Антируководство по эксплуатации человека человеком: речевые стратегии нлп для манипуляции сознанием
Содержание:
- Этапы обучения техникам НЛП
- Работа с логическими уровнями
- Модерация личной истории
- Как построен курс
- Круг обучения
- Ричард Бендлер как-то сказал, что есть два способа себя ограничивать: «знать и не хотеть» и «не знать и не хотеть». Например, вы можете прекрасно знать о существовании НЛП, но не испытывать никакого желания ему научиться. Оно просто находится все фокуса вашего интереса. Это – «знать и не хотеть». А вот когда вы просто не знаете о том, что есть такая замечательная штука, как НЛП и, соответственно, не хотите ему научиться – это «не знать и не хотеть».
- Главный минус здесь в том, что пока ваше сознание сосредоточено на выполнении этого процесс, больше ничего в него не помещается. То есть если вы сознательно заняты калибровкой во время разговора, на понимание смысла сил уже не хватает.
- Как я уже писал – если ваше сознание серьёзно занято чем-то одним, другое уже туда не помещается.
- Но не всегда наше обучение идёт по «полному» кругу обучения – иногда мы учимся даже без «сознательной» цели научиться. Когда вы идёте по привычному маршруту — на работу, в институт или в ближайший магазин за хлебом — скорее всего вы это делаете автоматически. Не думаю, что вы специально сознательно тренировались. Или дети, которые повторяют интонации или жесты за родителями, не учились этому осознанно. Бессознательное умеет учиться и без помощи сознания.
- Да, вторая основная проблема: «не могу научиться нужному».
- Как все работает?
- Оперантное обучение
- Идея оперантного научения принадлежит бихевиористу Берресу Фредерику Скиннеру, поэтому часто этот метод обучения называют методом Скиннера.
- Как вы уже поняли, танцевать цыплёнка научили исключительно за счёт позитивного подкрепления.
- Я часто говорю, что все психологические проблемы можно свести всего к двум типам: «научился чему не надо и не знаю как отучиться» и «не могу научиться нужному».
- Описанный выше пример того, как дети учатся языку — пример оперантного обучения.
- Оперантное обучение не задаёт жёсткого паттерна поведения — у вас появляется склонность делать более эффективные вещи. Но остаётся некий разброс, который даёт гибкость. Это отличается от якорей, которые чётко вызывают заданную реакцию.
- Примеры нейролингвистического программирования
- Основные принципы и правила
- Генератор новой поведенческой реакции
- Техники и методы воздействия
- Основы НЛП. Успех в профессиональной, общественной и личной жизни – Стив Бавистер, Аманда Викерс
- Приемы НЛП для начинающих
- Структура магии. Главная книга по НЛП в мире – Ричард Бендлер, Джон Гриндер
Этапы обучения техникам НЛП
Принцип обучения предполагает, что без основательной теоретической базы знаний человек не сможет получить необходимую информацию и использовать приёмы и методы на практике.
Каждый волен выбирать для себя удобный метод обучения: самоучители для начинающих (библиотеки и книжные магазины, по желанию клиента предложат много учебной литературы) или же тренинг-центры.
Современная методика изучения теории НЛП, которую предлагают эти организации, состоит из трёх этапов:
- «Практик» — человек, самостоятельно или вместе с группой на тренингах изучающий базовые навыки нейролингвистического программирования, со временем их совершенствует и применяет на практике.
- «Мастер» — более детальное и обширное изучение как основных, так и дополнительных техник НЛП.
- «Тренер» — этот этап наступает после завершения обучения, и человек самостоятельно работает с аудиторией уже в качестве преподавателя.
Прежде чем останавливать выбор на конкретном тренинге, нужно пройти небольшое тестирование. Оно покажет, какие теоретические знания есть у человека, можно ли начать курс обучения.
Работа с логическими уровнями
Согласно результатам исследований одного из первых разработчиков НЛП Роберта Дилтса, существует несколько уровней восприятия человеком реальности и того, как он её проживает. Все они параллельны друг другу и тесно взаимосвязаны. Для человека является очень полезным осознать происходящее на всех этих уровнях, т.к. это влияет на любые аспекты жизни: принятие решений, формирование отношений, ощущения и самочувствие и даже происходящие события
Важно также знать, что логические уровни подчинены определённой структуре. Во-первых, Высшие уровни не могут существовать без Низших, т.к
реализуется посредством них, а во-вторых, Низшие уровни зависят от Высших и подчиняются им.
Обычно человек формирует свои цели и осознаёт проблемы на Низших уровнях и поэтому работать с ними можно и начинать на этих уровнях
Но, беря во внимание вышеупомянутые закономерности, следует прорабатывать цели и проблемы именно на Высших уровнях, т.к. лучший способ найти решение любой проблемы – найти её истоки и работать с ними напрямую
Работа с логическими уровнями является предельно эффективной техникой для взаимодействия со свои целями и индуцирования жизненных перемен. Абсолютно всё, чего желает человек, должно находиться в согласованности с его Высшими уровнями, т.е. соответствовать убеждениям, ценностями и мировоззрению. Проработка проблем на Высших уровнях способствует выявлению необходимых ресурсов и увеличению их энергетического потенциала.
5
Модерация личной истории
Эта техника эффективна в случаях, когда проблема возникает в связи с событиями прошлого. Модерация личной истории позволяет быстро устранить негативные установки, избавиться от предрассудков, изменить стереотипный тип мышления.
Определите ситуацию и свое состояние. На эти 2 элемента установите якорь. Он нужен, чтобы привести подсознание к началу – истокам проблемы, понять, когда ощущение возникло впервые. После того, как ситуации определены, отпустите якорь и сделайте возврат к первой ситуации. Вам нужно осознать, какие ресурсы были затребованы для решения ситуации. Найдите ресурс и установите якорь на него. Затем снова вернитесь в первую ситуацию и примените ресурс. В качестве якорей используйте звучные фразы.
Как построен курс
Курс построен довольно гибко и состоит из:»Мастерство Коммуникации» (МК): навыки эффективного общения. Два блока: МК-1 и МК-2, по 6 занятий каждый.»Успешное Мышление» (УМ): навыки изменения. Два блока: УМ-1 и УМ-2, по 6 занятий каждый.»Повседневный Гипноз»: практическое использование гипноза в повседневной жизни. Один тренинг 6 занятий. Все эти навыки и умения интегрируются в единое целое и отрабатываются в самых различных жизненных аспектах на заключительном двухдневном «Интеграционном Семинаре» После того, как вы пройдёте группы МК-1, МК-2, УМ-1, УМ-2, Повседневный Гипноз 1, а также Интеграциионный Семинар, вы можете сертифицироваться на Практика НЛП:
Общая продолжительность курса 130 часов.
Круг обучения
Есть в НЛП довольно интересная модель, которая описывает процесс обучения. Называется она «Круг обучения».
По этой модели начинается всё с этапа, называемого «Бессознательная Некомпетентность». Вы даже не знаете, что хотите научиться чему-то: говорить по-английски, кататься на велосипеде, плавать или делать рефрейминг. Не то, чтобы вы не знали о велосипедах или англичанах, но до пока они у вас интереса не вызывают.
Ричард Бендлер как-то сказал, что есть два способа себя ограничивать: «знать и не хотеть» и «не знать и не хотеть». Например, вы можете прекрасно знать о существовании НЛП, но не испытывать никакого желания ему научиться. Оно просто находится все фокуса вашего интереса. Это – «знать и не хотеть». А вот когда вы просто не знаете о том, что есть такая замечательная штука, как НЛП и, соответственно, не хотите ему научиться – это «не знать и не хотеть».
«Сознательная Некомпетентность» — вы понимаете, что вы хотите научиться кататься на велосипеде, говорить по-английски и правильно делать реверанс. Может вы наконец узнали о их существовании, или увидели в сериале, как кто-то лихо делает реверанс, или вас позвали кататься на велосипеде, и тут вы поняли, чего лишены в жизни. Короче, вы захотели этому научиться. Знаний и опыта у вас нет, но уже появилась мотивация.
Дальше вы начинаете собирать информацию, тренироваться или ходить в кружок любителей классического реверанса. И после некоторого количества занятий, сосредоточившись на процесс вы способны это делать: «Для того, чтобы автомобиль поехал, сначала нужно повернуть ключ, сдвинуть эту ручки и нажать на эту педаль»
Это состояние «Сознательной Компетентности» — вы способны делать что-то, удерживая на нём ваше сознательной внимание
Главный минус здесь в том, что пока ваше сознание сосредоточено на выполнении этого процесс, больше ничего в него не помещается. То есть если вы сознательно заняты калибровкой во время разговора, на понимание смысла сил уже не хватает.
Но, через некоторое количество затраченного на тренировки времени, вы доводите навык до автоматизма: ноги сами крутят педали велосипеда, вы не задумываясь переключаете передачи в машине и ваши пальцы сами находят нужную клавишу на клавиатуре. Поздравляю! Вы достигли уровня «Бессознательной Компетентности». Это состояние, при котором человек может делать что вам нужно не отвлекая на выполнение действия своего сознательного внимания. Большинство действий мы выполняем именно на этом уровне – ходим, разговариваем, пишем и водим машину. Хотя все эти навыки не врождённые – мы всему учились. И если вы во время написания письма будете думать о том, что «для того, чтобы написать прописную букву «а» нужно сначала написать кружочек, а потом хвостик, а для написания буквы «у» сначала пишем крючочек, а потом петельку», скорее всего это письмо вы будете писать довольно долго и с кучей ошибок.
Как я уже писал – если ваше сознание серьёзно занято чем-то одним, другое уже туда не помещается.
В НЛП считается, что только когда человек достиг уровня «Бессознательной Компетентности» в какой-то области, можно говорить о том, что он умеет «это делать».
Но не всегда наше обучение идёт по «полному» кругу обучения – иногда мы учимся даже без «сознательной» цели научиться. Когда вы идёте по привычному маршруту — на работу, в институт или в ближайший магазин за хлебом — скорее всего вы это делаете автоматически. Не думаю, что вы специально сознательно тренировались. Или дети, которые повторяют интонации или жесты за родителями, не учились этому осознанно. Бессознательное умеет учиться и без помощи сознания.
Но это ещё не всё. После того, как вы чему-то обучились, вы можете решить, что хотите обучиться чему-то ещё в этой области – улучшить навык, увеличить гибкость или качество. Например, вы умеете ездить на машине с автоматической коробкой передач, а хотите научиться ездить на «механике». Или вы знаете «британский» английский, а теперь хотите научиться «американскому». И цикл обучения запускается вновь.
Но при этом важно понимать, что не любая бессознательная компетентность будет полезна. Довольно большая часть проблем человека как раз и состоит в том, что он «научился чему-то ненужному и не может отучиться»
Может быть это поведение когда-то было полезным, или полезно только в узком контексте, или оно эффективно, но больно неприятные последствия. Но человек научился и теперь ЭТО происходит автоматически: он испытывает страх вид паука, грызёт ногти при волнении, курит или чешет подбородок, когда размышляет.
Да, вторая основная проблема: «не могу научиться нужному».
Как все работает?
Ещё до формулирования принципов НЛП обращали внимание на то, что люди разделяются на определённые категории по типу восприятия:
- Визуальное восприятие означает преобладающее получение информации о мире, окружающем человека, через зрительные образы.
- Звуковое восприятие – то же самое, но только через звуки.
- Кинестетика – основным источником информации являются прикосновения.
С позиции приёмов нейролингвистического программирования, определив один из наиболее приоритетных типов восприятия, можно путём подстройки целенаправленно воздействовать на собеседника. Доминирующее восприятие делает человека более уязвимым, поэтому для применения элементов НЛП в общении, достаточно быть внимательным к коммуникации оппонента:
- Так, например, преобладание в разговоре фраз, означающих действие «смотреть», приводит к выводу, что мы имеем дело с человеком с преобладающим визуальным восприятием.
- Когда же испытуемый больше «слышит», то для него более важны звуки.
- Остаётся только тот, кто преимущественно «чувствует» с его тактильными ощущениями.
Оперантное обучение
«Человеку нельзя разрешать заводить детей, прежде чем он не сумеет обучить цыпленка»
Один дрессировщик дельфинов.
Цыплята хорошо учатся. Например, их довольно просто научить «танцевать». Вы следите за цыплёнком и, когда он поворачивается налево, даёте ему зёрнышко. Через какое-то время он начинает поворачиваться налево намного чаще. После этого можно уточнить – давать зёрнышко, только если он повернётся на полкруга. Через какое-то время цыплёнок научится кружится – «танцевать». Такое издевательство над бедной птицей называется «оперантное обучение», но вы его знаете под термином «дрессировка».
Идея оперантного научения принадлежит бихевиористу Берресу Фредерику Скиннеру, поэтому часто этот метод обучения называют методом Скиннера.
Оперантное обучение строится на системе поощрений и наказаний, при помощи которых можно усилить или прекратить какой-то тип поведения. Поощрение называется позитивным подкреплением, а наказание, соответственно, негативным подкреплением.
Как вы уже поняли, танцевать цыплёнка научили исключительно за счёт позитивного подкрепления.
Дрессировка — любимый способ обучения. Люди дрессируют собак, лошадей и дельфинов, кошки вполне успешно дрессируют хозяев, жёны — мужей, родители — детей, многие люди дрессируют сами себя и так далее. Правда, у кого-то это получается более успешно, у кого-то менее.
Например, когда родители радуются, как только ребёнок произносит первое слово — это позитивное подкрепление. А когда чиновник при вашем появлении корчит недовольную гримасу — негативное.
Родители постоянно дрессируют детей, давая им невербальную (а иногда и вербальную) обратную связь. Точно так же друг друга дрессируют муж с женой, друзья, коллеги, тренер группу, а группа тренера. По большей части процесс дрессировки проходит совершенно вне сознательного внимания. И может получиться совсем не то, что хотелось бы.
Ребёнок приходит со двора радостный и грязный, мать выражает недовольство. Бессознательное ребёнка связывает радость и негативную реакцию матери и через некоторое время домой он радостным не возвращается. Это негативное подкрепление.
Другой ребёнок заболевает, вокруг него суетятся родители, заботятся и бессознательное понимает — если болеешь, ты будешь получать внимание и одобрение. Это позитивное подкрепление
Я часто говорю, что все психологические проблемы можно свести всего к двум типам: «научился чему не надо и не знаю как отучиться» и «не могу научиться нужному».
Но подкрепление можно использовать и для полезного обучения. Учитывая, что получение навыков обычно идёт через подкрепление.
Описанный выше пример того, как дети учатся языку — пример оперантного обучения.
Вы учитесь играть в дартс: кидаете в цель стрелку — если попадает ближе к центру, то чувствуете позитивную эмоцию, стрелка уходит в молоко — негативную. Постепенно вы начинаете играть всё лучше и лучше — всё больше ваших стрелок попадает центр и всё меньше — в молоко.
Оперантное обучение не задаёт жёсткого паттерна поведения — у вас появляется склонность делать более эффективные вещи. Но остаётся некий разброс, который даёт гибкость. Это отличается от якорей, которые чётко вызывают заданную реакцию.
Здесь подкреплением является ваша собственная эмоция. Негативная показывает чего надо избегать, устанавливает «границы». Позитивная показывает, к чему стоит стремиться. То есть и негативное, и позитивное подкрепление важны и полезны.
Примеры нейролингвистического программирования
Сегодня данное направление нашло широкое применение во всевозможных различных сферах жизни людей. Эффективность техник подтверждена работой продавцов и менеджеров во всем мире. Раньше руководители были ориентированы на качество и количество произведенной персоналом работы. Сегодня на первый план выходит умение начальства устанавливать контакты и поддерживать гармоничные взаимоотношения в коллективе, начиная от руководителей среднего звена и заканчивая простыми подчиненными. Поскольку именно от корпоративной культуры зависят показатели прибыли, именно от согласованной работы в компании зависит ее конкурентоспособность. В реалиях современного рынка навыки нейролингвистического программирования являются крайне актуальными и довольно важными.
Сегодня самым ценной чертой успешного управленца считаются умения работать с коллективом, которые необходимо постоянно совершенствовать путем улучшения коммуникативных навыков. Хорошему руководителю необходимо всегда помнить о таких важных управленческих элементах, как умение влиять на массы, в частности на персонал, способность мотивировать на достижение поставленных результатов. В этом не последним значением обладает внутренняя харизма руководящего лица, его обаяние.
Начальственный состав нового поколения понимает, что количество знаний о поведении собственных работников непосредственно сказывается на налаживании общего языка с коллективом.
Методики, предлагаемые НЛП, часто применяются в целях достижения новых перспектив развития бизнеса, увеличения продаж, привлечения клиентов и инвесторов.
Нейролингвистическое программирование способно создать принципиально «новых» руководителей, умеющих грамотно управлять персоналом и организацией в целом, взаимодействовать с потенциальными клиентами и потребителями услуг.
Применение данного направления в бизнесе обусловлено его технологиями, которые способствуют более полному и точному сбору информации и качественному управлению ею, путем произведения очень быстрых изменений в мыслительном оперировании людей.
Техники нейролингвистического программирования чаще применяются в сфере продаж товаров и услуг. Для эффективности продаж необходимо придерживаться двух параметров – качества и уровня. Уровнем называется количество всех приобретенных услуг либо товаров, а качеством – объем конкретно каждого приобретения. Уровень продаж легко увеличивается при помощи рекламной компании. А техники данного направления способны приумножить результативность рекламной компании.
В рекламе зачастую технологии программирования применяются с целью решения таких задач: определение аудитории, применение методов новизны для выработки непосредственно рекламных идей, анализ эффективности таких рекламных идей.
Определение аудитории – это выявление объектов внимания и конкретных стратегий мыслительного функционирования, свойственных рассматриваемой целевой аудитории. Данные действия позволяют формировать комфортные для определенной аудитории сообщения.
Регулирование настроя покупателя, вызов состояния абсолютного доверия, уважения, интереса являются инструментами данного направления, позволяющими существенно приумножить качество всех продаж.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Основные принципы и правила
Для понимания особенностей НЛП в психологии, что это такое, нужно разбираться в работе техник. Всего есть несколько важных принципов нейролингвистического программирования:
- Субъективный опыт позволяет каждое событие оценивать, как негативное или позитивное. После чего человек учится избегать плохих ситуаций, и у него вырабатывается модель поведения.
- С помощью специальных техник можно поменять мышление. Это означает, что человек переосмысливает случившееся и учится иначе к нему относиться.
- Благодаря упражнениям, можно искать положительные стороны в любой негативной ситуации. Например, низкооплачиваемая работа дает возможность заработать пусть минимальные, но деньги.
- Основатели НЛП неоднократно утверждали: практические техники не являются гипнозом, и заставить человека что-то делать нельзя.
- В направлении считается, что каждый человек подсознательно посылает сигналы миру, и они считываются окружающей средой. Поэтому, если индивид считает себя неудачником, то к нему все будут так относиться.
- Основная цель терапии НЛП – постановка двух целей, ни меньше, ни больше.
- Больше всего направление подходит тем, кто испытывает застой в жизни.
Также нейролингвистическое программирование – это свод определенных правил. С их помощью можно улучшать повседневное общение. Например, другого человека всегда нужно представить в виде карты местности. На ней нанесены убеждения, ценности, принципы. Если знать все это, то можно эффективно взаимодействовать.
С точки зрения жертвы преступник поступает плохо, но у него будут свои мотивы на нарушение закона. Необходимо научиться понимать другого человека.
Особые приемы НЛП позволяют убирать бессознательные ограничители. В любой ситуации у индивида есть выбор, и ему нужно уметь это увидеть. Методика дает возможность выходить за пределы существования. Для успешного общения нужно понимать, что даже негативный сценарий – это обратная связь и не более. Даже во время молчания человек посылает невербальные сигналы. Это нужно учитывать при контактах с другими людьми.
Генератор новой поведенческой реакции
Прием НЛП, позволяющий быстро справиться с автоматическими реакциями на определенные события. Методика позволяет устранить проблемы с самооценкой, обрести положительный опыт и перестроить свою поведенческую линию. Техника состоит из нескольких этапов, которые нужно пройти, чтобы достичь успеха.
Определите проблему. Примите ее, проживите. Представьте все до самых мелких подробностей. Лучше заниматься этим в тихой, спокойной обстановке, чтобы вас никто не отвлекал. Примите удобное положение и закройте глаза.
Проживайте ту же ситуацию, только смотрите на нее, как посторонний человек. Представьте свою реакцию, производимую, как будто другим человеком. Проанализируйте со стороны, что можно изменить, решите, почему вы поступаете так.
Теперь представьте все ту же картину. Теперь ваша модель поведения изменена. Прокрутите со стороны эту модель, решите, насколько правильно вы поступаете теперь. Новый результат должен приносить вам удовлетворение. Если этого не происходит, меняйте модель поведения еще раз.
Суть методики в построении нового эффективного модуля, который станет новым шаблоном реагирования на определенную ситуацию. Закрепите его, доведите до автоматизма.
Техники и методы воздействия
Методы воздействия на человека посредством НЛП имеет целью задействовать потенциал скрытых возможностей человека через формирование тех программ и способов действия, которые позволяют добиться надлежащего результата. Речь идет как о самовоздействии, так и о воздействии на психику другого индивида (пациента, партнера по общению и пр.).
Из наиболее известных техник, практики в области НЛП упоминают следующие:
- Техника якорей: применима в случаях фиксации на каком-либо негативном опыте (событии, действии) человека. Происходит работа с условными рефлексами человека: переживание негатива закрепляет этот условный рефлекс на отрицательном опыте, потому главная задача – создать в противовес позитивное переживание и «заякорить» именно его в подсознании индивида.
- Техника взмаха. Ею может воспользоваться даже не специалист в НЛП, что говорит про ее универсальность. Техника позволяет добиться смены жизненной установки или ролевой функции человека, избежать стереотипов. Анализу поддается, к примеру, нежелательная привычка человека и вместе с ней – желаемый результат (избавление от привычки). Происходит совмещение ассоциаций: с чем ассоциируется (определенная картинка, музыка) вредная привычка и с чем ассоциируется существование без нее. Нужно добиться состояния, когда ассоциация про вредную привычку тускнеет, а положительная ассоциация – становится ярче, при этом они существуют одновременно в сознании. Мысленно проделав эту «операцию» около 15 раз, надо стереть оба образа из сознания, одним махом.
- Техника круга ресурсов: основана на самоанализе – нужно выписать свои наиболее важные и весомые ресурсы. Представить на полу перед собой круг с диаметром около 1м, ресурсы мысленно вкладываются в этот круг поочередно (человек вначале должен «прочувствовать» каждый ресурс, словно пропустить его через себя). Круг наполняется до тех пор, пока не останется пустого места (можно несколько раз возвращаться к списку ресурсов и дополнять его).
В НЛП также разработаны техники манипулирования людьми, направленные исключительно на изменение поведения окружающих людей на желательное:
техника «требуй большего»: нужно сосредоточиться на результате, намного большем, чем требуется человеку – такая «неадекватность» заставит оппонента отказать просителю, зато потом можно требовать и добиться выполнения уже реалистических целей (проявится стремление избежать негатива от отказа в выполнении просьбы); техника лести: широко знакома и используется многими, позитивными словами и похвалой (даже безосновательной) можно добиться безусловного и некритического отношения к себе – хотя здесь важно не «перегнуть палку» (не применять откровенную ложь); техника перефразирования: вроде бы пересказывается мысль собеседника, но в слова вкладывается иной смысл, необходимый для манипулирующего индивида (так осуществляется психологический прессинг). НЛП как подход, способствующий упорядочиванию своей личности (психики), не говорит о том, что «правильно/неправильно», а скорее ориентирует индивида на «экологичность» как черту характера – на то, что наиболее ему присуще и не нарушает гармонию самого человека
Также, помогает избежать того, что «неэкологично»
НЛП как подход, способствующий упорядочиванию своей личности (психики), не говорит о том, что «правильно/неправильно», а скорее ориентирует индивида на «экологичность» как черту характера – на то, что наиболее ему присуще и не нарушает гармонию самого человека. Также, помогает избежать того, что «неэкологично».
Видео:
Основы НЛП. Успех в профессиональной, общественной и личной жизни – Стив Бавистер, Аманда Викерс
Многие люди стремятся добиться успеха, вот только не знают, как именно это сделать. Можно, конечно, подождать, пока придет озарение или удачный случай, но мы вам советуем ускорить процесс, прочитав книгу «Основы НЛП. Успех в профессиональной, общественной и личной жизни». Эта книга ориентирована на людей, желающих добиться успеха в бизнесе, но если необходимо почерпнуть полезные советы для того, чтобы «взлететь» и в других сферах, то прочитайте ее.
Здесь излагаются такие методы, благодаря которым вы научитесь быстро осваивать любые знания и откроете в себе творческие способности. Стив Бавистер и Аманда Викерс написали книгу простым языком, она легко читается.
Приемы НЛП для начинающих
Нейролингвистическое программирование – глубокая наука, осваивать которую можно практически всю жизнь. Однако, мы обещали вам несколько простых приемов, применить которые вы сможете уже сейчас. Ниже – несколько несложных упражнений, которые дадут результат с минимальными усилиями.
Техника формирования цели SMARTEF
Это даже не техника, а шаблон, модель или трафарет построения целей правильно. Знаете ли вы, что большая часть успеха задуманного зависит от правильно сформулированной цели. Возможно, вашим желаниям суждено было бы сбыться при одном простом условии – Вселенная, да и вы сами должны понимать, чего именно хотите.
Строить цель по технике SMARTEF очень просто. Для этого она должна отвечать таким требованиям:
Конкретность. Цель должна быть не расплывчатой, а конкретной. Хотите новый автомобиль? Сразу представляйте его в цвете, определенной модели, комплектации и модификации. А еще лучше – сходите в автосалон и выбирайте ваш автомобиль.
Измеримость. Представьте себе момент, когда вы уже достигли цели. Когда это произойдет, сколько времени, денег или сил вы потратите на ее достижение, насколько будете довольны?
Привлекательность. Мы уже писали, что мы делаем все из позитивных побуждений. Найдите свое – то, которое питает эта цель. Реализованные желания должны принести нам пользу.
Реализм. Нет смысла мечтать о том, чтобы полететь на Плутон в ближайшие 10 лет. Цель должна быть достижимой, вы должны четко представлять все ресурсы и инструменты, которые понадобятся для ее достижения.
Временные рамки. Цели без срока никогда не реализуются. Всегда ставьте временные рамки: новая работа к маю, путешествие по Европе этой осенью и так далее.
Экологичность. Параметр, который показывает, что вы приобретете (вторичные выгоды) после достижения цели, и что можете потерять, если не достигнете желаемого результата. Это своего рода риск-менеджмент.
Положительная формулировка в настоящем. Важно говорить и представлять цель такой, которая уже реализовалась. При этом, формулировка цели должна быть только положительной
Допустим: вместо «не хочу болеть» нужно представлять «я здоров».
Техника НЛП от Уолта Диснея
Неожиданно увидеть здесь именно одного из наиболее известных мировых мультипликаторов? Его методика творчества была взята специалистами по НЛП в качестве эффективного инструмента для достижения целей и правильной постановки задач.
Заключается она вот в чем: каждая ваша новая идея, мысль или цель должна пройти через три внутренних фильтра: мечтателя, реалиста и критика. Мечтатель отвечает за то, что он представит цель в настоящем, полностью выполненное задание или реализованную идею. Это именно та ваша составляющая, которая уже представила, как вы едете с ветерком на новом автомобиле.
Реалист сразу же начинает считать, сколько ресурсов, времени и сил понадобится вам для того, чтобы удовлетворить внутреннего мечтателя. Если фильтр реалиста не пройден, то цель нужно переработать.
Последний внутренний фильтр – критик. Он должен выявить слабые стороны в плане и идее еще до этапа его выполнения. По своему существу он противоположен мечтателю и оценивает реалиста и его предложения по достижению цели.
Работа с текущими ситуациями и воспоминаниями
В НЛП можно работать не только для улучшения будущего, но и для корректировки наших шаблонов мышления и поведения по отношению к тем ситуациям, которые уже произошли. Сейчас речь пойдет о том негативе, который мешает нам расслабиться, о негативных воспоминаниях.
Интересный факт, но в НЛП принято многие вещи трактовать буквально. Допустим, выражение «пробелы в памяти» или «белое пятно» помогло сформировать специалистам интересную технику работы с воспоминаниями. Если вы хотите что-то забыть, представьте ситуацию в своей голове и постепенно высветляйте его, буквально до «белого пятна». Просто попробуйте – негатив уйдет гораздо быстрее. А если хотите что-то быстрее вспомнить – постарайтесь в голове наполнить картинку яркими красками или «затемнить» ее.
Второй метод уменьшения негативных эмоций и воспоминаний – техника моделирования будущего. Это простое упражнение, которое называется «50 лет спустя». Суть его проста – просто представьте, насколько важна будет эта ситуация через 20, 50 лет? Как правило, все переживания по этому поводу просто уходят. Не верите – просто попробуйте!
Мы постарались собрать те упражнения и техники НЛП, которые вы можете применить уже сейчас и увидеть результат.
Структура магии. Главная книга по НЛП в мире – Ричард Бендлер, Джон Гриндер
«Структура магии. Главная книга по НЛП в мире» рекомендуется к прочтению любому человеку, но в основном она ориентирована на психотерапевтов. Используя техники НЛП, можно скорректировать поведение человека таким образом, чтобы в нем произошли глубочайшие изменения.
Эту книгу нужно читать для эффективности так, как рекомендуют авторы – Ричард Бендлер и Джон Гриндер, тогда велик шанс того, что полученные знания помогут вам понять, как правильно действовать в целях психотерапевтической работы. Вы научитесь лечить фобии, бороться со своими привычками и привязанностями, и производить существенные изменения в отношениях партнеров.