Пять чувств человека (или даже больше)

Чувства как орудие греха или добродетели

Гравюра «Десять заповедей, пять чувств, семь смертных грехов». Аббатство Тегернзее, около 1480 года

В гравированном листе конца XV века из аббат­ства Тегернзее «аристотелев­ская» иконографи­ческая традиция в некоторых случаях доведена до вполне логичного упрощения: изображается не целая фигура, а только «ответствен­ный» орган (ухо или рука в аллегориях слуха и осяза­ния); более того, иногда они даже вытесняются вторич­ными атрибу­тами (музыкальными инстру­мен­тами или ароматным цветком).

Однако интереснее всего сама компо­зиция этого листа, в которой нашла отражение средневековая концепция пяти чувств как инструмента позна­ния, способного привести человека к греху или же к добро­детели. Десять заповедей представляют собой основные правила, которым должен неукосни­тельно подчиняться верую­щий христиа­нин, чтобы удостоиться рая; семь смертных грехов — то, чего он должен всеми силами избегать, дабы не угодить в ад; пять же чувств, расположенных между этими полюсами, служат ему опорой в зем­ном бытии, но должны содер­жаться под неусыпным контролем, поскольку соблазн и, следовательно, грех приходят к чело­веку именно через органы чувств.

Примечание антрополога:

Почему Средневековье так любило красивые числа?

В Средние века очень распростра­ненным спосо­бом описания мира была его упаковка в числовую форму: теологи и натурфи­лософы предлагали серии из значимых чисел — 3, 4, 5, 7, 12 и так далее. Семь смертных грехов уравно­вешивались семью добродете­лями, которые, в свою очередь, обнаружива­лись в семи свободных искус­ствах. Четыре темперамента имели соответ­ствия в четы­рех телесных жидкостях, четырех стихиях, четырех временах года и четырех «больших» возрастах жизни; 12 месяцев перекликались с 12 апо­столами и 12 станциями Страстей Христовых.

Числа помогали запоминать важные теоло­гические понятия и элементы натурфило­софии и становились способом вписать человеческую жизнь в универсальные процессы и божествен­ный замысел. Напри­мер, в сере­дине XIII века была популярна интерпре­тация земного пути чело­века, от младен­чества до дряхлости, с помощью пяти чувств, шести дней творения и семи добродетелей.

Методы тренировок

Одним из наиболее известных исследователей интуиции является Хосе Сильва. Его же авторству принадлежит программа развития шестого чувства, в основу которой легли четыре ритма человеческого мозга. Это «альфа», «бета», «тета» и «дельта»

Методика направлена на развитие не паранормальных способностей, а умения обращать внимание на те сигналы, которые сознание и так посылает человеку. Можно научиться контролировать память, легко выходить из затруднительных ситуаций, добиваться успеха быстрее

Ученый уверяет, что успеха можно достичь, если ежедневно медитировать. Релакс позволяет очистить сознание, избавиться от стресса и подготовить ум для получения максимального количества информации. Во время медитации с закрытыми глазами нужно постараться визуализировать то место, в котором человек чувствует себя свободным. Нужно запомнить все детали – запах, царящий вокруг, погоду, царящий вокруг пейзаж.

А перед тем, как ложиться спать, нужно подумать о нерешенных вопросах и проблемах, а также о способах их решения. Так получится активировать своё воображение. А в процессе сна к человеку из подсознания может прийти решение.

Дополнительные

Сам Дэвид Иглмен заходит еще дальше и помимо «замещения» осваивает и «дополнение» чувств. Ведь на такой пояс (или любое подобное устройство) можно транслировать информацию не только с микрофонов, но и с любых датчиков вообще. Ученый активно экспериментирует с такими необычными переживаниями, настраивая систему так, чтобы ощущать силу беспроводного сигнала Wi-Fi или, например, «настроение города» — по соответствующим тегам, которые проставляют его жители в своих соцсетях в данный момент. Еще экстремальнее дополняет свои чувства британский художник Нил Харбиссон, прошедший через специальную операцию по установке в череп антенны.

От рождения неспособный различать цвета, благодаря антенне Харбиссон впервые смог их почувствовать (антенна превращала определенные оттенки в звуковые вибрации, передавая их на кости) — и принялся за апгрейды. В последней модели устройство позволяет художнику различать 360 цветов, включая часть ИК- и УФ-спектра, ощущать окружающие сети Wi-Fi и Bluetooth и даже идентифицировать определенных людей, установивших на свои смартфоны специальное приложение. По словам Харбиссона, благодаря своей «дополненной чувствительности» он наконец стал видеть цветные сны.

«Цвет для меня никогда не был зрительным переживанием, — рассказывает художник. — Это, скорее, особое ощущение звуков. Для людей с обычным зрением цвет является наложением оптических волн, для меня это наложение волн акустических. В снах я стал слышать такие особенные электронные звуки, они для меня и есть цветовое восприятие»

В его описании можно заметить кое-что исключительно важное для понимания того, чем же являются наши чувства и насколько возможно их расширить

Глаза — орган зрения

Все органы чувств удивительно сложны по своей конструкции, но поистине шедевром «приборостроения» природы можно назвать глаз человека. Четырьмя пятыми наших сведений о мире мы обязаны своим глазам.

Оптическая система глаза преломляет лучи света так, что на внутренней оболочке глазного яблока — сетчатке фокусируются изображения предметов. А в сетчатке расположены светочувствительные клетки. 7 миллионов колбочек, собранных ближе к ее центру, трудятся днем, они ответственны за цветовое зрение.

130 миллионов палочек разбросаны в основном по периферии сетчатки и работают в ночное время, создавая черно-белое изображение. Будь в глазу только палочки, мир казался бы нам серым, лишенным всяких красок.

Глазное яблоко неутомимо движется. На чем бы мы ни остановили свой взор, и к какой бы картине его ни приковали, задержка взгляда — явление кажущееся. На самом деле глаза все время скачкообразно перемещается из стороны в сторону, то вверх, то вниз.

В результате изображение на сетчатке непрерывно смещается и таким образом достигается раздражение новых колбочек или палочек. Без этого рецепторы быстро привыкли бы к однообразному световому потоку и перестали бы информировать мозг об окружающих нас предметах. Остановись глаз хоть на минуту, и вскоре в комнате «растают» стены, «исчезнут» столы, шкафы и даже зажженная люстра.

Пять органов чувств

Чувства здесь и сейчас

1 / 5

Олафур Элиассон. Красота. 1993 год Olafur Eliasson / Museum of Contemporary Art, Los Angeles / Scottsdale Museum of Contemporary Art

2 / 5

Спенсер Финч. 2 часа, 2 минуты, 2 секунды (Ветер на Уолденском пруду, 12 марта 2007 года). 2007 год Spencer Finch / Cisneros Fontanals Art Foundation / Scottsdale Museum of Contemporary Art

3 / 5

Джанет Кардифф. Мотет для сорока голосов. 2001 год Janet Cardiff / Museum of Modern Art, New York / Scottsdale Museum of Contemporary Art

4 / 5

Эрнесто Нето. Cai Cai Marrom. 2007 год Ernesto Neto / Pérez Art Museum Miami / Scottsdale Museum of Contemporary Art

5 / 5

Рулоф Лау. Соул-Сити (Пирамида из апельсинов). 1967 год Roelof Louw / Scottsdale Museum of Contemporary Art

В современном художественном простран­стве старинный сюжет о пяти чув­ствах практически не востребован. Однако в тех редких случаях, когда совре­менное искусство все-таки обращается к этой теме (как на вы­ставке, состояв­шейся в 2014 году в Музее современного искусства в Скоттсдей­ле, США), оно больше не оперирует аллегория­ми и иносказаниями и даже не взы­вает к сен­сор­ной памяти, как картины Моленара. Совре­мен­ное искусство пытается апеллиро­вать к органам чувств непосредственно.

Пять «воображаемых скульптур» Джанет Кардифф, Олафура Элиас­сона, Спен­сера Финча, Рулофа Лау и Эрнесто Нето должны, по мысли их создателей, задей­ствовать в зри­теле одновре­менно телесное и мен­таль­­ное, ощущения и пред­ставления: дует произ­водимый вентиляторами ветер, благоухают рассы­панные в сетки пряности, звучит из соро­ка динамиков сорокаго­лосный сред­невековый хорал, мерцает водная стена в темноте, а одну инсталляцию, с рас­сыпав­ши­мися апельсинами, так и вовсе можно съесть. Вся эта сенсорная вак­ханалия должна наглядно про­демонстриро­вать, что невоз­мож­но свести инди­видуальный чувствен­ный опыт всего к пяти знаменателям. Наше осо­знание пространства, времени, света, звука и прикосновения не только глубоко личностно, но и намного богаче, чем просто поставляемые пятью органами чувств впечатления. 

Чувства как пустая оболочка

1 / 2

Себастьяно Чеккарини. Юные князья Марескотти ди Паррано (Аллегория пяти чувств). 1745 годGalleria Altomani / Wikimedia Commons

2 / 2

Генри Грант Пламб. Пять чувств. 1880-е годыlibertypuzzles.com

Дети и котики — беспроигрышный вариант! Картины итальянца Себастьяно Чеккарини (1703–1783) и американца Генри Пламба (1847–1930) разделяют стиль, география и полтора века, однако роднит общая трак­товка сюжета. Мы вновь возвращаемся к традиционным атрибутам пяти чувств: зеркало, цветы, часы — вот только всякое иное содержание из этой живописи ушло. Заказной портрет юных принцев и принцесс, красиво расставленных вокруг клави­кордов, или же явно от души написанное полотно с пятью котятами, разоряющими викто­рианский туалетный столик, являются ровно тем, чем кажутся на первый взгляд: краси­выми картин­ками. Они не имеют двойного дна, не несут морализаторских посланий, не служат никаким memento и не об­ра­щаются к личному чувствен­ному опыту зрителя. Времена измени­лись, аллегории перестали быть актуальны.

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут

Это важно

Чувства как люди, занятые делом

1 / 4

Адриан ван Остаде. Обоняние. Голландия, 1635 годГосударственный Эрмитаж

2 / 4

Адриан ван Остаде. Зрение. Голландия, 1635 годГосударственный Эрмитаж

3 / 4

Адриан ван Остаде. Слух. Голландия, 1635 годГосударственный Эрмитаж

4 / 4

Адриан ван Остаде. Вкус. Голландия, 1635 годГосударственный Эрмитаж

Тема пяти чувств — одна из самых распро­странен­ных в голландском искусстве золотого века. Здесь, наряду с традицион­ными аллегориями и симво­личе­скими изображениями, в 1620-х годах появляется новая манера трактовать знакомый сюжет — в духе забавных жанровых сценок, где фигу­рируют представители низших социальных слоев. В известных сериях, написанных Рембрандтом (ныне — в Лейденской коллек­ции) и Адрианом ван Остаде (ныне — в Эрми­­таже), персонажи заняты самыми обыденными делами. Они пьют, поют, поку­пают очки, ищут вшей; место аромат­ных роз занимают нюхательные соли или гряз­ные пеленки; изысканные фрукты сме­няются бражкой и наваристой похлеб­кой. Симво­лика уступает место нарративу, аллегория низво­дится до зауряд­­ных, порой комических явлений бытового жанра.

1 / 5

Ян Минсе Моленар. Слух. 1637 годMauritshuis, Den Haag

2 / 5

Ян Минсе Моленар. Осязание. 1637 годMauritshuis, Den Haag

3 / 5

Ян Минсе Моленар. Обоняние. 1637 годMauritshuis, Den Haag

4 / 5

Ян Минсе Моленар. Зрение. 1637 годMauritshuis, Den Haag

5 / 5

Ян Минсе Моленар. Вкус. 1637 годMauritshuis, Den Haag

Полностью сохранившаяся серия из пяти неболь­ших картин кисти Яна Минсе Моле­нара на первый взгляд кажется цитиро­ванием Остаде. Крестьяне в некоем интерь­ере (скорее всего, в таверне) занимаются разными вещами, отсылающи­ми к тому или иному органу чувств: пьют пиво, распевают песни, вытирают попу ребенку. Однако персонажи Остаде живут в простран­стве картины неза­ви­симой от зрителя жизнью, тогда как Моленар при помощи взглядов своих героев выстраивает со зрите­лем прямой диалог, вовлекая его в сцену, делая его непосредственным свидете­лем и соучастни­ком. Художнику удается невоз­мож­­ное — передать изобразительными средствами то, что в принципе невидимо (звуки, запахи, тактильные ощущения), и делает он это, заметим, без помощи каких бы то ни было атрибутов (мы не най­дем у него ни музыкальных инстру­ментов, ни очков, как у Рембрандта).

Непосредственная реакция его персонажей на чув­ственный раздражитель, которую он с та­ким мастерством передает, оживляет картины для зрителя, взывая к его памяти и воображению. Мы почти что можем услы­шать звуки смеха и песен, окружающие трех гуляк из «Слуха», ощутить вкус напитка, с таким самозабвением поглощаемого кресть­янином во «Вкусе», и пред­ставить себе тяжелый запах, который так отчаян­но пытается отогнать, зажимая нос и разма­хивая пивной кружкой, молодой папаша в «Обонянии».

О рациональной интуиции

Подсознание – интересная вещь. Интуиция, которую также называют шестым чувством, является способностью понимать происходящее мгновенно, без сознательного контроля.

Говорят, что опытный глаз видит больше, в отличие от взгляда новичков. Человек, занимающийся определенной деятельностью годами, о многом может судить без всякой логики. Просто он основывается на опыте. Причем зачастую интуитивно, бессознательно. Такое бывало у каждого человека хоть раз в жизни. Когда журналист набирает текст в документе, он автоматически расставляет знаки препинания, выстраивает свой материал по определённой структуре. И если его спросить, почему в данном предложении он поставил запятую именно перед этим словом, он задумается. И не факт, что ответит. Он настолько долго занимается своей деятельностью, что ему просто не надо объяснять правило. Так надо – вот и всё. И основывается данное утверждение на опыте.

Или взять, к примеру, опытных авиационных конструкторов. Увидев самолёт, они могут сходу, без расчетов, определить его примерные лётные характеристики и перспективы. Хореограф, отбирая в группу учеников, сразу поймёт, у кого есть танцевальное будущее, а у кого – нет. Примеров можно привести массу, но суть – одна.

5 чувств человека, описанных Аристотелем

До недавнего времени считалось, что у человека всего пять
чувств. Их описал древнегреческий философ Аристотель. Они всем нам хорошо
знакомы, так как пользуемся мы ими ежедневно. С помощью слуха, зрения, обаяния,
осязания и тактильных ощущений мы познаем окружающий нас мир, пытаемся лучше
его понять.

Отвечают за полноценное восприятие соответствующие органы –
уши, глаза, нос, вкусовые рецепторы и кожа. О том, как это происходит написано
много литературы. Да и на собственном опыте каждый из нас хорошо знает, что это
такое.

Но, сколько еще есть чувств у человека, о которых не так
часто говорят, но с которыми мы также сталкиваемся регулярно на протяжении всей
жизни? А они точно есть. Их испытывают даже закоренелые скептики и
консерваторы.

Органы чувств. Сколько чувств у человека?

Переводчик: Татьяна Архарова

Редактор: Вероника Рис

Сколько чувств у человека? Если спросить у Google, можно получить множество ответов. Одни утверждает, что у нас семь чувств, в то время как другие говорят про девять, десять или двенадцать. Но кто же прав? Всё зависит от того, какое даётся определение.

Стоит отметить, что все мнения о количестве чувств у человека склоняются к тому, что их точно больше пяти — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

Представление о пяти чувствах человека восходит ещё к Аристотелю. В своём сочинении «De Anima» («О душе») он пишет, что каждое чувство зарождается в определённом органе. Звучит убедительно. Но когда Аристотель утверждает, что шестого быть не может, так как есть только пять органов чувств, он ошибается. Если их посчитать, получится шесть: глаза, уши, нос, язык, кожа и вестибулярный аппарат.

Лишь в начале 1800-х годов, через две тысячи лет после Аристотеля, вестибулярный аппарат стал восприниматься, как орган чувств. Сейчас известно, что он, находясь во внутреннем ухе, является тем органом, благодаря которому мы определяем положение нашего тела в пространстве. Также он позволяет нам сфокусироваться на предметах, даже когда голова находится в движении.

Дополнительно: интересно узнать больше о работе мозга? Тогда читайте эту статью о нашем сознании.

Итак, мы довольно быстро можем определить, что существует шесть органов чувств, но что насчёт девяти, десяти и двенадцати? Следует чуть поправить определение слова «чувство», данное Аристотелем.

По факту, для каждого из чувств нужен не орган — необходим своего рода сенсорный рецептор. В одной только коже есть как минимум четыре различных типа сенсорных рецепторов: тактильные, температурные, болевые и проприоцептивные (ощущение тела).

Сенсорный рецептор — это специализированная клетка, которая посылает электрические сигналы в мозг в ответ на тот тип стимулов, к которому она адаптирована. Палочки и колбочки в сетчатке глаза являются сенсорными рецепторами. Они посылают сигналы при воздействии света с различной длиной волны и интенсивностью. В коженаходится множество сенсорных рецепторов, которые реагируют не только на прикосновения, но и, например, на жар и холод. Существует, по меньшей мере, шесть различных типов температурных рецепторов, каждый из которых адаптирован к разным температурным диапазонам.

Если у нас шесть типов температурных рецепторов, значит ли это, что наша способность ощущать жар и холод — это шесть разных чувств, а не одно? Можно об этом поспорить, но какой в этом смысл.

Поговорим о человеческом зрении. В человеческом глазе присутствует четыре типа различных сенсорных рецепторов: три типа колбочек (восприятие длинных, средних и коротких волн) и палочек (условия слабого освещения). Благодаря им люди могут видеть. Человеческое зрение также даёт нам способность отличать свет от темноты. Зрение некоторых примитивных организмов только на это и способно.

Мы, люди, можем отличить свет от темноты, можем различать изображения, цвета (благодаря трём типам колбочек), а также обладаем стереоскопическим зрением. Так сколько же чувств дают нам глаза? Одно? Два? Три? Четыре? Общепринятое мнение гласит, что способность видеть — это одно чувство.

Смысл вышеизложенного в том, что сложно сразу сказать, сколько же чувств у человека. В какой-то момент это число может стать произвольным.

Итак, вот список из девяти человеческих чувств, которые выделяет автор статьи:

  1. Зрение;
  2. Слух;
  3. Обоняние;
  4. Вкус;
  5. Осязание;
  6. Эквибриоцепция (равновесие);
  7. Термоцепция (ощущение тепла или его отсуствия);
  8. Проприоцепция (осознание тела);
  9. Ноцицепция (восприятие боли).

Об открытии

Такое заявление сделал детский невролог по имени Карстен Беннеман. Специалист числится в штате Национального института неврологических расстройств и инсульта, что находится в США. Он наблюдал двух пациенток с похожими симптомами. Одной было 9, а другой 19 лет. Обе страдали от сколиоза, с трудом ходили, имели нечувствительную кожу. А конечности были странно согнуты.

Ученый провел некоторые тесты. Удалось выяснить, что девочки нормально ходят и дотрагиваются до носа лишь с открытыми глазами. При отсутствии визуального контроля ничего из перечисленного сделать не удавалось. Они даже не чувствовали прикосновений. Только боль и температуру.

Таким образом, Карстен выяснил – у них нет шестого чувства. Они не осознают свои конечности в пространстве. Это можно частично компенсировать зрением. Если быть точнее, у этих девочек не получилось бы инстинктивно переключать скорости во время езды на машине, набирать текст, не глядя на клавиатуру, играть на музыкальном инструменте. А всё из-за редкой и тяжелой мутации гена PIEZO2, который и связан с тактильными ощущениями.

Почему мы чувствуем руки и ноги

Если вы потянетесь, чтобы почесать голову, потянуть за ухо или дотронуться до носа, вы, вероятно, попадете в цель, даже не взглянув на нее. Это все благодаря проприоцепции, которая сообщает нам, где именно в пространстве находятся наши конечности и как управлять ими, не глядя на них. Именно это чувство позволяет нам ходить с поднятой головой, ударять по мячу, смотря на ворота, и управлять рулевым колесом, глядя на дорогу.

Но откуда появляется это ощущение? Все дело в крошечных рецепторах, называемыми проприорецепторами, которые находятся в наших суставах, мышцах и сухожилиях. Они определяют, сколько напряжения и нагрузки испытывают наши конечности, и постоянно отправляют эту информацию в наш мозг. Основываясь на этой статистике, наш мозг может различать, где находятся наши конечности по отношению к окружающей среде и остальному телу.

Проприоцепция — не единственное чувство, которое помогает нам передвигаться. Другой ключевой игрок здесь — это наше чувство баланса или равновесие. Оно позволяет нам стоять, ходить и двигаться, не опрокидываясь.

Наше чувство равновесия зависит от вестибулярной системы (внутреннего уха). Во внутреннем ухе потоки жидкости двигаются между тремя извилистыми каналами. Когда мы двигаем головой вверх и вниз или поворачиваем ее влево или вправо, эта жидкость течет в один из трех каналов, каждый из которых определяет направление. Эта жидкость помогает мозгу рассчитывать положение, ориентацию и движение вашей головы. Наряду с данными, поступающими от зрительной и проприоцептивной систем, мозг использует эту информацию для отправки сообщений нашим мышцам, сообщая им, как оставаться в вертикальном положении и равномерно распределять наш вес.

Иллюстрация, показывающая внутреннее ухо и вестибулярную систему, включая передний, боковой и задний протоки жидкости, которые помогают нам сохранять равновесие.

Основные функции чувств

У нас существуют разные чувства, и каждое из них обладает определенными функциями, с которыми всем нужно ознакомиться более детально.

  1. Сигнальная – как только организму что-нибудь нужно, есть потребность – тут же происходит сигнализация, стимулирующая деятельность человеческого организма.
  2. Мотивационная – данный тип чувств является мотиватором к действию, в поведении каждого человека.
  3. Оценочная – благодаря этим чувствам мы может понять, насколько значимо для нас или нет то, что происходит в окружающем мире.
  4. Экспрессивная – невербальные типы коммуникаций.
  5. Синтезирование основ образа – раздражители цельные и структурные, отражаются нашими чувствами.

Мы обладаем модальными, осознанными, глубинными, продолжительными чувствами и отличаем их по интенсивности, наследственному происхождению, условиям и формам развития, выполняемым функциям. Мы их различаем по способу воздействия на наш организм, процессам в психике, с которыми связаны чувства, предметному содержанию, согласно нашим потребностям и т.д.

  1. У каждого человека в обязательном порядке (если он нормальный) имеются в наличии два вида чувств – низших и высших. К низшим относятся те, что связаны с удовлетворением физиологических, физических потребностей.
  2. Высшие чувства это те, что сопровождают нашу эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сущность. Благодаря им, мы проявляем свой духовный мир и анализируем, осмысливаем смысл бытия, даем оценку окружающему миру и отдельным личностям.

Слова, выражающие чувства и эмоции: список

Выражение эмоций на лице С некоторыми эмоциями мы рождаемся. Эмоции хорошо проявляются на нашем лице. Маленький ребенок, не умеющий говорить, уже отлично показывает свои эмоции.

Выражение самых простых эмоций и чувств:

  • Апатия – полное равнодушие.
  • Безнадежность – потеря всяких надежд.
  • Беспокойство – проявление тревоги, волнения, дурных предчувствий.
  • Веселье – хочется смеяться.
  • Возмущение – недовольство всеми.
  • Высокомерие – презрительное отношение к другим людям.
  • Грусть – состояние, когда кажется, что кругом все в серых тонах.
  • Жалость – чувство сострадания к другим.
  • Зависть – испытание чувства горечи от того, что у других получается, а у тебя нет.
  • Злость – негодование, и желание сделать неприятное другому объекту.
  • Испуг – реакция на внезапную опасность.
  • Наслаждение – чувство, связанное с удовлетворением своих интересов.
  • Ненависть – сильная злость к другому объекту.
  • Одиночество – состояние, когда не с кем поговорить по душам.
  • Печаль – состояние тоски по прошедшему или настоящему.
  • Стыд – переживания по поводу недостойного поступка.
  • Счастье – состояние внутренней удовлетворенности чем-нибудь.
  • Тревога – состояние, вызванное внутренним напряжением.
  • Удивление – быстрая реакция на увиденное внезапное событие.
  • Ужас – сильный страх при столкновении с угрожающим объектом.
  • Ярость – проявление гнева в агрессивной форме.

Все семь чувств человека. У человека девять чувств, а не пять.

Пять — те, что всем нам известны, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание — были впервые перечислены еще Аристотелем, который, будучи выдающимся ученым, все же нередко попадал впросак. По общепринятому мнению, у человека есть еще четыре чувства. 1. термоцепция — чувство тепла (или его отсутствия) на нашей коже.

2. эквибриоцепция — чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе.

3. ноцицепция — восприятие боли кожей, суставами и органами тела. Странно, но сюда не относится мозг, в котором вообще нет чувствительных к боли рецепторов. Головные боли — независимо от того, что нам кажется, — исходят не изнутри мозга.

4. проприоцепция — или «Осознание Тела». Это понимание того, где находятся части нашего тела, даже мы не чувствуем и не видим их. Попробуйте закрыть глаза и покачать ногой в воздухе. Вы все равно будете знать, где находится ваша ступня по отношению к остальным частям тела.

Общение


Getty Images

Ну кому захочется общаться с человеком, от которого чувствуешь сплошное недовольство? Кажется, никому. Поэтому не позволяй плохому настроению влиять на твои отношения с любимым человеком, друзьями или родственниками. Если ты позитивна в своем взгляде на мир, ты обязательно привлечешь к себе таких же позитивных людей, события и обстоятельства. Оглянись по сторонам: все, что тебя окружает, это результат твоих собственных мыслей и эмоций! Как ты смотришь на мир — результат твоего мышления

Неважно, отдаешь ли ты себе в этом отчет или нет, доминирующие мысли обязательно скажутся на твоем окружении

Как настроить себя на положительные эмоции?

Психологи рассказывают о нескольких очень простых, но эффективных способов избавиться от негативной энергии и обрести заслуженный покой и удовлетворение:

  • Научись выражать эмоции вслух! Конечно, твоему бойфренду необязательно знать, как сильно тебе надоел его лучший друг, а твоему начальнику — как много он взвалил на твои плечи. Лучше расскажи это своей подруге, которая никогда тебя не выдаст, или проговори все самой себе, чтобы никто тебя не услышал.
  • Хорошая идея, которую советуют все психологи — это завести свой личный дневник, куда ты сможешь записывать все свои переживания и даже положительные эмоции! Пусть твой дневник не будет для тебя «черной книгой», полной негатива. Записывай туда и светлые моменты, за которые ты благодарна. Чувство благодарности повышает настроение, а сама ты настраиваешься на положительную волну.

Осязание

Осязание считается первым чувством, которое развивает человек. Оно состоит из нескольких различных ощущений, передаваемых мозгу через специализированные нейроны в коже. Давление, температура, легкое прикосновение, вибрация, боль и другие ощущения являются частью сенсорного ощущения и все они приписываются различным рецепторам на коже.

Пять чувств человека

Осязание — это не просто смысл, используемый для взаимодействия с миром; это также, по-видимому, очень важно для благополучия человека. Осязание также может влиять на то, как люди принимают решения

Текстура может быть связана с абстрактными понятиями, а касание чего-то может влиять на решения, принимаемые человеком, согласно шести исследованиям психологов из Гарвардского университета и Йельского университета, опубликованным в журнале журнала Science 24 июня 2010 года

Осязание также может влиять на то, как люди принимают решения. Текстура может быть связана с абстрактными понятиями, а касание чего-то может влиять на решения, принимаемые человеком, согласно шести исследованиям психологов из Гарвардского университета и Йельского университета, опубликованным в журнале журнала Science 24 июня 2010 года.

Эти тактильные ощущения не просто меняют общую ориентацию, а создают настроение. У них есть определенная связь с некоторыми абстрактными смыслам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector