Как лечить невроз у ребенка
Содержание:
- Виды
- Причины патологии
- Виды неврозов у детей
- Диагностика и исследования
- Симптомы
- Лечение неврастении
- Причины неврозов у детей
- Признаки невроза у подростков
- Особенности невроза у детей
- Астено-невротические состояния у детей
- Лечение неврозов у детей: чего делать нельзя
- Симптомы
- Симптомы
- Симптоматика детского невроза
- Методы психотерапевтического лечения
- Симптоматические проявления
- Профилактика
- Причины неврозов у детей
- Неврозы у детей – откуда они берутся?
Виды
Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.
Общие:
- невроз навязчивых состояний;
- неврастения (астено-невроз);
- истерический невроз.
Отдельно выделяют формы реактивных состояний:
- невроз страха;
- депрессивный невроз;
- ипохондрический невроз.
Системные:
- невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
- невротический энкопрез (недержание кала);
- невротические расстройства сна;
- невротические расстройства аппетита (анорексия);
- невротическое заикание;
- патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).
Причины патологии
Развитие неврозов у детей диагностируется при воздействии разнообразных провоцирующих факторов – психологических, биологических, социальных. Заболевание развивается у детей при наследственной предрасположенности. Если близкие родственники ребенка страдали патологией, то он находится в группе риска. Патологический процесс диагностируется при умственных или физических перенапряжениях. Если ребенок постоянно недосыпает, то это приводит к возникновению болезни.
Возникновение детских неврозов диагностируется при психотравмирующих ситуациях. При неправильной методике родительского воспитания может диагностироваться развитие патологического процесса. Заболевание появляется у ребенка, при неблагоприятной обстановке в семье. При несовершенстве или несостоятельности нервной системы малыша наблюдают патологию.
Неврозы наиболее часто развиваются у ослабленных детей на фоне частого протекания заболеваний. Если ребенок длительное время находится в сложной жизненной ситуации, то у него появляется болезнь.
Существует множество причин неврозов у детей, которые рекомендуется определять для назначения пациенту действенной терапии.
Виды неврозов у детей
Классификация выделяет 5 видов заболевания:
- Истерия. У маленького пациента наблюдаются частые перепады настроения, частые жалобы на боли в животе, головокружения. Развивается у детей, подверженных чрезмерной опеке со стороны взрослых, пытающихся сделать из него кумира.
- Неврастения. Главным признаком является нарушение сна. Ребенок утрачивает интерес к игрушкам, для подростков характерен депрессивный невроз, проявляющийся в осознании и принятии самостоятельно поставленного диагноза (смертельной болезни, неполноценности).
- Навязчивые состояния. Симптомом состояния может стать беспричинный страх. Объектом, вызывающим парализующий ужас, способны стать: любое насекомое, темнота, вода, предсказанная катастрофа. Дополнительно у ребенка регистрируются неконтролируемые повторяющиеся движения. Попытки воздерживаться от подобных движений без устранения причины, их вызывавшей, могут усугубить состояние больного, спровоцировав появление заикания, нервного тика.
- Энурез. Развивается после перенесенной стрессовой или травмирующей ситуации. Отсутствие необходимой терапии способствует возникновению чрезмерной ранимости, замкнутости.
- Пищевой невроз. Является следствием глубоких внутренних переживаний или отвращения к самому ритуалу приема пищи, вызванного насильственным кормлением ребенка в дошкольном возрасте.
Диагностика и исследования
Диагностика неврозов у детей затруднена из-за особенностей эмоционального состояния пациентов данной возрастной категории. На протяжении длительного времени родители могут принимать признаки данного заболевания за капризы ребенка.
Данный фактор становится причиной не только поздней диагностики болезни, но и затруднения его терапии.
При наличии подозрений на невроз специалисты назначают комплексное обследование маленькому пациенту, которое включает в себя различные процедуры и дополнительную консультацию у профильных врачей.
При диагностике невроза у детей используются следующие процедуры:
- осмотр ребенка логопедом, неврологом и педиатром;
- консультация психиатра, детского психолога и психотерапевта;
- психологический анализ жизни ребенка;
- анализ рисунков;
- оценка общего состояния здоровья;
- проведение беседы с родителями.
Симптомы
Детские неврозы имеют физиологические и психологические признаки. К симптомам физиологического характера относят:
- Нарушение сна. Первыми проявлениями невроза у детей является прерывистый сон или бессонница, появление ночных кошмаров.
- Снижение аппетита. Малыш все чаще отказывается от еды, возможны рвотные рефлексы во время приема пищи. У подростков иногда фиксируется анорексия.
- Частые головокружения, головные боли.
- В теле ощущается слабость, повышенная утомляемость.
- Неврозы у детей дошкольного возраста часто проявляются в виде недержания мочи, нервного кашля.
- Нервные подергивания конечностями, появление судорог.
Помимо физиологических симптомов, неврозное состояние сопровождается и психологическими признаками:
- Частые истерики, дети младшего возраста могут падать на пол и рыдать.
- Раздражительность.
- Появление всевозможных фобий.
- Затяжная депрессия (наиболее часто встречается в подростковом возрасте).
Лечение неврастении
Лечение неврастении должно проводиться комплексно. Его суть можно сформулировать как устранение травмирующих факторов вкупе со снижением психической и физической нагрузки. Как правило, постановка диагноза исходит от невролога. Далее ребенок получает направление к психотерапевту. Этот специалист проводит целенаправленную работу, чтобы выяснить причины состояния маленького пациента и помочь ему справиться с ними. Также психотерапевт или невролог назначает курс подобранных для ребенка успокаивающих препаратов. К таким средствам относится Тенотен Детский — он снижает повышенную возбудимость, вызванную стрессом, и помогает нервной системе справиться с эмоциональными и умственными нагрузками. Успех во многом зависит и от работы, которую проделают ближайшие члены семьи. Их задача — окружить ребенка лаской и заботой, снизив уровень притязаний к нему и поощряя все его старания. В период восстановления малыша лучше оградить от интенсивного режима учебы и обеспечить достаточно времени для отдыха. Очень приветствуются спокойные прогулки на свежем воздухе и творческие занятия (рисование, лепка, музыка — что угодно по выбору самого ребенка).
Самое идеальное решение — сменить обстановку и уехать всей семьей в небольшой отпуск за город или на курорт, если нет врачебных противопоказаний и дорога не будет расцениваться ребенком как стресс. При условии благоприятного климата в семье и достаточного внимания к эмоциональному состоянию малыша, он быстро пойдет на поправку.
И если родители не будут допускать повторения прежних ошибок или критических ситуаций, печальный период в жизни ребенка не отразится на его дальнейшем развитии.
Причины неврозов у детей
Причины неврозов у детей носят разнообразный характер. Появление расстройств в первые годы жизни обычно обусловлено биологическими факторами:
- наследственность;
- нарушение внутриутробного развития, что происходит из-за патологий во время беременности матери;
- перенесенные патологии в раннем возрасте.
Позднее неврозы у детей возникают по следующим причинам:
- физическое и умственное переутомление;
- недостаток сна;
- особенности психики пациента (мнительность, повышенная чувствительность).
Также расстройства нервной системы возникают из-за органической патологии головного мозга. Однако основная причина возникновения неврозов в детском возрасте кроется в поведении родителей и социального окружения. В данном случае речь идет о психологической травме.
Особую роль в этом играют родители.Ошибки в воспитании, семейные конфликты могут спровоцировать невротическое состояние. Подобные явления часто возникают у детей с повышенной самооценкой. Из-за эгоцентризма дети постоянно испытывают потребность во внимании со стороны близких людей. В случаях, когда они не получают удовлетворения, у них возникает страх перед одиночеством и другие навязчивые состояния.
Отдельного внимания заслуживает так называемый школьный невроз. Постоянные учебные нагрузки, неправильное поведение со стороны учителей и сверстников вызывают у детей неприятие подобного образа жизни, что приводит к нервным расстройствам.
В действительности самостоятельно выявить причины неврозоподобного состояния достаточно сложно. Поэтому при появлении симптомов нервных расстройств необходима помощь психолога.
Признаки невроза у подростков
Не всегда родители могут вовремя выявить симптомы заболевания, ведь дети в таком возрасте начинают скрывать от окружающих свои душевные невзгоды. Они считают себя взрослыми и стараются решить проблему собственными силами. Тем не менее есть ряд признаков, по которым можно опознать начало невроза:
- беспричинные головные боли;
- проблемы со сном: ранний подъем, невозможность долго уснуть;
- повышенная утомляемость;
- снижение концентрации внимания и усидчивости;
- частые смены настроения и раздражительность;
- боли в области сердца или живота (без органической причины);
- проблемы в школе, когда ребенок не может справиться с простыми заданиями;
- появление тревожности и страхов;
- навязчивые действия;
- заниженная самооценка, неуверенность в себе и др.
Особенности невроза у детей
Неврозы у детей — группа заболеваний с не резко выраженными нарушениями психической деятельности, возникновение, течение, компенсация и декомпенсация которых определяются преимущественно психогенными факторами. Невротический срыв может быть у любого ребенка, однако его характер и форма тесно связаны с индивидуальными предрасположенностями и особенностями характера и формирования личности ребенка. Длительное стрессовое воздействие на «благодатной» почве, с наличием еще не окрепшей нервной системой формируют нарушение высшей нервной деятельности у детей различной возрастной группы. Перенапряжение нервных процессов в корковых структурах больших полушарий мозга, под действием неадекватных по силе или длительности внешних раздражителей, формирует различные детские неврозы.
Причины детских неврозов
Современные исследования и достижения в области психологии и психиатрии позволяют с уверенностью сказать, что детство является определяющим в развитии, как здоровья, так и болезни.
Поэтому наша задача, как взрослых, помочь нашим детям, быть внимательными к ним.
Вовремя полученная компетентная консультация врача позволяет распознать детский невроз на ранней стадии и обеспечить психическое здоровье ребенку на многие годы..
Не случайно говорят, что легче предотвратить, чем лечить невроз. В противном случае, последствия могут усугублять болезнь, искажать развитие и требуют длительного и кропотливого лечения.
Возникновение детских неврозов
В основе развития детских неврозов лежат нарушения высшей нервной деятельности в виде срыва работы головного мозга, который сопровождается различными болезненными переживаниями. Они имеют обратимый характер независимо от их длительности и интенсивности. Как правило, детские неврозы возникают психогенно, на органическо-неполноценной базе в виде последствий минимальной мозговой дисфункции (ММД) или перенатальной энцефаллопатии (ПЭП), которые компенсируются с взрослением. В клинической картине неврозов преобладают эмоциональные, соматовегетативные расстройства, истощаемость, раздражительная слабость с утомляемость и медленным восстановлением сил. Возникновение неврозов многофакторно, основанная на комплексной роли биологических (наследственность, конституциональные особенности, протекание беременности и родов), психологических (личностные, характерологические, психотравмирующие ситуации их актуальность и длительность) и социальные (родительская семья, условия воспитания и т.д.) факторов. При детских неврозах большое значение имеет влияние среды: это и детско-родительские отношения, и климат в семье, и климат в школьном или детском коллективе
Невроз у детей может возникнуть из-за наследственных причин или психотравмирующих ситуаций (внезапная смерть близкого человека, конфликтная обстановка в семье, в детском саду, школе и т.д.).
Астено-невротические состояния у детей
Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».
Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:
- капризы, плаксивость;
- «истерики», упрямство;
- частые и резкие смены настроений;
- повышенная раздражительность;
- вялость;
- быстрая утомляемость;
- низкая учебная успеваемость в школе.
Лечение неврозов у детей: чего делать нельзя
То, что ребенок начал грызть ногти или выдирать волосы, вызывает много разных чувств и мыслей у близких взрослых. Остановлюсь на популярных заблуждениях.
Нельзя ждать, что «само пройдет». Некоторые родители склонны замалчивать проблему. Они надеются, ребенок подрастет и все как-то само решится. Да, многие из тех, кто грыз ногти или даже мочил постель в детстве, отвыкают от этого. Но сколько страданий перенес ребенок, прежде чем повзрослел! Насмешки сверстников, ругань взрослых, переживание собственной никчемности. Все это оставляет неизгладимый след в душе, может помешать успеху в жизни.
Нельзя винить себя. Другие родители злятся на себя, чувствуют никчемность и несостоятельность. Они изводят себя мыслями: «Ну почему? Я ведь хорошая мать, что ж я наделала!». Стесняются обратиться к специалисту, опасаясь, что он будет их ругать. Из-за сильных переживаний родителя невроз ребенка может усилиться еще больше.
Нельзя винить ребенка. Легко поверить, что малыш специально выдирает волосы или мочит штаны, чтобы насолить родителям. За «непослушание» и угрозу родительскому авторитету ребенка наказывают посильней, чтобы восстановить баланс сил. К неврозу добавляется обида и страх, и положение ухудшается.
Симптомы
В отличие от взрослых, у детей центральная нервная система несовершенна. Поэтому у них клиническая картина астенического невроза развертывается полностью, тогда как у взрослых отдельные признаки компенсируются зрелостью коры больших полушарий.
Клинические признаки у детей:
- Раздражительная слабость. Она двустороння. С одной стороны, раздражительная слабость проявляется вспышками агрессии, импульсивностью, трудностью контроля эмоций, гневом, недовольством. С другой стороны, раздражительная слабость проявляется быстрой истощаемостью, которая переходит в плач или глубокий сон. Дети с неврастенией в таком состоянии не могут выдержать физические или интеллектуальные нагрузки, поэтому стараются их избегать.
- Вегетативные нарушения. Проявляются потливостью, головокружением, недержанием мочи, одышкой, сердцебиением, тошнотой, плохим аппетитом и поверхностным сном. Детей с неврастенией легко разбудить: малейший шорох нарушит их сон. Колебания давления могут вызвать ортостатический коллапс – ребенок потеряет сознание.
- Настроение. Вспышки недовольства, агрессии и гнева чаще всего возникают на фоне сниженного настроения.
Симптомы
Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.
К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:
- нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
- нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
- головокружения, головные боли;
- мутизм;
- мышечные боли;
- вялость, слабость, быстрая утомляемость;
- недержание мочи или кала;
- нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
- потливость.
Психологическими проявлениями неврозов могут быть:
- плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
- бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
- раздражительность и резкая смена настроений;
- страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
- сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.
Симптоматика детского невроза
- Неконтролируемые приступы страха. При озвученном факторе ребенок может бояться одного явления и спокойно относиться ко всем другим внешним раздражителям. В редких случаях он не озвучивает свои тревоги взрослым, потому что нуждается в их поддержке и защите.
- Заикание и вхождение в ступор. Родители особенно должны бить тревогу, если подобные изменения произошли с их ребенком внезапно и без ярко выраженных для этого причин. В данном случае не стоит откладывать визит к детскому психологу и логопеду, которые в кратчайшие сроки способны найти корень зла возникшей патологии.
- Необычные мимика и жесты. При неврозе навязчивых состояний можно наблюдать тик, заведение глазных яблок, подрагивание уголков губ у пострадавшего малыша или подростка. Ребенок с озвученной проблемой может непроизвольно подпрыгивать, а также похлопывать себя рукой.
- Отсутствие аппетита. Наиболее тревожным фактором всегда является изменение гастрономических пристрастий у бывшего любителя покушать из представителей младшего поколения семьи. Если маленький гурман перестает просить угостить его любимым лакомством, то следует в срочном порядке искать причины подобных перемен.
- Повышенная раздражительность. Многие дети изводят своих родителей капризами, жалобами и требованиями. Однако при неврозе подобные показатели значительно зашкаливают, делая из некогда уравновешенного ребенка откровенного истерика.
- Отсутствие коммуникабельности. Дети, которые предпочитают одиночество, — крайне редкое явление. Исключительно стопроцентные флегматики могут не любить шумную компанию и веселые забавы. В ином случае попытки ребенка уединиться могут свидетельствовать о развитии у него невроза.
- Нарушения сна. Ночью все дети должны крепко спать, если у них нет очевидных проблем со здоровьем. Если родители видят, что у ребенка проблемы с полноценным сном, то можно предполагать наличие у него невроза.
- Быстрая утомляемость. Если малыш не является хитрым манипулятором и откровенным лентяем, то стоит задуматься над озвученной проблемой. Причины ее могут касаться не только невроза, но и более серьезных патологий.
- Проблемы со здоровьем. Это может выражаться в уже озвученном энурезе, «медвежьей болезни» (энкопрезе), тахикардии, повышении или понижении АД. К перечисленным отклонениям от нормы может добавиться излишняя потливость, нарушение дыхания и снижение памяти.
Методы психотерапевтического лечения
Лучшим способом лечения любых видов неврозов является психотерапия. Она может быть нескольких видов.
Несколько этапов работы со всей семьей. Начинается все с обследования и совместного обсуждения проблем. На приеме должны присутствовать взрослые вместе с ребенком. После того как специалист выяснит причины невротического расстройства, он назначается совместные занятия для терапии. Они являются завершающим этапом работы со всей семьей.
При сложных расстройствах или при определенных причинах проводятся индивидуальные занятия по методикам:
- разъясняющим;
- игровым;
- арт-терапии;
- аутогенных тренировок;
- внушения (суггестивной терапии);
- гипнотического воздействия (только при сложных случаях).
Специалист подбирает наиболее подходящий метод воздействия, исходя из особенностей малыша. Для дошкольников чаще всего используют арт-терапию и игровые методы. Для школьников подходят разъясняющие и прочие методики. Чем старше ребенок, тем сложнее будут построены занятия.
При особых случаях невротических патологий предполагается использовать групповую терапию. Показаниями к ней может быть: эгоцентричность, завышенные требования к себе, трудности в общении со сверстниками (подходит для робких, застенчивых, мнительных, стеснительных и скромных малышей), сложные семейные конфликты. Длительность одного группового сеанса у дошкольников должна быть не менее 45 минут, а у более взрослых чад до 90 минут. При прохождении курса малышам предлагают поиграть, заняться совместным творчеством, разобрать сложные ситуации.
Многие родители отказываются от групповых тренингов, что совершенно напрасно. Они помогают раскрыть характеры каждого ребенка, научить их общаться, снять комплексы и стеснение при нахождении в окружении других людей. Этот метод хорошо лечит неврозы и имеет высокую доказанную эффективность.
Симптоматические проявления
Симптомы патологии во многом зависят от характера ребенка, его воспитания, модели поведения взрослых, которые он имеет перед глазами, а также от типа нарушения психики.
Как проявляется невроз, и на что стоит обратить внимание родителям:
- наличие выраженные детских страхов;
- заикание;
- ступор;
- слезливость и изменение мимики;
- плохой аппетит;
- раздражительность;
- различные нарушения сна;
- ребенок желает находиться в одиночестве, нет коммуникабельности;
- чрезмерная утомляемость;
- высокая внушаемость;
- повышенная чувствительность;
- головные боли;
- нерешительность;
- припадки истерического характера;
- мнительность;
- недержание мочи или кала.
- логоневроз характеризуется наличием дефектов речи, чаще всего заикания;
- невротический энурез и энкопрез – непроизвольное мочеиспускание или испражнение;
- невроз ЖКТ в комплексном варианте, а также такие отдельные проявления как невроз желудка и невроз кишечника характеризуется болью неясной локализации, расстройством стула и т.д.;
- дыхательный невроз у детей это ничто иное как респираторный невроз, который заключается в дыхательной дисфункции;
- двигательный невроз характеризуется нарушением моторных функций, тиками и тремором из-за непроизвольных мышечных сокращений;
- невроз глотки у ребенка это нечастое явление, поэтому необходимо тщательно выявлять симптомы и подбирать лечение;
- невроз сердца со множеством симптомов, требующих особо внимания и др.
Рассмотрев, что представляет из себя невроз у детей, а также его симптомы, необходимо обсудить и лечение данного состояния.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety
Распространенное лечение неврозов у детей это психотерапия. При этом она разделяется на семейную, индивидуальную и групповую. Медикаментозная терапия направлена на невроз у детей симптомы и признаки вторичного характера или применяется в комплексной терапии. При этом она работает в основном на стабилизацию общего психологического состояния.
- физиотерапия: электрофорез, электросон, душ Шарко и т.д.;
- фитованны;
- лечебный массаж;
- чаи и настои также с общеукрепляющим и успокаивающим эффектом.
Учитывать диагноз Невроз и иные неврологические заболевания в анамнезе ближайших родственников, обращая внимание на схожие симптомы и признаки у детей;
Не игнорировать возможные проблемы и своевременно консультироваться с врачами для наиболее быстрого устранения неврозов и их возможных последствий;
Необходимо выстраивать теплые и доверительные отношения в семье между взрослыми и с ребенком.. Это не только поспособствует лечению, но и поможет в принципе избежать невроз у детей симптомы и причины его появления;
Кроме того, необходимо воспитывать ребенка без крайних проявления опеки, безразличия и агрессии;
Также не нужно ставить перед ребенком завышенных планок, адекватно оценивая его возможности по достижению цели и предрасположенность к различным видам деятельности;
Выстраивать временные рамки адаптационного периода в новых условиях необходимо исходя из характера ребенка и его реакции на происходящие изменения, а не с оглядкой на другие семьи;
Соблюдать режима дня и рацион питания с нужным количеством витаминов и микроэлементов;
Обеспечить достаточное количество часов для отдыха, в том числе ночного;
Вводить новые занятия (без перегрузок), положительно влияющих на общий тонус организма и психологическое самочувствие, будь то посещение бассейна или арттерапию, игровую и музыкальную терапию, а также терапию с участием животных;
Заниматься общим укреплением иммунитета с первых лет жизни, рационально используя различные методы закаливания;
При возникновении возможных психотравмирующих ситуаций проводить с ребенком успокаивающие и ободряющие беседы, так как это хорошая профилактика неврозов у детей.
Услуга | Длительность | Стоимость |
Прием врача невролога Первичный | 55 мин | 4 000 ₽ |
Первичный прием врача психотерапевта, психиатра | 55 мин | 5 000 ₽ |
Первичный прием врача психотерапевта, психиатра, д.м.н. | 55 мин | 7 000 ₽ |
Консилиум Врач психотерапевт и детский психолог или нейропсихолог | 60-90 мин | 6 000 ₽ |
Профилактика
Чтобы предотвратить возникновение неврозов, следует понимать особенности их появления
Немаловажно обеспечение детям правильного воспитания. Лечить болезнь не придется, если у отпрысков сформирована хорошая семейная атмосфера, отрегулирован режим, присутствуют умеренные физические нагрузки
Лечить детей до года стоит лаской родителей, только так формируется база доверия к миру. Без обеспечения основного потока любви и терпения, процесс их лечения и профилактики будет не совсем успешен.
Профилактика также включает устранение недостаточного и нерационального питания, формирование хороших условий для сна. Нарушение сна воздействует на появление астенического состояния.
Важная информация
Комплексно лечить невротические состояния у детей разного возраста могут следующие специалисты:
- невролог;
- педиатр;
- психотерапевт.
Советуем посмотреть:
Причины неврозов у детей
Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:
- биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
- психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
- социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.
Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.
Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.
Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.
Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей. Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.
Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.
Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я». Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.
Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения. Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.
Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, часто болеющие дети. В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.
Неврозы у детей – откуда они берутся?
Все неврозы в общем делятся на две большие группы: реактивные и те, которые появились в результате совокупности многих факторов, а не после конкретного события. Если точнее, то и вторая группа может дебютировать после психотравмирующей ситуации, но в этом случае событие будет лишь «триггером», проявляющим моментом, а не причиной заболевания.
Этот момент может быть важным при лечении неврозов у детей, поскольку «проработать» при помощи психотерапии одно конкретное негативное событие намного легче, чем корректировать все ошибки воспитания и нюансы мировоззрения маленького больного. В первом случае терапия займет не так много времени, а вот во втором – врачам придется немало постараться, чтобы вернуть дитя в нормальное состояние.
Настоящие причины неврозов у детей обычно кроются в особенностях воспитания, обстановки в семье, где воспитывается ребенок. Если родители сами страдают какими-либо неврозами или хотя бы проявляют невротических черты характера время от времени, то дети просто «считывают» родительскую модель поведения, и в дальнейшем также имеют риск заболеть неврозом. Зачастую подобные расстройства «передаются по наследству» из поколения в поколение, пока кто-нибудь из членов семьи не изменит привычные схемы поведения, передав своим отпрыскам уже здоровую модель – и тогда цепочка может прерваться естественным путем.
Довольно большую роль играют и физиологические причины, особенно, если речь идет о совсем маленьких детях. Родовые травмы, вредные воздействия на плод во время беременности, тяжелые заболевания в первые годы жизни также нередко провоцируют неврозы у детей дошкольного возраста.
Говоря простым языком, неврозы у детей и подростков возникают тогда, когда какие-то потребности не удовлетворяются его окружением так, как это нужно конкретному ребенку. И речь не идет о капризах и требованиях «мама, купи!» — основными потребностями у маленьких людей являются, например: безопасность, наличие любящего взрослого, стабильность, принятие и так далее. У каждого малыша эти потребности довольно индивидуальны, и только внимательный родитель может с точностью распознать, в чем именно он нуждается, а чего категорически не выносит.
Конечно, очень сложно создать совершенно идеальные условия для развития и воспитания – скорее всего, это просто невозможно. Однако попытки «ломать ребенка об коленку» точно станут кратчайшим путем для формирования детских неврозов.