5 методов обработки естественного языка, которые стремительно меняют мир вокруг нас

Содержание:

Карта — это не территория

В НЛП есть понятие Территории и Карты. Территория – это мир вокруг нас, то, что мы воспринимаем через органы чувств. Наш мозг реконструирует нечто, что мы называем «реальностью», на основе сигналов, которые к нам идут от органов чувств: глаз, ушей, носа, языка, кожи. Вот эта реконструкция Территории («реальности») в НЛП называется Картой. То есть мы живём в воображаемом мире. А то, что мы понимаем, что цвет синий или жёлтый – это только результат общественной договоренности. Например, сколько ножек у стула на фотографии? Скорее всего вы считаете, что четыре. Но двух мы полностью не видим – но знаем (научились), что у стульев обычно четыре ноги и наш мозг достраивает эту невидимую часть на основе предыдущего опыта.

Наше восприятие на 95% построено на основе уже имеющегося опыта

и только процентов на пять на основе сигналов, полученных от органов чувств. Собственно, мозг большей частью именно этим и занимается – создаёт различные описания «реальности», карты. Эти карты нам нужны чтобы более эффективно действовать в мире. Если вы при помощи определённой карты получаете нужный результат в данной ситуации – это хорошая карта. Если результат не очень хороший – карту можно считать чуть похуже. Но при этом карта не может быть правильной или неправильной – это ведь всего лишь описание, карты бывают только более или менее полезными.

Карта правильна настолько, насколько она полезна.

Например, схема метро города Москвы весьма полезна при передвижении на подземке, но для автомобилиста она не слишком удобна. К тому же полезность связана с конкретной ситуацией. Например, та же максимально подробная карта Москвы будет совершенно бесполезна в Лондоне. Или в Сан-Пауло. Или Токио. Мы все знаем, что Земля круглая. Почти. Но в жизни мы таким описанием почти не пользуемся – в большинстве случаев удобнее думать, что Земля плоская. Ну, холмистая. Если только вы не занимаетесь радиолокацией, полётами в космос или ходите по морю – вот там во многих случаях удобнее думать, что Земля круглая. Это не значит, что модель «плоской» Земли становится неправильной при полёте в космос – просто там идея «круглой» Земли полезнее. И самое главное:

Карта – это не территория.

Наше представление о мире никогда самими миром стать не сможет. Вы можете представить себе яблоко (или апельсин, или котлету, короче, что вам нравится)? Увидеть его в своей руке, почувствовать его запах, ощутить вес, вкус… Потренировавшись, можно создать очень чёткую галлюцинацию яблока, но реального яблока в вашей руке от этого не появится. Наша представление о мире никогда самим миром не станет.  Точно так же, если при помощи какой-то карты мы получили результат, если мы возьмём другую, более «точную» карту – результат никуда не денется. Например, куча ранее синтезированных химиками веществ не распалась после появления таблицы Менделеева. А Америка никуда не делась после того, как выяснилось, что это совсем не Индия.

Наука как раз и пытается создавать всё более и более точные карты окружающего мира. А не «открывать истину», как думают некоторые.

И ещё.

У каждого человека своя карта мира.

Действительно — у каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. Этот взгляд на мир уникален. И, как уже было сказано, личные карты тоже не могут быть правильными или неправильными – только более или менее успешными. В смысле, лучше или хуже помогающими достигать нужного результата. Очень многие приёмы изменения в НЛП связаны с «расширением» карты — поиском более широкого взгляда на ситуацию. Ну действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в неё попало. Ну и последнее, что я хотел бы сказать по поводу моделей и карт –

то, что предлагает НЛП – тоже только карта, набор моделей.

И эти модели могут быть вам полезны и помочь достичь нужных результатов (а могут и не помочь). Но понять, насколько и где данная модель (карта) вам полезна можно только на опыте – так что пробуйте. НЛП – это очень практическая вещь.

Навыки Практика НЛП

11. Определения, доступа и управления ресурсом

Может определить подходящий ресурс (состояние, убеждение, поведение, способность) для контекста, получить к нему доступ и использовать его.

12. Ассоциация и диссоциация

Обладает навыком ассоциации и диссоциации и способен применить его в любом контексте. («3-х позиционное описание»,).

13. Позиционные переходы

Способен определить (распознать) позицию, ассоциироваться в неё, удерживать состояние и уметь выходить из этой позиции: ВАК, Позиции восприятия, Ролям, времени, Логические Уровни, множественной диссоциации, метапозиция.

14. Вербальный рефрейминг

Способен менять оценку ситуации, меняя смысл высказывания (рефрейминг смысла) или создавая новые рамки (меняя контекст).

19. Сбор информации, выбор способа действия, проверка эффективности своей работы

Это касается как контекста изменения, так и например, коммуникации: человек может собрать нужную информацию, выбрать подходящий способ достижения результата и проверить, получил ли он желаемого (понятно, что должен проверить экологию).

23. Создание и поддержание мотивации

Способен мотивировать как себя, так и других, и поддерживать это состояние нужное время. Например, при выполнении техники или мытье посуды, сможет себя замотивировать не только начать это делать, но и доделать до конца.

24. Навык создания и использования метафор

Понимает, что большинство техник и моделей в НЛП – это метафоры, может метафоры создавать и использовать самостоятельно.

28. Взаимодействие с бессознательным

Умение налаживать контакт, общаться и договариваться с собственным бессознательным: Сознательно-бессознательный интерфейс; доступ и реализация бессознательных ресурсов

30. Создание и поддержание конструктивных отношений

Способен определить рамки конструктивных отношений (по отношению к другим людям) и действовать в соответствии с ними.

ICDS-GROUP

Станьте сертифицированным специалистом НЛП. Получите доступ к ресурсам успешных людей. Измените жизнь к лучшему.

Вы поймете, как организовать свое поведение, речь, эмоции и мышление, которые влияют на ваши результаты. Сможете достигнуть больших успехов и глубоких личных изменений. Поймете лучше других людей.

Будете правильно использовать техники НЛП. Сможете различать, когда их неэкологично используют против вас. Будете менять свое поведение, чтобы влиять на чужое поведение. Найдете необходимые ресурсы для достижения ваших целей.

Чему вы научитесь на Онлайн НЛП Курсе?

Сертифицированный НЛП Практик Обладает Навыками (Проверяется на Сертификации):

  • разделяет и демонстрирует Базовые Пресуппозиции
  • знает и может пользоваться моделями (форматами): TOTE 3-х позиционное описание, SCORE Нейро-логические уровни
  • обладает навыками и способен переносить их из контекста в контекст, способен сопоставлять внешние признаки и состояния, как вербальные, так и невербальные, подстройка и ведение на разных уровнях, логическим уровням, предикатам времени, позициям восприятия
  • установление и поддержание раппорта. ВАК представление информации. Способен в разговоре использовать все репсистемы. Также внутри себя может пользоваться всеми репсистемами
  • калибровка и использование Ключей Глазного Доступа

Ресурсы

Из пункта А в пункт Б вышел поезд… Для того, чтобы он проехал поезду нужна энергия – электричество. Или дизельное топливо, если тепловоз. Или уголь, если паровоз. Точно так же и нам, чтобы попасть из пункта А (актуальное состояние) в пункт Б (желаемое состояние) требуется энергия, горючее. Называется это горючее «ресурсы».

Ресурсы: все что нам может помочь в достижении цели.

Это могут быть наши способности, умения, информация, ценности, убеждения, состояния, качества и т.д. Например, ресурсом может быть:

  • состояния (спокойствие, уверенность в себе);
  • качества (настойчивость, усидчивость);
  • убеждения («Я имею право на ошибку»);
  • способности (умение выбирать друзей, способность убеждать собеседника);
  • знания/информация (динамика изменения цены нефти марки «Urals» на Лондонской товарно-сырьевой бирже).
Ресурсы могут быть внутренними и внешними.

Внутренние ресурсы – это наши состояния, умения, убеждения, знания и т.д. Внешние ресурсы – это другие люди, деньги, информация и т.д. При определённых условиях внешние ресурсы могут стать внутренними: информация может стать знанием, мы можем использовать чужие убеждения или научиться чужим умениям.

Внешние ресурсы мы можем контролировать только через собственное поведение.

Единственное, что человек может контролировать – это он сам, об этом мы уже говорили. Всем остальным он может управлять только при помощи своего поведения. То есть, если нам нужна помощь других людей, мы можем получить её воздействуя на них самим собой. Слова говоря всякие, улыбаясь и жестикулируя. Если им наша жестикуляция понравится – помогут. Не понравится – значит надо жестикулировать как-то по-другому. Или слова другие подобрать. Именно поэтому в НЛП работают, в первую очередь, с внутренними ресурсами. Так же напоминаю базовые пресуппозиции НЛП о ресурсах.

У нас есть все нужные ресурсы.

Удобно думать, что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или наконец написать этот доклад, — либо мы их можем легко найти. По крайней мере думая так вы скорее добьетесь результата, чем медитируя на тему «почему я такой несчастный» и «у меня всё равно ничего не получится, я не создан для счастья (успеха, замужества, достатка и обладания автомобилем BMW X5)». При этом ресурс часто есть, но не в том месте, где он нужен прямо сейчас. Многие очень уверены и спокойны лёжа дома на диване, но вся уверенность куда-то пропадает при общении с начальником. У нас внутри замечательная кладовая, в которой всё, что нужно, есть. Главный вопрос в том, как в этой здоровенной кладовой найти то, что нужно прямо сейчас и как из это перетащить в то место, где это нужно прямо сейчас. Но об этом чуть дальше.

Мир полон ресурсов.

Мир вокруг нас изобилен и полон ресурсами. И каждый сможет найти в нём то, что ему нужно. Если вам нужна любовь — вы сможете найти любовь. Если нужен успех — найдёте успех. Если нужны неудачи — найдёте неудачи. Если нужна ненависть — вы найдёте и ненависть. Но лучше поискать любовь, успех и счастье. Ещё одна полезная мысль:

то что является ресурсом в одном месте, в другом может сильно мешать.

Злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), но мешать при общении с близкими людьми. Бодрость полезна утром, но мешает, когда вы ложитесь спать.

Как говорил одни химик: «Грязь — это нужное вещество в ненужном месте».

Упражнение «Что может быть ресурсом»

Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой запишите всё, что может быть внутренним ресурсом, а в правой – всё что может быть внешним ресурсом. Желательно, чтобы в каждом столбике было не менее семи пунктов.

Внешние ресурсы

  • информация;
  • деньги;
  • отношения;

Упражнение «Подходящий контекст».

Возьмите какой-то конкретный ресурс — состояние спокойствия, внимательность, умение общаться — и определите, в каких контекстах это может быть ресурсом, а в каких – наоборот. Например:состояние спокойствия ресурс: при беседе с налоговым инспектором; не ресурс: в роли болельщика на футбольном матче.

Упражнение «Поиск ресурса»

Выберите то, что вы хотите изменить (актуальное состояние) и напишите список конкретных ресурсов, которые могут пригодиться для изменения (достижения желаемого состояния).

Если нужны внешние ресурсы – тогда напишите внутренние ресурсы, при помощи которых вы можете получить эти внешние ресурсы.
  • уверенность;
  • усидчивость;
  • одобрение окружающих — умение общаться;
  • убеждение, что «я могу справиться со сложной ситуацией»;
  • права на вождение машины — настойчивость;
  • юмор;

Повторите это ещё для трёх актуальных состояний.

НЛП упражнение №2 «Неумелый фотограф засветил плёнку»

Точно также, как в случае с «мелочью», тренеры НЛП прислушались к расхожим выражениям типа: «пробелы в памяти», «белое пятно».

И сделали из этого отлично работающую НЛП технику. (Вовсю по этому принципу работает, кстати — Симорон. А сам НЛП принцип Вам понятен? Берём расхожее выражение (пословицу, поговорку, фразеологизм) и буквально выполняем то, что там сказано, каким бы идиотическим это не казалось занятием. Например, если некая дамочка злоупотребляет выражением «Я тут бьюсь как рыбица об лёд, чтобы он хоть что-то сдал, а он не сдаёт», то даму наряжают «рыбицей», и предлагают ей побиться об лёд — три раза в день по пять минут. Хорошо если симоронщики разрешат биться об лёд «искусственный», а то ж ещё заставят и на улицу идти! По такому же принципу людям предлагают «собрать в кучу мозги», если они только так и умеют решать какую-то задачу, … и так далее)..

Итак, выражение «пробелы», «белое пятно» натолкнуло НЛП вот на какую технику.

Если у Вас есть воспоминания, которые сами отпечатались чёткой картинкой и эти воспоминания несут в себе огромную разрушительную силу — делайте этот образ всё светлее и светлее, пока окончательно не «засветите» его.

Когда Вы хотите что-либо забыть, делайте картинку светлой до тех пор, пока не перестанете видеть, что на ней изображено.

НЛП Помогает.

Есть НЛП техника — обратная этой.

Если Вы забыли часть событий, а вам необходимо восстановить в памяти упущенные звенья, «как всё было» то, наоборот, сгущайте краски. Делайте картинку более тёмной!

Тогда из подсознания вдруг придут забытые её фрагменты. Так мы получаем благодаря НЛП доступ к содержанию картинки, на которой какая-то её часть была Вами упущена.

Для этого упражнения мы также предлагаем в помощь НЛП расклад с нашими психологическими картами

Возьмите этот яркий аляповатый образ и начните-ка его «стирать». Выстирайте, застирайте его до бесцветности. Осветляйте образ, пока не «засветите» его как неумелый фотограф испорченную плёнку, а хозяйка майку с рисунком, который перестал быть виден.

Когда вы хотите что-либо забыть, убрать из своей жизни, «светлите» картинку до тех пор, пока не перестанете видеть? что же там на ней было изображено.

В этом НЛП раскладе мы будем работать с колодой «1000 Жизней», которой будет ассистировать колода «1000 Идей».

Чаще всего нас травмируют всё-таки люди (яркие, агрессивные, устроившие с нами конфликт, докучающие нам), поэтому колода «1000 Жизней» здесь как нельзя кстати.

В этом раскладе у нас всего 2 НЛП Позиции. 

НЛППОЗИЦИЯ ПЕРВАЯ

Кто этот человек? Осознанно (по запросу) 1 карта «1000 Жизней». (Например, учительница в школе моего ребёнка).

Если у вас нет такого очевидного запроса (острого конфликта), вытащите спонтанную карту «1000 Жизней», чтобы увидеть более тонкие и глубинные конфликты, которые вы, возможно, вытеснили, не признаёте, даже не осознаёте, но это не значит, что их у вас нет…

НЛП ПОЗИЦИЯ ВТОРАЯ

Мои усилия по стирке этой вещи до её полной непригодности и бесцветности. В общем, стираем не так, как написано на ярлычке, а прямо наоборот. Ведь наша НЛП цель не сохранить эту одёжку пижонски-новенькой, а застирать её до тряпочки, кою затем и выбросить.

Спонтанно, 1 карта «1000 Идей». Так что же сделает этого человека бесцветным, невидимым, не режущим лично вам глаз?..

Пример НЛП

1. Клиентку раздражает тип человека «Рекордсмен». То есть, (по её объяснению) конкретно те люди, которые не ленятся вставать рано, ложиться поздно, не спать ночами, одолевать сверх-нагрузки, коня на скаку останавливать, успевать всё и так далее. На фоне таких «феноменов выносливости» клиентка чувствует себя лентяем и испытывает комплекс вины и неполноценности.

2.  Ну а на каком же фоне «Рекордсмен» может поблекнуть и стушеваться? На фоне контекста карты «Опережайте время». Вот её смысл: «Дизайн из миров научной фантастики. Займитесь техническими новинками, архитектурой и дизайном будущего». Клиентка получила здесь ресурс и подсказку, а именно: она вспомнила, что прогресс-то двигают как раз лентяи, которые не кичатся тем, что могут носить воду из колодца, а придумывают водопровод в доме, не кичатся тем, что полощут бельё в ледяной проруби, а придумывают горячее водоснабжение, не кичатся тем, что «пашут как лошади», а придумывают гаджеты и новинки, облегчающие труд человека, особенно неблагодарный домашний труд женщины. С такой точки зрения НЛП хвастовство любых рекордсменов (я коров доила, детей растила, банки закручивала и диссертацию писала) становится сомнительным, и весь этот образ, и сила его архаичных аргументов блекнут.

И, наконец, последнее на сегодня упражнение НЛП.

Критика

Различными людьми поднимаются вопросы о неэффективности практик НЛП, неэтичности использования НЛП, НЛП как психокульте, псевдонауке, преувеличенных и ложных заявлениях сторонников НЛП. Критика разделяется на два потока: с одной стороны, утверждается, что НЛП неэффективно и является мошенничеством, с другой же вопрос стоит относительно этичности его применения.

По мнению М.Сингер, изучению корректности моделей, используемых НЛП, посвящено недостаточное количество научных исследований. Она выступает за недопустимость употребления слова «наука» по отношению к НЛП. Как указывает М. Корбаллис, название «нейролингвистическое программирование» было выбрано, чтобы умышленно создать впечатление научной респектабельности, тогда как «НЛП имеет мало общего с нейрологией, лингвистикой или даже респектабельной поддисциплиной нейролингвистикой».

Научная критика

Основная статья: НЛП и наука

Со времени создания НЛП было проведено множество эмпирических исследований, экспериментально проверявших в лабораторных условиях эффективность методик НЛП и обоснованность его концепций. Бо́льшая часть научных экспериментов показала неэффективность методик НЛП, и отсутствие у них научного обоснования, хотя результаты ряда исследований всё же были положительными. Обзор исследований, проведённый Шарпли в 1984 и обзор, написанный в 1987, в ответ на критику Эйншпроха и Формана, показывают что эмпирические данные не подтверждают базовых положений НЛП, однако ряд методов НЛП дают результат.

Некоторые исследователи указывают на недостаточную проверку теорий НЛП в лабораторных условиях. НЛП также критикуют за то, что оно не является наукой и не имеет чётких теоретических обоснований.

Одно исследование (Krugman, ) показывает, что НЛП не более эффективно в уменьшении тревоги, чем простое ожидание в течение часа.

Богословская критика

В России многие общественные деятели и представители Православной церкви считают, что использование НЛП неприемлемо в рамках православия, поскольку для НЛП отношения между людьми становятся средством к личному успеху вместо средства к тео́зису через жертвенную любовь к ближнему.

Вопрос этичности

Поскольку курсы НЛП доступны многим людям, некоторые авторы выражают озабоченность возможностью неэтического использования НЛП. Например, в книге «Технологии изменения сознания в деструктивных культах», изданной под авторством Тимоти Лири (который с энтузиазмом относился к НЛП и с которым в конце 1980-х сотрудничал Роберт Дилтс, когда вводил концепцию реимпринтинга Т. Лири в НЛП), М. Стюарт и других авторов, отмечается: «Большое количество людей познакомилось с техниками погружения в гипнотический транс, не имея ни малейшего представления об этической стороне работы с подсознанием».

Известный американский антикультист Рик Росс утверждает, что приёмы нейролингвистического программирования используются в некоторых новых религиозных движениях для обращения людей и их последующего контроля. Помимо этого, нейролингвистическое программирование рассматривается некоторыми исследователями в контексте психокультов и альтернативных религий в связи с тем, что корни НЛП можно найти в движении за человеческий потенциал. В книге Стивена Ханта «Alternative Religions: A Sociological Introduction» обсуждается наличие религиозного аспекта в движении НЛП:

Легендарные тренеры России по НЛП Михаил Пелехатый и Юрий Чекчурин

ПРОЕКТ ОБЪЕДИНЯЕТ 10 КУРСОВ:

НЛП-практик. Это набор знаний и приемов, универсальный ключ к пониманию того, как работает ум, формируются мысли и поведенческие реакции. С помощью этого ключа вы сможете прогнозировать действия других людей, неизменно поворачивая исход дела в свою пользу.
НЛП-мастер. Курс знакомит учащихся с самим сердцем НЛП — с моделированием навыков человеческого мастерства. Моделирование в НЛП даёт возможность самостоятельно выявлять стратегии успешных людей и встраивать их в свое поведение.
НЛП-тренер. Это высшая ступень изучения НЛП. Вы узнаете как управлять аудиторией, управлять своими состояниями на сцене, харизмой, актёрским мастерством. Составление тренинговых программ и проведение самих тренингов при помощи инструментария НЛП. Тренер НЛП, не только знает НЛП, но и хорошо управляет собой.
Боевое НЛП. Результат моделирования коммуникативных паттернов, ведущих к депрессиям, расстройствам, отказам от целей и удовлетворения ценностей, созданию страхов и фобий, потере мотивации, разрушению отношений и приобретению психологических расстройств.
Фокусы языка + Анти фокусы языка. Этот видеокурс предназначен для всех, кто работает с коммуникацией и (или) ставит своей целью стать мастером общения, убеждения и влияния на своё сознание и сознание других людей. Также в курсе раскрыто, что делать, если против вас применяют фокусы языка.
Мышление миллионера. Как изменить свои неуспешные стратегии заработка и сделать первые шаги на пути к финансовой свободе? Чем отличаются стратегии богатых и бедных, какие инструменты приводят к финансовой свободе? Как увеличить свой доход в разы за год, и многое другое в этом курсе.
Манипуляция за пределами НЛП. Уникальный тренинг Михаила Пелехатого и Юрия Чекчурина

Новейшие разработки по манипуляциям: информацией, вниманием, соглашений, манипуляции принятий решений, цифрами и числами. Мы действительно глубоко забрались в основы человеческой психологии.
Эмоциональные карты

Простые способы управления эмоциями. Игра для отработки навыка калибровки эмоций и изменения эмоционального состояния. 48 карточек с эмоциями и эмоциональными переходами. Вы научитесь калибровать чужие эмоции, отслеживать свое состояние и управлять эмоциями вашего собеседника.
Шаманский практик. Этот курс является уникальным и единственным не только в российском пространстве тренингов. Он сочетает в себе методологию нлп и опыт более 30 тысяч часов тренинга НЛП. Курс НЛП-SHE Практик является развитием и идейным продолжением курсов Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера.
Архетипы и тени. По мнению Юнга, коллективное бессознательное содержит ограниченный набор сложно организованных символических структур – «архетипов». Осознавание и умение управлять архетипическими энергиями предоставляет вам мощнейшие инструменты в вашей целенаправленной коммуникации.

ОБУЧАЙТЕСЬ ОНЛАЙН И ВЫПОЛНЯЙТЕ ПРАКТИЧЕСКИЙ ЗАДАНИЯ.

Сотрудничество Ричарда Бендлера с Джоном Гриндером

Джон Гриндер, будучи на десять лет старше Бендлера, стал супервизором в его группе семинаров гештальт-терапии.

Гриндер родился 10 января 1939 года в штате Мичиган. В молодости он работал тайным агентом ЦРУ в Германии, Италии и Югославии. В начале семидесятых его имя стало известным среди любителей генеративно-трансформационной грамматики, восходящей к Ноэму Хомскому. Он также работал младшим ассистентом профессора лингвистики под руководством Грегори Бейтсона в Кресж Колледж.

В это время Гриндер был уже очень сильно вовлечён в развитие передовых методов обучения. В момент знакомства с Бендлером он был абсолютным новичком в области терапии и консультирования. Несмотря на это, он быстро распознал необыкновенные терапевтические способности Бендлера. Деятельность последнего пробудила интерес также среди студентов, интересующихся этим вопросом. Благодаря устной пропаганде быстро возникали последующие группы геш-тальта. Их встречи проходили частным образом по уикендам или вечером. Вначале Бендлер сам вел группы. Потом в это включился Гриндер. Бендлер лично ввел его в терапевтический процесс. То что тогда происходило, было представлено Джозефом О’Коннором и Джоном Сеймуром так:

«Ричард начал вести группы гештальт-терапии и брал с участников по пять долларов за вечер. Он вошел в контакт с Джоном Гриндером и так сильно заинтересовал его теорией гештальта, что тот также начал участвовать во встречах групп. Джон был восхищен. Ричард знал, что ведя группы, он получает успех, но хотел точно понять, как это у него получается и какие паттерны наиболее эффективны. Есть огромная разница между тем, что просто иметь способности и их использовать, и осознавать их, поскольку оба эти фактора помогают добиться необходимых результатов. Джон и Ричард составили договор: Ричард должен был познакомить Джона с тем, как вести гештальт-терапию, а Джон должен был помочь осознать Ричарду, что он конкретно делает в это время. С этой целью Джон начал регулярно участвовать в работе группы по понедельникам и моделировать Ричарда. Ричард давал ему понять, какие из паттернов, по его мнению, самые важные, акцентируя их взглядом или интонацией. Джон учился быстро. Ему потребовалось два месяца для того чтобы изучить паттерны и быть готовым к ведению группы также как и Ричард. Он встречался с ней во вторник по вечерам и называл ее группой «повторного чуда». Поскольку участники переживали во вторник с Джоном те же самые чудеса, которые ранее испытали члены группы Ричарда в понедельник».

Джон Гриндер и Ричард Бендлер. 1980-е

Моделирование — процесс, в котором главное — научиться специфические способности одного человека передавать другому, так чтобы последний мог их практически использовать. Это процесс в котором вначале выбирают подходящие паттерны , а далее, во время представления интересующих типов поведения, анализируют их систематически и внимательно, задавая вопросы. В конечной фазе, при помощи демонстрации моделей, определяются основные правила и паттерны поведения, которые перенимаются, а их воздействие тестируется. Поэтому в принципе во время моделирования делается попытка воссоздать вышеназванный процесс, раскладывая его на существенные компоненты, чтобы дать возможность обучиться ему третьим лица.

Вначале моделирование применялось в Соединенных Штатах во время тренингов в области торговли под названием Мастер Моделирования (Master-Modelling). Бендлер и Гриндер впервые применили его в рамках терапевтической коммуникации. Это стало возможным, поскольку в момент встречи с Ричардом Бендлером, Джон Гриндер уже проводил эксперименты с моделированием в области изучения языков.

Гриндер внес, таким образом, в сотрудничество с Бендлером лингвистические знания и свой опыт создания моделей. Бендлер в то же время имел опыт, касающийся современных терапевтических школ, таких как гештальт-терапия, семейная терапия, рольфинг и рейки. Кроме того, он проявлял необыкновенный талант к точному копированию поведения других людей.

Ориентированные на эксперимент, и лишь в начальной фазе направленные на гештальт-терапию, группы Бендлера и Гриндера вскоре стали постоянным элементом групповой активности в Санта Круз. Их оригинальная активность была описана Терренсом МакКлен-доном в достойной прочтения книге The WildDays. NLP 1972 — 1981 (Безумные Дни. НЛП 1972 — 1981). Высокой котировкой эта группа благодарна личности Ричарда Бендлера, который уже тогда, характерным для своего молодого возраста способом, необычайно энергично стремился к реализации своих проектов. Он часто применял оборот, отражающий его позицию: «GO FORIT … NOW!!! («СДЕЛАЙ ЭТО … СЕЙЧАС!!!).

Речевые стратегии

Журналисты применяли речевые стратегии задолго до того, как НЛП выделилось в отдельное направление. Тем не менее они хороши при живом общении и работают совместно с подстройкой.

Трюизмы

Трюизмы – банальности, не вызывающие желания спорить. Они перекочевали в НЛП из философии, их эффективность не доказана. Человек с критическим мышлением легко оспорит любой трюизм. Уверена, вы сделаете это почти с каждым утверждением ниже:

  • хорошее не может стоить дешево;
  • есть вещи, которые нельзя купить;
  • каждый имеет право на ошибку;
  • не все йогурты одинаково полезны;
  • о вкусах не спорят.

В продажах на трюизмах строят скрипты по отработке возражений. На фразу «Это слишком дорогие ботинки» можно ответить «Скупой платит дважды» и посеять сомнение внутри клиента. Редко трюизмы применяют для выявления потребностей в живом разговоре: банальности стандартизирует клиента в его глазах, отбивают желание продолжать беседу. А вот в рекламных плакатах трюизм работает неплохо: он позволяет человеку чувствовать себя частью общества и дает положительные эмоции. Корректных экспериментов на эту тему не проводили и удачный опыт имеет локальные субъективные успехи.

С первого взгляда спорить не с чем. Но если подумать: что даст сила? Для кого она бесценна? Зачем ее чувствовать?

Забалтывание

В стратегию входит несколько техник по созданию плавности и выразительности речи, иллюзорной связи между предложениями. Например, использование союзов «и» и «но». Сравните предложения:

  • Ваши волосы красивые, но короткие.
  • Ваши волосы красивые и короткие.

Первое предложение носит негативный оттенок, второе уравновешивает утверждения и является позитивным. Подмена союзов меняет настроение собеседника и действует на него положительно. Никаких подтверждающих фактов этому, разумеется, нет. Но звучит и впрямь лучше.

Вторая техника – использование союза «и» для связки речи. Когда я начинала изучать английский, то записывала себя на диктофон. Прослушивала и ужасалась паузам, нелогичности изложения. Чтобы облагородить представление о себе, я использовала связку and («и») между предложениями. Так набор разнородных фраз превратился в годный для прослушивания монолог.

В русском языке так же. Введите союз «и» и речь заиграет новыми красками: «И так прекрасна ночь. И звезды в небе горят. И время бесконечно течет».

Следующая техника хороша для письменного текста. Ее смысл в указании причинно-следственной связи между утверждениями:

  • чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей;
  • чем больше вы хотите развиваться, тем больше думаете о покупке нового курса;
  • после того как купите лапшу, сможете купить роллы со скидкой;
  • я не полечу на Марс, потому что у меня нет столько денег.

Основное правило забалтывания пришло с эриксоновского гипноза – говорить много, перескакивать с вопроса на вопрос, активно посыпать речь предлогами и союзами. Закончить спич просьбой. По легенде НЛПеров человек просто не сможет вам отказать. Мне сложно оценить эффективность этого метода, так как я всегда внимательно слушаю людей и замечаю откровенный бред.

Простите за качество видео, но не поделиться им просто грех. НЛП как оно есть)

Пресуппозиции

Пресуппозиции — речевые уловки, в которых о внушаемом факте говорят как о само собой разумеющемся. Видов пресуппозиций много, поэтому для удобства я привела схему.

Все о пресуппозиции в одной схеме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector