Гиперактивный ребенок (сдвг): причины, признаки, советы психологов. что делать родителям?

Реабилитация

Если в ходе лечения детей СДВГ у детей был выбран правильный подход и соблюдался принцип комплексности, то положительные результаты не заставят себя ждать. Но для их закрепления необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на психосоциальную реабилитацию ребенка. Ведется такая работа по двум разным стратегиям, позволяющим сформировать или восстановить нарушенные расстройством навыки и знания. Это неизбежно приведет к улучшению социального функционированию ребенка с синдромом.

В эту работу вовлекается не только ребенок. Реабилитация не будет успешной без участия ближайшего окружения, учителей и воспитателей. Педагоги должны скорректировать учебную программу таким образом, чтобы она соответствовала возможностям ребенка и учитывала его особенности.

Но важнейшим условием выздоровления является изменение поведения родителей, а также их отношения к ребенку. Прежде всего, из речи мамы и папы должны исчезнуть слова «нет» и «нельзя». Это негативные методы воспитания, которые неприменимы к ребенку с СДВГ. Дело в том, что у таких деток довольно высокий порог чувствительности к различного рода наказаниям, а вот на похвалу они реагируют активнее. Если учесть эту особенность при построении взаимоотношений с детьми, то можно воспитательные мероприятия будут более успешными.

Еще одним условием для успешной адаптации ребенка является формирование адекватной самооценки. Добиться этого можно при сочетании индивидуальной и групповой психотерапии.

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

  • После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
  • Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
  • Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
  • Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
  • Быстро осваивает понятие «нельзя».
  • Может отвлечься во время рассказом или каким-либо предметом.
  • Редко проявляет по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.

Черта характера или гиперактивность — симптомы

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) — это небольшие повреждения отделов головного мозга, отвечающих за внимание, координацию движений и другие функции. А гиперактивность является симптомом и результатом этих повреждений

А гиперактивность является симптомом и результатом этих повреждений.

Для СДВГ (синдрома дефицита внимания) характерны симптомы, отраженные в таблице ниже. От внимательных родителей не могут скрыться эти признаки заболевания. Для сравнения в левой части таблицы я привожу описание поведения здорового ребенка.

Поведение здорового ребенка

Симптомы гиперактивности и СДВГ

Может концентрировать внимание по своему желанию
Внимание не поддается волевому контролю
Способен контролировать свое поведение
Импульсивен, сначала делает, а потом – думает
Имеет увлечения, хобби
Не способен ничем надолго увлечься
Уравновешен
Тревожно-мнителен
Умеренно общителен
Чрезмерно болтлив
Легко адаптируется в коллективе
В коллективе перевозбуждается, испытывает трудности с адаптацией
Достаточно ловок
Неловок, неуклюж
Движения осмысленны и точны
Суетлив, движения спонтанны и хаотичны
Изменения погоды не оказывают на него влияния
Метеочувствителен, жалуется на головные боли, боль в животе
Настойчив
Пасует перед трудностями
Когда устает от впечатлений, снижает активность
Когда устает от впечатлений, еще сильнее возбуждается, начинает бегать, громко и быстро говорить
Спит нормально
С трудом засыпает, мало и беспокойно спит
Может последовательно выполнять задания
Непоследователен, берется за следующее дело, не закончив предыдущее

Все перечисленные симптомы могут изредка проявляться у любого ребенка. Это нормально. Иногда мы все выходим за рамки обычного поведения. Но это возможно лишь как исключение. Особого внимания с нашей стороны заслуживают симптомы гиперактивности и СДВГ, которые проявляются постоянно долгое время. Они должны стать предметом наблюдения и анализа.

Если все признаки говорят о том, что ребенок здоров, значит, можно только порадоваться. Единичные приступы непослушания не в счет. В таком случае, не спешите обвинять его в гиперактивности. Будьте последовательны в воспитании и не «ведитесь» на провокации.

Если же большинство симптомов указывают на заболевание, не ставьте диагноз «гиперактивность» или «СДВГ» самостоятельно. У детей признаки различных нарушений могут быть в чем-то сходны. Не откладывайте визит к врачу (я о нем уже упоминала). И не просто визит, а осмысленное общение. Вот тут-то и пригодятся Ваши наблюдения. Ведь, никто не знает ребенка лучше, чем его родители.

На приеме:

  1. Поделитесь с доктором Вашими наблюдениями
  2. Предоставьте максимальное количество информации о Вашей семье и ребенке
  3. Ответьте на все вопросы
  4. Пройдите все рекомендованные обследования

Чем полнее будет картина, тем точнее доктор сможет поставить диагноз.

И, самое главное, поддержите Вашего ребенка. Обеспечьте ему щадящий режим и спокойную атмосферу в семье. Но не считайте его больным. Не культивируйте в нем комплекс инвалида. Он – нормальный ребенок и вполне может, с Вашей помощью, жить полноценной жизнью.

Советы родителям гиперактивных детей – что делать

Гиперактивный ребенок – что делать? Таким вопросом задается немало родителей. Назначить курс лечения может только врач. В саду гиперактивный ребенок автоматически попадает под наблюдение детского психолога. Трудно дать конкретные рекомендации, какую работу с малышом проводить, так как все зависит от особенностей проявления СДВГ. Постарайтесь присмотреться, как ребенок реагирует на замечания, чтобы найти эффективное решение проблемы. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации, облегчающие воспитание.

Корректно формулируйте запреты

При общении с малышом, страдающим синдромом ДВГ, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.

Четко ставьте задачи

Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому малышу необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ребенком старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.

Будьте последовательны

Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать». Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание. Поэтому при общении и работе с малышом старайтесь давать им поручения в логической последовательности.

Контролируйте временные рамким

Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена. Если Вы хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5.

Причины появления у детей СДВГ и его симптомы

Проведенные научные исследования позволяют выделить несколько причин и факторов, провоцирующих появление у детей СДВГ:

Advertisement

  • Наследственность — генетическая предрасположенность в 50% случаев;
  • Полученные микротравмы и повреждения ЦНС эмбриона вследствие патологий беременности и внутриутробных инфекций;
  • Осложненные и преждевременные роды;
  • Алкогольный синдром плода, курение и употребление будущей матерью токсичных веществ;
  • Перинатальная гипоксия новорожденного;
  • Прием в пищу еды, выращенной с применением пестицидов;
  • Окружение и воспитание малыша — нездоровая остановка в семье: частые скандалы, крики, демонстрация близкими примеров нетерпимости в отношении других людей;
  • Наличие у ребенка астмы, аллергии, хронических заболеваний, которые усиливают внутренний дисбаланс и отрицательно влияют на его поведение и социализацию.

За проявление эмоций, оценку ситуации и прогнозирование последствий своих поступков отвечают лобные доли головного мозга. Контроль движений, обучение, а также развитие и функционирование речи, памяти, мышления и внимания обеспечивается работой базальных ядер. У детей с СДВГ функционирование данных областей мозга нарушено

Это происходит из-за блокировки поступающими в организм вместе с едой пестицидами важного для нервной системы фермента — ацетилхолинэстеразы. Следствием нарушений также является ослабление действий нейромедиаторов, отвечающих за передачу информации между различными структурами головного мозга

Как лечат гиперактивность у взрослых?

Если пустить процесс воспитания сверхактивного ребёнка на самотёк и не заниматься лечением, из него вырастает гиперактивный взрослый. Во взрослой жизни такой человек испытывает трудности в общении, часто меняет работу, быстрая утомляемость отражается на качестве работы. Он страдает от головных болей, мучается от бессонницы, у него проявляются разного рода тики. Про таких говорят, что они импульсивны, со сложным характером, не умеют дружить. На такой стадии коррективы вносит социум, в котором находится человек, а помочь с расстройствами можно медикаментозно и прибегнув к специалистам — психологам.

Признаки заболевания

Главными симптомами синдрома гиперактивности у взрослых являются невнимательность, чрезмерная энергичность и импульсивность. Нередко они заходят за грань допустимых возможностей и сильно утомляют организм человека, а также окружающих людей, вызывая головные боли, апатию или пресыщение общением. При этом активность пациента может резко переходить в агрессивное настроение. Некоторые клинические психологи ошибочно относят синдром к биполярному расстройству, для которого характерны схожие черты.

Следует подробнее изучить симптомы гиперактивности у взрослых для того, чтобы убедиться в наличии заболевания.

Примерами невнимательности могут стать:

Неспособность сосредоточиться на задаче в течение длительного времени.
Плохое внимание к деталям.
Неорганизованность. Например, неспособность регулярно вести дневник или ежедневник.
Рассеянность, забывчивость.
Быстрое переключение внимания с одного на другое.
Откладывание дел.
Ненадежные рабочие привычки.
Равнодушие к планированию встреч, частые переносы.
Выполнение дел в последний момент: форс-мажоры, ночь перед дедлайном.
Мечтательность, погружение в воображаемый мир.
Неспособность грамотно распорядиться собственным временем.. Известны случаи, когда признаки гиперактивности у взрослых не мешали им сосредоточиться на увлечениях и хобби, однако невнимательность возвращалась в тот момент, когда интерес к занятию пропадал

Скука – основной мотиватор к переключению внимания на другой объект, потому выявлена непостоянность и в досуговой деятельности

Известны случаи, когда признаки гиперактивности у взрослых не мешали им сосредоточиться на увлечениях и хобби, однако невнимательность возвращалась в тот момент, когда интерес к занятию пропадал. Скука – основной мотиватор к переключению внимания на другой объект, потому выявлена непостоянность и в досуговой деятельности.

Нередко люди с расстройством подвержены импульсивным действиям, таким как:

  • Неумение выслушивать до конца.
  • Бросать дела, так и не заканчивая их.
  • Невозможность просчитать последствия своих действий.
  • Постоянные проблемы с деньгами из-за непредвиденных затрат.
  • Брать слишком много задач на себя, чтобы доказать превосходство.
  • Частая смена работы из-за скуки и однообразия.
  • Употребление наркотиков или алкоголя.
  • Темпераментный характер, включающий раздражительность, быстрый переход в состояние агрессии.

Симптомы гиперактивности у взрослых проявляются в следующих признаках:

  • Взволнованность, частые переживания.
  • Неусидчивость.
  • Отсутствие чувства опасности.
  • Быстрые мысли, неспособность расслабиться перед сном при стрессовой ситуации или проблеме.
  • Отсутствие долгой концентрации на одном предмете.
  • Невозможность стоять в очередях и ждать.
  • Беспрерывные разговоры, неумение хранить секреты.

Нередко человек, переживающий все перечисленные проблемы, сталкивается с трудностями в социальном взаимодействии с окружающими. Постоянные стрессовые ситуации, желание поставить в жесткие рамки и принудительно научить дисциплине воспринимается пациентом импульсивно. Потому следует придерживаться рекомендаций специалиста: проходить терапию или принимать лекарства.

Полезные игры

Игры на внимательность

«Лови — не лови». Эта аналог на всеми любимой игры «Съедобное — несъедобное». То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.

Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».

Игры для снятия эмоционального напряжения

  • «Прикоснись». При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
  • «Торт». Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.

Игры, для контроля двигательной активности

«Раз, два, три замри». Включите ему веселую танцевальную музыку

Пока она буде звучать малыш может прыгать, бегать изображать животных, но как только она закончится он должен остановится в той позе, в которой его застала, игра учит концентрировать свое внимание.

Семейная игра «Фруктовый салат». Каждый член семьи рисует себя в виде фрукта, затем показывает рисунки и рассказывает о своих особенностях

Затем все фрукты вырезаются и приклеиваются на салатницу.

«Командир». Ребенку объясняют правила игры. Один из членов семьи играет командира, а ребенок исполняет роль бойца, который четко выполняет инструкции взрослого. Например, «Мы будем строить башню, я буду руководить строительством, а ты строить». Затем все меняются местами. Эта игра учит детей и родителей слышать и понимать друг друга.

«Опиши и нарисуй». Цель упражнения — сплоченность и взаимопонимание. Малыш рисует рисунок на любую тему, затем очень подробно его описывает, а взрослый по его описанию должен воссоздать рисунок.

Что такое СДВГ?


Это неврологическое отклонение чаще всего начинает развиваться в дошкольном возрасте. Будучи школьником, ребенок с таким заболеванием испытывает большие сложности с социализацией в среде сверстников. Помимо этого гиперактивные школьники имеют низкую успеваемость, связанную с невнимательностью и неспособностью вникнуть в объяснения учителя.

Синдром дефицита внимания у детей проявляется в виде чрезмерной подвижности, эмоциональной нестабильности, совершении большого количества ненужных действий, неусидчивости и невозможности сосредоточиться на учебе или других занятиях. Подобное поведение создает серьезные проблемы как в школе, так и дома.

Зачастую учителя и сверстники негативно относятся к таким детям, считая их избалованными и невоспитанными. По этой причине СДВГ у детей может приводить к заниженной самооценке и появлению комплекса неполноценности. По мере взросления малыши могут испытывать большие трудности с заведением новых друзей, они становятся одинокими и нелюдимыми.

Многие родители путают синдром дефицита внимания с обычным баловством. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать, поскольку в первом случае речь идет не о безобидных шалостях, а о действительно серьезных нарушениях психики, требующих обязательной коррекции.


Проблема также заключается в том, что большинство родителей отказывается признавать, что их ребенок серьезно болен. Они считают, что такое поведение пройдет само с течением времени. Однако этот подход может лишь усугубить состояние ребенка, поскольку синдром дефицита внимания требует комплексной медицинской помощи, особенно у детей школьного возраста.

Признаки, причины и методы лечения СДВГ изучаются и по сей день. Специалисты различных профилей стараются помочь маленьким непоседам, однако до сих пор заболевание считается неизлечимым. На основании симптомов СДВГ классифицируют на 3 типа:

  1. Простой дефицит внимания, характеризующийся рассеянностью, медлительностью, неспособностью концентрироваться на чем-либо.
  2. Гиперактивность, проявляющаяся в виде вспыльчивости, импульсивности и повышенной двигательной активности.
  3. Смешанный тип. Встречается чаще всего и объединяет в себе первые две формы отклонения.

Лечение гиперактивности

Гиперактивность у детей и подростков лечат такие врачи, как невролог и остеопат. Хорошо, если дополнительно родители обратятся к психологу. При лечении гиперакинетического синдрома врач может использовать следующие методы:

  • Просветительская работа с родителями. Часто родители не понимают природу поведения своих гиперактивных детей. Их начинают раздражать постоянные проблемы ребенка с учебой и с дисциплиной. Такие дети непослушны, не могут самостоятельно делать уроки, задирают младших братьев и сестер: родителям с ними очень тяжело. К раздражению может присоединиться и чувство вины: родители укоряют себя в том, что не справляются с воспитанием. Задача врача – объяснить родителям, что такое гиперактивность. Они должны понять, как и почему возникли ее симптомы у их ребенка и прислушаться к рекомендациям врача, которые помогут коррекции его поведения.
  • Остеопатическое лечение. Может оказаться очень эффективным. Врач-остеопат поможет избавиться от последствий родовых травм, которые зачастую и приводят к болезни.
  • Медикаментозное лечение. Обычно гиперактивным детям назначают психостимуляторы. Они помогают ребенку стать более усидчивым и внимательным. Если психостимуляторы не помогают, врач может выписать нейролептики и антидепрессанты.
  • Психотерапия. Используются такие ее виды, как поведенческая и динамическая. Психотерапия предназначена для коррекции поведения ребенка. Также полезной будет семейная психотерапия, которая поможет родителям в их нелегком пути.

Пример мальчика Коли, 12 лет

У Колиной мамы во время беременности наблюдался легкий токсикоз в первой половине и гипертонус матки. Мальчик родился в срок с весом 3500 г. Сидеть начал в 5 месяцев, стоять – в 9, ходить – в 11. До года наблюдался у невролога в связи с диагнозом мышечный гипертонус. Прошел несколько курсов расслабляющего массажа, в результате чего диагноз гипертонус был снят.

Мальчик рос очень подвижным, постоянно падал, ходил в синяках. Его было почти невозможно уложить спать. С двух лет отказался от дневного сна. К вечеру становился возбудимым, шумел, бегал по квартире, всем мешал. При этом в игрушки не играл. С трех лет был отдан в садик, в младшую группу. Играл только с мальчиками. Воспитатели жаловались на непослушание и чрезмерную двигательную активность. Дома постоянно обижал младших сестер, хотя относился к ним хорошо.

В младших классах школы во время уроков не слушал учительницу, вертелся, вскакивал с места, не усваивал учебный материал. Домашние задания мог делать только под контролем родителей, при этом постоянно отвлекался, капризничал.

С пятого класса начал прогуливать уроки, возвращался домой после назначенного времени. Все свободное время любил проводить на улице, где легко заводил знакомства с другими подростками и взрослыми. При этом постоянных друзей не имел. Не мог сосредоточиться ни на одном занятии, совершенно был лишен чувства опасности. Дважды попадал в больницу: один раз с сотрясением мозга, когда упал с дерева, и один раз с переломом ноги после игры в футбол. В 10 лет начал курить, в 11 – несколько раз не ночевал дома. Родители обратились за консультацией к психиатру. Подростку были прописаны ноотропы и малые дозы нейролептиков. Также по рекомендации врача родители отдали его в школу современных танцев. Через несколько месяцев стал более спокойным, перестал обижать младших сестер, перестал прогуливать уроки, смог самостоятельно делать домашние задания.

Этот случай является примером синдрома гиперактивности, при котором удалось избежать социальной дезадаптации ребенка, благодаря своевременному лечению и правильным действиям родителей.

Методы лечения СДВГ

СДВГ требует обязательного лечения. Это предотвратит возможные осложнения в будущем и поможет маленькому непоседе адаптироваться в обществе. По мнению небезызвестного детского врача Е. О. Комаровского, коррекция симптомов заболевания возможна лишь в случае комплексного подхода к решению проблемы. Лечение синдрома дефицита внимания включает использование медикаментозных препаратов, коррекцию поведения и применение средств народной медицины.

Наряду с этим, к рациону питания ребенка предъявляются особые требования. Из меню следует исключить искусственные добавки, красители, аллергенные продукты и кофеин. Дефицит витаминов может усугубить состояние пациента, поэтому рекомендуется прием витаминных комплексов.

Лекарственные препараты

При лечении СДВГ к использованию лекарственных препаратов прибегают в исключительных случаях. Это объясняется тем, что большинство лекарств, способных помочь ребенку с таким синдромом, имеют множество побочных эффектов.

В данном случае могут назначаться психостимуляторы и ноотропные препараты, которые направлены на улучшение кровоснабжения головного мозга и нормализацию внимания. Наряду с этим, используются антидепрессанты и средства с успокаивающими свойствами. К наиболее эффективным и безопасным для детского здоровья препаратам, выпускаемым в виде таблеток, относятся:

  • Метилфенидат;
  • Имипрамин;
  • Ноотропин;
  • Фокалин;
  • Церебролизин;
  • Декседрин;
  • Страттера;
  • Виванс.

Лекарственные средства назначает врач. Самостоятельное применение медикаментозных препаратов при СДВГ способно усугубить состояние ребенка и спровоцировать необратимые последствия для его здоровья.

Коррекция поведения

Как уже отмечалось ранее, полностью вылечить описываемую патологию невозможно, однако каждому родителю под силу скорректировать поведение ребенка, облегчив тем самым его адаптацию в обществе. Данная мера требует участия всех людей, окружающих малыша, особенно родителей, воспитателей и педагогов.

Коррекция в этом случае подразумевает следующие методы:

  1. Регулярное посещение детского психолога. Это поможет ребенку справиться с привычкой действовать импульсивно, вовремя пресекать желание нагрубить сверстникам и взрослым, а также достойно реагировать на критику родителей и учителей. Во время этих занятий применяются различные упражнения и моделируются коммуникативные ситуации.
  2. Релаксация, направленная на устранение эмоционального напряжения. Специалисты рекомендуют родителям и педагогам постоянно поощрять правильное поведение ребят с СДВГ. Похвала и связанные с этим положительные эмоции отложатся в подсознании ребенка и позволят ему в дальнейшем действовать правильно.
  3. Физиотерапевтические процедуры.
  4. Альтернативные способы терапии – йога, медитация.

Наряду с этим, коррекции также подвергается образ жизни маленького пациента. Родители должны следить за тем, чтобы их непоседы вовремя отходили ко сну и вставали утром в одно и то же время. Вечерние прогулки на свежем воздухе благотворно действует не только на концентрацию внимания ребенка, но и на всю его нервную систему.

Для правильного расходования избыточной энергии гиперактивных ребят необходимо увлечь каким-либо видом спорта.

Рецепты народной медицины

Для приверженцев народной медицины существует немало способов лечения указанного заболевания, основанных на использовании натуральных компонентов. Для успокоения маленького непоседы, нормализации его сна, концентрации внимания и улучшения памяти можно применять следующие средства:

  1. Настои ромашки лекарственной, шалфея или календулы. Готовятся они по такому же принципу, как обычный зеленый, черный или травяной чай.
  2. Отвар корня дягиля. 1 ст. л. высушенного и измельченного сырья заливается 1 стаканом кипятка, смесь настаивается на водяной бане в течение 20 минут. Остуженный и процеженный раствор принимается трижды в день по 2 ст. л.
  3. Настой зверобоя. 1 ст. л. растения заливается 500 мл воды, после чего средство проваривается на медленном огне в течение 5 минут. Готовая процеженная жидкость применяется трижды в день по 1-2 ст. л. натощак.

Снизить проявления СДВГ помогают ванны с эфирными маслами. Хорошим успокаивающим эффектом обладает теплое молоко с медом, выпитое перед сном. При применении перечисленных способов лечения нужно понимать, что они эффективны лишь в качестве дополнения к основным методам терапии.

Диагностика

Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.

Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.

Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.

Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников

Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.

Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:

  • основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
  • проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
  • признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
  • СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.

Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.

Как протекает синдром гиперактивности

Родители в большинстве случаев не заостряют внимание на болезненном поведении малыша, считая, что он «перерастет» со временем. Обращаются за помощью, когда болезнь уже в развитой стадии и проявления ее невозможно не заметить

В коллективах детских садов патология только начинает заявлять «свои права». А вот когда ребенок  попадает в школу, синдром гиперактивности проявляется во всей своей силе. Учебная деятельность требует определенной организации занятий, как раз того, к чему маленький школьник не готов.

Неадекватное поведение на уроке, сверхподвижность и невозможность к концентрации внимания делает процесс учебы невозможным

Дети с гиперактивностью постоянно требуют контроля учителем, так как сосредоточить внимание ученика на теме невозможно, он постоянно отвлекается и занимается своими делами, сказывается болезненный дефицит внимания. Квалификации и терпения педагога не всегда хватает, чтобы совладать с деструктивным вариантом поведения

Формируется ответная реакция – агрессивность ребенка.

Обратите внимание: система образования не адаптирована к занятиям детей, страдающих СДВГ. Развитие гиперактивных детей всегда отстает от сверстников

Учителя не могут подстраиваться под развивающуюся болезнь ученика, и это приводит к развитию конфликтной ситуации.

Гиперактивный ребенок в школе зачастую подвергается насмешкам и издевательствам одноклассников, испытывает проблемы общения. С ним не хотят играть и дружить. Это вызывает повышенную обидчивость, встречные вспышки агрессии, рукоприкладства. Склонность таких детей к лидерству из-за неспособности быть таковым порождает понижение самооценки. Со временем может сформироваться замкнутость. Все ярче развиваются выраженные психопатические жалобы. Родителям ничего не остается, как наконец-то отвести маленького ученика к специалисту.

Можно ли вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивности?

При своевременном и грамотном подходе бороться с дефицитом внимания и повышенной гиперактивностью вполне реально.

Специалисты полагают, что полностью излечиться шанс невысок, но коррекция поведения и контроль внимания вполне достижимы.

Положительного результата достичь проще, если начинать с раннего возраста. Лечение гиперактивности у детей чаще всего заканчивается в подростковом периоде.

Лучшего результата позволяет достичь комплексное лечение и медикаментами, и психотерапией.

Среди медикаментов наиболее распространенными являются психостимуляторы. Недостаток этих препаратов в краткосрочности действия, поэтому принимать нужно каждые 4 часа. Фармацевтика не стоит на месте, и на рынке появляются все новые и новые препараты, с более длительным сроком действия.

  • Синтетические успокаивающие средства хорошо чередовать с успокоительными травяными отварами. Положительное действие имеет чай с мятой, ромашкой, корнями валерианы.
  • Важную роль играет сбалансированное питание, насыщенное витаминами и микроэлементами и омега-3 жирными кислотами.
  • Нельзя пренебрегать и нефармакологическим методом, который состоит из комплекса физических упражнений и поведенческой коррекции:
  • Важная роль отводится регулярным занятиям с психологом. Специалист поможет малышу преодолеть неуверенность в себе. Комплекс специальных упражнений способствует развитию памяти и внимания.
  • В некоторых случаях перемена окружающей среды может оказать благоприятный результат, формируя положительные эмоции.

Для каждого индивидуального случая подбирается конкретный курс лечения. Усилия родителей малыша и лечащего специалиста должны быть правильно скоординированы.

Немаловажное влияние имеет отношение воспитателей в детском саду и учителей в школе. Только объединив усилия всех окружающих ребенка людей можно получить эффект от лечения

С возрастом гиперактивность у детей может пройти или отойти на задний план, но дефицит внимания и импульсивность сохраняются и во взрослой жизни. И как следствие — трудности социального общения и низкая самооценка мешают в карьере и личной жизни. Эти люди страдают от депрессии, у них выше склонность к наркомании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector