 – 9 Исследователь Попытка познать и разобраться во всем, что окружает. Время постоянного «почему»
9 – 12 Ученый Сензитивный период по Монтессори, когда ребенок приобретает умения и знания предыдущих поколений. Зарождается интерес к научным знаниям

Наибольшую популярность получила классификация сензитивных этапов, разработанная последователем Марии Монтессори Полом Эпштейном. Он не только расширил понятие сензитивных периодов развития, но и определил границы и функции каждого из них.

Эпштейн выделил 11 сензитивных периодов:

Сензитивный период,
возраст (лет)

Название
Описание
2 – 4
Сензитивный период порядка
Порядок в окружающем пространстве, в отношениях с людьми, во времени
0 – 1,5
Движения и действия
Стремление к действию, движения становятся осмысленными
1,5 – 4
Мелких предметов
Интерес к изучению мелких предметов, деталей
2,5 – 6
Вежливости и этикета
Начинается с подражания взрослым, к 6 годам становится частью личности
2,5 – 6
Совершенствование чувств
Внимание к ощущениям, получаемым через органы чувств, ребенок учится дифференцировать свои ощущения и анализировать их
3,5 – 6
Письма
Стремление рисовать цифры и буквы
3 – 5,5
Чтения
Возникает интерес к буквам, учится составлять из них слова и предложения
0 – 6
Сензитивный период развития речи
Погружение в языковую среду, постепенное овладение речью
4 – 6
Пространства
Ориентирование в пространстве, понимание расположения предметов, интерес к мозаикам и пазлам
2 – 6
Музыки
Интерес к музыкальным произведениям, пора формирования слуха и чувства ритма
4 – 6
Математики
Возникает понятие количества и простейших математических действий

Проблема сензитивных периодов развития еще не закрыта и находится в процессе изучения. Результаты последних исследований показывают, что, возможно, совсем скоро сензитивные периоды развития способностей и их возрастные границы будут пересмотрены. Одно из направлений современных исследований — сензитивное пренатальное развитие ребенка. Основоположник школы — Лазарев М.Л.. Доктор Лазарев М.Л. разработал авторскую школу сензитивного внутриутробного развития малыша. В основе концепции лежат исследования, доказывающие, что, еще находясь в утробе матери, ребенок не только воспринимает звуки, но и способен испытывать тактильные, вкусовые ощущения и готов к общению и восприятию информации.

Принципиально другой взгляд на сензитивные периоды обучения применяет педиатр и исследователь — Скиллер П.. Он предлагает использовать понятие «благоприятный период» и указывает на существование его повтора в процессе взросления.

Благоприятный период для развития Первый (наиболее яркое развитие способностей) Следующий
Эмоциональной сферы 0 – 2 года 2—5 (в меньшей степени в любом дальнейшем возрасте)
Физической активности
Зрения 2—5
Речи от 4 до 8 месяцев с 8 месяцев до 5 лет. Сензитивный период речи — один из немногих, который совершенствуется в процессе всей жизни
Музыкальных способностей до 3 лет 3—10
Интеллекта до 4 лет 4—10
Изучение неродного языка 5—10 лет По мнению Скиллера, дальнейшее изучение иностранного языка в большей степени зависит от упорства и способностей, развитых в первый этап

Несмотря на многочисленные разногласия среди исследователей, все сходятся в одном: повлиять каким-то образом на сензитивные периоды развития навыков и их продолжительность нельзя. Только своевременное удовлетворение сензитивных потребностей малыша способствует гармоничному развитию личности.

Сензитивный период в психологии

Сензитивный (сенситивный) период развития – это такой этап восприимчивости ребенка к определенным действиям, который способствует максимально быстрому обучению и усвоению им каких-либо знаний и навыков.

Характеристика и особенности

Знания о чувствительности ребенка в сензитивном периоде позволяют родителям создавать благоприятную среду для психического развития чада.

Важно! Именно в сензитивный этап необходимо обучать малыша тем или иным навыкам. Если пропустить благоприятный период, восполнить потери будет практически невозможно

Ребенок играет

Каждый сензитивный период характеризуется рядом особенностей:

начинается этап медленно, обнаружить его проблематично, поэтому важно учитывать возрастные интервалы;
каждый период имеет «точку максимального проявления»;
сензитивный период – недолгий, дойдя до наивысшей точки, идет на спад.

Период развития речи

Для развития речи малыша сензитивен период с рождения до 6 лет, но при этом выделяется несколько этапов.

В младенческом возрасте (до 4,5 месяцев) малыши уже воспринимают речь, нередко пытаются повернуться в сторону ее источника. Если же родители такового не наблюдают, велик риск, что у крохи проблемы со слухом, – следует показать его специалисту.

До года малыши стремятся воспроизводить ранее услышанные звуки, то есть подражать. В это время для младенца большое значение имеет эмоциональное общение с матерью. Нередко дети выстраивают собственные звуковые ряды, произнося один звук-подражание вслед за другим.

Примерно в год ребенок произносит первое слово, словесно выразив свою мысль.

В 1,5 года малыш начинает выражать в речи чувства и желания, поэтому от родителей требуется не «сюсюкаться» с малышом, а говорить с ним правильным языком, показывать пример.

В 2-3 года дети часто ведут беседы сами с собой, проговаривая собственные мысли. Зная об этом, родители получают отличную возможность заглянуть во внутренний мир ребенка, понять, о чем он думает. Если до трех лет ребенок не получил первые представления о человеческой речи, то в дальнейшем говорить он не научится. Вспомним примеры малышей, воспитанных в условиях диких джунглей стаей обезьян, – вернувшись в цивилизацию, они не смогли приспособиться и даже не овладели даром слова.

3-4 года – период активного пополнения лексикона, поэтому маме следует заниматься с ребенком, рассказывать о явлениях природы, временах года, животных и птицах, бытовых предметах. Это поможет малышу узнавать и запоминать новые слова

После трех лет ребенка можно начать осторожно обучать буквам, он с энтузиазмом занимается письмом. Родители могут проявить творчество, предложив крохе вылепить буквы из пластилина, сложить их из проволоки, написать на рассыпанной по тарелке манке.

В 4,5–5 лет ребенок уже способен начать изучение письма

Он без проблем напишет печатными буквами собственное имя, с удовольствием будет заниматься счетом, поэтому родители могут приступить к соответствующим урокам, которые помогут подготовиться к начальной школе.

5 лет – оптимальный возраст для начала обучения чтению. Иногда дети, которые обучались письму, сами, интуитивно, начинают читать, хотя никто их этому не учил, – такова особенность периода.

Конечно, возрастные рамки во многом индивидуальны, но сама последовательность этапов развития одинакова у каждого малыша, вне зависимости от пола или статуса семьи. Получение навыков должно проходить в соответствии с психологическими особенностями малыша.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.

Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей. Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции. Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.

Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.

Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.

Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.

Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.

Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.

Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной. Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка. Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.

Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме. Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием)

Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).

Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.

Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.

Понятие сенситивности и формирование сенситивных периодов развития

Определение 1

Сенситивными (иначе иногда говорят сензитивными) периодами в психологической науке называют периоды особой восприимчивости личности ребенка к тому или иному виду деятельности, способам реакции, реализации поведенческих паттернов.

Впервые, понятие сенситивные (сензитивные) периоды развития было введено в науку отечественным психолого Л.С. Выготским. Именно им был внесен громадный вклад в развитие детской психологии, заключающемся в определении возрастных периодов развития ребенка, в которые могут быть сформированы те или иные навыки, свойства, функции

Такая периодизация помогает педагогам и семьям активизировать внимание и силы на развитии в нужное время тех или иных функций детского организма. Такие периоды являются самыми благоприятными и их лучше не упускать, чтобы не повлечь сложности в интеллектуальном, физическом, психическом, эмоциональном развитии ребенка, обеспечить его необходимыми социальными и культурными возможностями для будущей жизнедеятельности

Замечание 1

В сенситивные период происходит оптимизация конкретных функций организма и разрабатываются оптимальные условия для формирования конкретных психологических свойств и видов деятельности.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вне зависимости от того, удалось ли личности полностью использовать условия для развития определенных способностей. Указанные период индивидуальны по времени возникновения, длительности протекания у каждого отдельного ребенка.

В жизни ребенка, его психическом развитии существуют конкретные временные периоды, во время протекания которых активизируется чувствительность к конкретным внешним процессам и явлениям, в следствии высокого уровня пластичности нервных процессов детского организма.

Л.С. Выготским было выделено несколько периодов, отвечающих наличию условий максимальных возможностей для формирования различных психических свойств и восприимчивости к получению различных знаний и навыков:

Возраст от 1,5 до 3 лет. Он является этапом яркого и активного речевого восприятия. Дети начинают формировать и пополнять свой словарный запас. Также, хорошо начинать обучение иностранным языкам именно в этом возрасте. положительным в это время будет развитие моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
возраст от 3 до 4 лет. В это время успех принесет знакомство со знаковым обозначением цифр и букв, начало обучения письму. Дети начинают осмысленно относится к речи, воспринимать ее значение и осознавать собственные мысли. Органы чувств находятся в активной фазе развития;
Возраст от 4 до 5 лет. В это время, дети начинают увлекаться выполнением математических заданий и проявляют интерес к музыке. Значительно повышается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, социальное развитие идет ускоренными темпами;
Возраст от 5 до 6 лет. В это время нужно развивать навыки чтения. Если ранее, ребенок больше увлекался письмом, то сейчас он начинает проявлять интерес к чтению. В это время актуально привить ребенку социальные навыки и ознакомить его с нормами поведения;
Возраст от 8 до 9 лет. В этот период языковые способности снова вступают в пиковую фазу развития

Кроме того, хорошо уделить внимание развитию фантазии, воображения и культурному обогащению ребенка.

Рисунок 1. Периоды развития ребенка по Выготскому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На этапе от рождения до 6 лет деятельность ребенка ориентирована на составление образа, модели окружающей действительности, как единого образования на основании органов чувств.

Формирование такого единого, системного представления об окружающей общественной и природной среде является важной и приоритетной внутренней задачей, на выполнение которой ориентируется ребенок в своей деятельности. С самого первого дня появления на свет, происходит впитывание ребенком информации и копирование поведения окружающих

Он смотрит, как взрослые реагируют на различные ситуации и подражает им. Уже в трехлетнем возрасте начинает сформировываться детская личность.

В возрасте от 3 до 6-ти лет происходит максимизация сенситивного периода развития – сенсорного, социального, речевого, двигательного. Если развитие организовано в нужном направлении, то органы чувств достигают пика индивидуальных параметров ребенка. Иными словами, к 6-ти годам ребенок будет активно исследовать и познавать мир, посредством работы органов чувств.

Замечание 2

Когда чувственное восприятие достигает своего предела, то ребенок переходит на новую стадию – формированию осознанных моделей мирового устройства и своего места в нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector