Разновидности адаптации сотрудников

Содержание:

Методы, применяемые для адаптации в коллективе

Успех и финансовое благополучие любой компании зависят не только от крепкого рабочего коллектива, но и от каждой отдельно взятой личности. Понятие адаптации сотрудника на новом рабочем месте включает в себя целый ряд мероприятий, направленных на развитие его мотивации — как внешней, материальной, так и внутренней, личностной.

Материальная, или экономическая мотивация, более или менее ясна. Она напрямую зависит от денежного вознаграждения работника, от того, насколько оно соответствует его квалификационному уровню. И наоборот, внутренняя мотивация тесно связана со стремлением человека к личностному росту, с корпоративной культурой компании, где он работает. Чтобы у сотрудника появилось желание включиться в жизнь коллектива, необходимо его к этому подтолкнуть, проведя ряд мероприятий. Для этого компания разрабатывает соответствующие инструменты:

  1. Тренинги, пройдя которые человек сможет быстрее влиться в коллектив и приступить к работе.
  2. Контроль индивидуального общения руководителя с новичком. Необходим для того, чтобы знать, насколько новый сотрудник осведомлен о том, как он справляется с новыми для него обязанностями. Этот контроль проводится с обратной связью сотрудник – руководитель.
  3. Система, позволяющая постепенно усложнять задания для нового сотрудника. Это поможет человеку без стресса присоединиться к новому для него рабочему процессу.
  4. Выполнение поручений, которые будут способствовать быстрейшему налаживанию неформальных связей с коллективом.
  5. Единое информационное пространство, которое даст возможность новому сотруднику оперативно получать информацию о событиях, происходящих в компании, о коллегах, о том, как быстро найти их контакты и др.

Если же фирма стремится к тому, чтобы адаптация новичков проходила в более короткие сроки, ей необходимо создать свою корпоративную социальную сеть. Чем быстрее проходит адаптация новичка в коллективе, тем меньше текучесть кадров, а значит, намного выше эффективность работы самой компании.

Проблемы социальной адаптации

Социум считает нормальной личность, способную адаптироваться. Однако такой подход к пониманию в различных общностях и коллективах может разниться. Поэтому проблемы социальной адаптации, главным образом, могут появиться вследствие правил, которые приняты в этом конкретном обществе. К примеру, у иностранных граждан они могут появиться, как результат различий доминирующих норм в разнообразных культурах. Проблемы адаптации могут появляться вследствие поведения, несоответствующего предписаниям из-за индивидуальных личностных особенностей индивида. Так, например, робкий индивид просто не способен активно конкурировать с более пробивными коллегами.

В связи с разным реагированием людей на преобразования в собственной деятельности и всевозможные стрессоры, сегодня наиболее приоритетными задачами становятся изучение и разработка системы оптимизации этой способности с целью результативного воздействия на него. Поэтому рассматриваются возможности включения данной способности в качестве одной из основополагающих в требования к профессиональной пригодности специалиста и, главным образом, руководителя.

Если развитие считать жизненной стратегией, то исходя из этого, адаптация будет тактикой, позволяющей индивиду удерживаться в установленных эволюционных границах, тем самым обеспечивая возможность прогресса. Эффективная адаптация является одной из предпосылок успешной профессиональной самореализации.

Каждый индивид, в процессе жизненного развития вступает в новые для себя условия, вследствие чего неизбежно преодолевает более или менее длительные процессы адаптации.

С проблемами адаптации в процессе жизнедеятельности сталкиваются многие возрастные категории людей, наиболее тяжело проходит адаптация в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрасте.

Проблемы адаптации людей в предпенсионном и пенсионном возрасте часто связаны с так называемой возрастной депрессией. В этом возрасте индивиды переживают тяжелый психологический кризис, связанный с множеством конфликтов, происходящих в их жизни. В этом периоде на субъектов оказывают воздействие различные факторы: этапов жизни, здоровья, социальные факторы. Факторы этапов жизни заключаются в анализе индивидом собственной жизни. Именно поэтому очень важным является его оценка своего прошлого, настоящего и будущего. Факторы здоровья заключаются в психологическом преодолении индивидом естественного или вызванного болезнью ослабления физических сил. К социальным факторам следует отнести степень тяжести перенесения индивидом ухода детей во взрослую жизнь и другие социальные проблемы.

Проблемы с адаптацией появляются вследствие несовпадения ролей субъекта в разнообразных социальных группах. Поэтому для нормализации прохождения адаптации сотрудниками социальных служб была разработана программа социальной адаптации. Ведь стресс, порожденный адаптационными проблемами, бывает настолько серьезным, что его следствием и постоянными спутниками становятся нервозность и различные недомогания. Также были разработаны методики социально-психологической адаптации, целью которых является определения показателя уровня адаптации среди различных категорий населения.

История открытия и изучения

Способностью к адаптации обладают не только люди, но и животные. Поэтому вопросом ее изучения вначале занялись не психологи, а биологи. Концепция Ч. Дарвина частично объясняла проблему адаптационного механизма: ученый рассматривал его как средство выживания, сформированное исторически.

В отечественной науке изучением адаптации занимались И. Сеченов и И. Павлов. В своей теории о единстве организма и среды Сеченов впервые представил адаптацию, как процесс, присущий всем животным. Он рассматривал только физиологическую сторону процесса.

Первым ученым, попытавшимся раскрыть работу механизма социальной адаптации, был М. Ярошевский. Он опирался на результаты исследований зарубежных психологов, выявивших закономерности в поведении индивидов в рамках одной группы.

Проанализировав несколько групп испытуемых, Ярошевский предположил, что суть адаптации — передача индивиду ценностей группы. Позднее эту идею развил Л. Выготский. Он выявил, что влияние группы на индивида равноценно влиянию индивида на группу. Этот процесс важен для развития отдельной личности и социума в целом.

Основные виды

Термин «адаптация» означает разные процессы, которые могут затрагивать как физиологический, так и психологический уровень

Такое разделение позволяет лучше понять особенности каждого вида приспособляемости, это важно для понимания развития общества

Биологическая

Ее ярчайшее проявление – это эволюция. Она обозначает то, что виды, которые не смогли приспособиться к окружающей среде, вымерли. В популяции появляются животные с разными признаками. В ходе естественного отбора выживают сильнейшие, которые начинают размножаться.

Несмотря на свой размер, динозавры не смогли адаптироваться к изменениям окружающей среды, поэтому они все вымерли

Для того чтобы понять, что такое адаптация определение знать совсем необязательно, важно понимать особенности процесса. В ходе приспособления виды выработали механизмы выживания, например, защитную окраску

Социальная

Узнать, что такое адаптация человека, сложнее, так как у него проявляются не только биологические особенности. В жизни ему приходится приспосабливаться к требованиям общества. Он привыкает ходить на учебу, работать, следовать определенным ритуалам.

В ходе взаимодействия человек понимает, как относится к персоналу организации или что делать в разных ситуациях. Чем выше его приспособляемость, тем легче ему достичь успеха во всех сферах. Сложно понять, что именно значит адаптация. Для каждого индивида этот процесс проходит индивидуально.

Этническая

Приспособляемость национальных групп тоже протекает по-разному. Основная сложность состоит в том, что процессу мешают расовые конфликты.

В обиходе отдельному этносу могут придумывать обидные прозвища, его притесняют в социальном плане, не дают работать и учиться. Несмотря на современное развитие мира, данная проблема все еще не решена до конца.

Этическая проблема – это грань допустимого влияния. Если этнос переехал жить на территорию другой страны, обязан ли он отказываться от своих традиций и полностью перенять чужие? В такой ситуации нельзя однозначно определить, будет ли благом адаптация, что это такое в каждом конкретном случае рассматривают отдельно.

Психологическая

Это важная разновидность, которая определяет социальную жизнь индивида. В нее входит подстройка под определенные требования общества. Например, в России принято уважительно называть человека на «Вы», тот, кто не следует этому правилу, считается нарушителем.

Адаптация – это определение из социальной психологии. Термин означает способность индивида понимать требования других людей и меняться под них.

Умение переключаться на социальные роли тоже относится к приспособляемости

В организации могут быть свои правила поведения. Если новичок сможет их перенять быстро, то у него высокий уровень адаптации. В современной педагогике этот термин тоже имеет большое значение – для учеников привыкание к образовательному процессу проходит в стрессе.

Особенности приспособляемости людей, с точки зрения социальных наук, рассматриваются в рамках обществознания. Эта информация имеет большое значение для понимания особенностей развития социума.

Знания о приспособляемости пригодятся в профессиональной сфере. Новичку бывает сложно влиться в коллектив, но некоторые быстро осваиваются, другие медленно

Руководителю важно понимать, как грамотно проводить управление коллективом, чтобы снизить уровень стресса

Работаем в коллективе: особенности

Для любого руководителя предприятия исключительно важный аспект внутренней политики – адаптация персонала. При безответственном отношении к этому вопросу текучесть кадров становится высокой, а активное развитие фирмы практически невозможно. Заниматься новыми работниками руководитель может не всегда – такой подход применим лишь в малом по масштабу бизнесе. Вместо этого приходится разрабатывать стандартные оптимальные процедуры, позволяющие помочь новому человеку встроиться в рабочий процесс предприятия.

Адаптация представляет собой знакомство индивидуума с внутренней организацией, корпоративной культурой. Новый сотрудник должен подстроиться под озвученные требования и встроиться в коллектив.

Адаптация персонала – это приспособление новых людей к условиям рабочего процесса и содержанию труда, к соцсреде на рабочем месте. Чтобы облегчить процесс, необходимо продумать, как сделать процесс знакомства с коллегами и обязанностями проще. Адаптация предполагает донесение принятых в коллективе стереотипов поведения. В области ответственности нового работника – ассимилироваться, приспособиться к окружающему пространству и начать идентифицировать общие цели и собственные интересы.

Понятие и задачи

Человек с рождения вовлечен в социальное взаимодействие. Вначале его окружают только члены семьи, формирующие у новорожденного первичное представление о нормах и способах общения, ролевых моделях. Субъективный опыт становится частью личности. К моменту выхода и активного взаимодействия с социумом ребенок уже обладает сложившимися навыками и сценариями поведения. Сталкиваясь с обществом, ребенок перенимает принятые ценности и нормы поведения, но привносит свои установки, преобразуя сложившийся уклад.

Процесс взаимного обмена и формирования установок между человеком и обществом длится всю жизнь. При успешном привыкании личность становится самодостаточной социальной единицей.

Механизмы адаптации: биологический

В процессе эволюции человека происходило его постоянное приспособление к условиям меняющейся окружающей среды, которое получило название биологического вида адаптации. Понятие адаптации в этой категории включает в себя изменения под воздействием среды, в которой он оказался, как его внутренних органов, так и всего организма в целом.

Занимаясь разработкой критериев, определяющих состояние здоровья или болезни, медики взяли за основу именно это понятие. Если организм идеально адаптирован к среде, его окружающей, то он здоров. При заболевании его способность приспосабливаться заметно снижается и затягивается во времени. Иногда у организма может полностью отсутствовать способность к адаптации. Понятие это получило название «дезадаптация».

Существует два вида приспособления организма к окружающим его новым условиям, или два процесса:

  • фенотипическая адаптация;
  • генотипическая.

При первой, которую было бы правильнее назвать акклиматизацией, у организма появляется реакция на изменения в окружающей среде, что приводит к компенсаторным физиологическим изменениям. Они оказывают организму помощь в сохранении равновесия с окружающим миром в появившихся новых состояниях.

Если возвращаются прежние условия, то состояние фенотипа восстанавливается и все компенсаторные изменения в физиологии исчезают.

При генотипической адаптации происходит отбор полезных свойств естественным путем. В организме при этом наблюдаются глубокие морфофизиологические изменения, которые закрепляются в генах как новые характеристики, способные передаваться по наследству.

Цель адаптации

Понятие социальной адаптации является составной частью социализации. Если социализация необходима для обучения, то адаптация помогает искать актуальные способы самореализации, менять полученные знания и усваивать новые в соответствии с конкретной средой.

Ее основная цель заключается в способности субъекта эффективно выстраивать взаимодействие с группой, в которой он собирается жить и развиваться. На протяжении своей жизни человек попадает в различные социальные группы, встречается с разнообразными людьми и ситуациями. Социальная адаптация помогает быстро и успешно сориентироваться в новых условиях, сформировать сбалансированные отношения с другими участниками группы. При этом основным мотивом личности является не столько желание приспособиться, сколько стремление к самореализации.

Для достижения этой цели можно выделить следующие задачи:

  • принятие изменений привычного уклада жизни и формирование новых установок в личностном развитии индивида;
  • осуществление активной коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • использование условий, которые предоставляет социум, для самореализации и саморазвития;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • формирование адекватных взаимоотношений с окружающими;
  • принятие и соответствие нормам и ценностям среды;
  • достижение целей и удовлетворение потребностей без нанесения вреда другим людям.

Найдено научных статей по теме — 15

Функциональные состояния и адаптация работника

Костина Юлиана Сергеевна, Миронова Елена Рубеновна

В данной статье исследованы подходы, связанные с определением влияния функционального состояния на осуществление трудовой деятельности и адаптацию работника.

Функциональная адаптация школьников к учебному процессу

Семенова Людмила Михайловна, Семенова Татьяна Олеговна, Яковлева Любовь Максимовна

Адаптация к учебному процессу и новой социальной среде для большинства первоклассников сопровождается психоэмоциональным напряжением и влияет на психофизиологическое состояние, а также на иммунную систему и здоровье ребенка.

Функциональное состояние и адаптационные резервы организма

Похачевский А. Л., Михайлов В. М., Груздев А. А., Петровицкий А. А., Садков А. В., Колесов Н. В., Фомичев А. В., Ссорин С. С., Глушков С. А., Ханыкова С. В.

В результате исследования трех групп спортсменов и группы практически здоровых пациентов, не имеющих систематических физических нагрузок в недельном микроцикле, с помощью спектрального анализа вариабельности ритма сердца выявлены

Современноинновационные методы оценки функциональной адаптации учащихся

Калюжный Евгений Александрович, Красникова Людмила Ивановна, Русакова Наталья Леонидовна, Ибрагимова Эвелина Эдуардовна, Любаев Александр Владимирович, Плакунова Алена Игоревна

Представлены концептуальные направления исследования функции кардиореспираторной системы с привлечением интегральных показателей дыхания и кровообращения характеризующих адаптационные возможности учащихся Нижегородской области.

Динамика функционального состояния и адаптационных процессов у студентов

Карпенко Ю. Д.

Изучили динамику функционального состояния и адаптационных процессов у студентов в период обучения в вузе.

Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности

Богомолов Александр Михайлович

Рассматриваются проблемы определения структуры и оценки адаптационного потенциала личности в контексте структурно-функционального подхода, анализируются свойства и функции потенциала адаптации как сложной системы.

Некоторые функциональные особенности школьников в период адаптации к обучению

Порецкова Галина Юрьевна, Печкуров Дмитрий Владимирович, Емелина Анна Александровна

В статье приводятся данные о некоторых изменения функциональных систем у школьников, возникающих в периоде адаптации к обучению.

Коррекция функциональной адаптации студенток с отклонениямив состоянии здоровья

Приходько В.И., Насанович Д.Н.

Проведен сравнительный анализ оздоровительных программ, разработанных для применения в физическом воспитании студенток с отклонениями в состоянии здоровья.

УЧИТЕЛЯ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА: ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глебов Виктор Васильевич

Функциональное состояние и адаптационные процессы учителей средней школы столичного мегаполиса. Состояние работы функциональных систем и психоэмоциональной сферы.

Реакции неспецифической адаптации и функциональное состояние организма пожилых лиц

Власова Ирина Андреевна

В настоящей работе представлены результаты изучения неспецифической адаптивной реактивности и функционального состояния организма пожилых лиц, занимающихся оздоровительными тренировками.

Оценка функциональной адаптации трансплантированного сердца в организме реципиента

Покровский В.М., Абушкевич В.Г., Похотько А.Г., Барбухатти К.О., Смолина Е.Г., Майнгарт С.В.

Значительное развитие в клинической практике трансплантации сердца позволило внедрить эти операции в большинстве крупнейших кардиальных центров в мире.

Гигиеническая оценка функциональных резервов и адаптационных возможностей студентов

Сетко Н.П., Булычева Екатерина Владимировна, Бейлина Е.Б.

В статье представлены данные об особенностях функционального состояния студентов высшего образовательного медицинского учреждения 1-6-го курсов обучения. Результаты получены с помощью вариационной пульсометрии.

Изменение функционального состояния системы пищеварения при кратковременной адаптации

Пацевич Ю. Л., Салюк В. И.

Целью нашего исследования являлось выявление донозологических изменений физиологических систем организм при кратковременной адаптации.

Адаптация новых сотрудников

Найм сотрудника – длительная и сложная процедура. Работник еще не приступил к своим обязанностям, а в него уже вложены финансовые и временные ресурсы. Любой работодатель заинтересован в том, чтобы адаптация новых сотрудников проходила как можно быстрее. Что для этого можно предпринять:

1. Разработать план адаптации.Это пособие для кадровой службы и руководителя новичка, где поэтапно отражены мероприятия по введению сотрудника в курс дела. Сюда можно включить:

  • Ознакомительную экскурсию. Не стоит пренебрегать этим, часто сотрудник стесняется спросить, где находится столовая или комната отдыха.
  • Внутренние правила и нормы: режим труда и отдыха, правила пользования мобильным телефоном в рабочее время, график совещаний и мероприятий по тимбилдингу, принятый в компании дресс-код.
  • Прием сотрудника на работу: подписание трудового договора, выпуск приказа о приеме на работу, запись в трудовой книжке.
  • Знакомство сотрудника с тем, как происходит обмен информацией в компании: через мессенджеры, почту или с помощью CRM-системы, а также выдача логина и пароля от корпоративной почты.

Любая компания развивается, вместе с ней меняются и регламенты, поэтому план нужно периодически актуализировать: убирать лишнее и дополнять новой информацией.

2. Провести обучение или тренинг.Это могут быть мероприятия, разработанные для обучения новых сотрудников или общие занятия для всех работников. Они могут быть индивидуальными или групповыми, например, готовый вводный видео-курс в корпоративной системе обучения.

3. Прикрепить наставника.Именно наставнику новый сотрудник может задать любые вопросы по организации работы, коммуникации с другими отделами и прочим важным нюансам.

4. Наладить общение с непосредственным руководителем.Новичок должен получать обратную связь от своего начальника. Возможно, на это стоит выделить специальное время, когда можно будет задать все вопросы и получить отзыв о своей работе

Руководителю важно обратить внимание на признаки дезадаптации в поведении сотрудника:

  • снижение работоспособности в течение последнего времени;
  • плохие отношения с коллективом;
  • пренебрежение нормами корпоративной культуры;
  • нарушения дисциплины;
  • зависимость от наставника или руководителя;
  • снижение мотивации.

5. Включить новичка в жизнь коллектива.Нужно обязательно представить сотрудника коллективу, рассказать, что будет входить в его обязанности, по каким вопросам к нему можно будет обращаться. Если организация большая, лучше продублировать эту информацию в рассылке по электронной почте.Также для этого подходят мероприятия по тимбилдингу. Новичок может проявить себя в спортивных состязаниях или творческих проектах. Не все готовы сразу активно включаться в корпоративную жизнь, но если человек проявляет инициативу – нужно дать ему эту возможность.

Анна Леонова, сотрудник отдела мотивации и адаптации персонала ICL Services:

Приспособления к экстремальным условиям обитания

Растения и животные, обитающие в пустынях и полярных областях Земли, также приобретают ряд специфических адаптаций. У кактусов листья преобразовались в колючки (уменьшение испарения и защита от выедания животными), а стебель превратился в фотосинтезирующий орган и резервуар воды. Пустынные растения имеют длинную корневую систему, позволяющие добывать воду с большой глубины. Пустынные ящерицы могут обходиться без воды, поедая насекомых и получая воду путем гидролиза их жиров. У северных животных кроме густого меха имеется также большой запас подкожных жиров, уменьшающий охлаждение тела.

Факторы развития

Приспособляемость человека зависит не только от его способностей и внутренних резервов организма. Внешние условия тоже влияют на процесс. В материальной среде выделяют такие факторы – искусственные предметы (техника). В социальной – общественный прогресс, этнос, условия жизни и т.п.

Важно! Природные факторы – это климат, катаклизмы, растительный и животный мир, который окружает индивида. Каждый день человек сталкивается с негативными факторами

Он даже не задумывается о том, что такое адаптация, и как она проявляется. Ему приходится дышать грязным воздухом, испытывать электромагнитное излучение и т.п. Все это отрицательно влияет на здоровье

Каждый день человек сталкивается с негативными факторами. Он даже не задумывается о том, что такое адаптация, и как она проявляется. Ему приходится дышать грязным воздухом, испытывать электромагнитное излучение и т.п. Все это отрицательно влияет на здоровье.

Каждый может в разном состоянии войти в процесс приспособления. Один человек быстро справляется со стрессом, привыкает к новым условиям, другому – на это потребуется больше времени.

Среди терминологии можно встретить слово «адаптивность», оно означает способность индивида приспосабливаться к условиям среды. Ученые считают, что на скорость влияют средовые и субъективные факторы.

К первой группе относят характер деятельности, условия проживания, социальную среду. Вторая группа – это пол, возраст, психофизиологические особенности. В научном обществе нет единого мнения о том, какая группа оказывает большее влияние на развитие адаптивности.

Существует еще одна теория. В ней выделяют всего четыре психологических фактора приспособляемости: когнитивный, эмоциональный, мотивационный, практический. Все они важные в равной мере. Например, при положительной мотивации индивид лучше приспосабливается. Адаптация происходит только при осуществлении деятельности, так как в процессе вырабатывается новая модель поведения.

Детская адаптация к социуму

В настоящее время тема адаптации детей к социуму все больше выходит на первый план и волнует не только родителей, но и общество в целом. И хотя многие родители считают, что взаимодействие последнего с детьми начинается с детского сада, это далеко не так.

Процесс адаптации начинается гораздо раньше — когда родители впервые выводят малыша на прогулку, когда он первый раз попадает на детскую площадку, где может познакомиться со своими сверстниками. То, насколько дети быстро смогут приспособиться к окружающей их новой среде, во многом зависит от их родителей.

Поэтому в понятие адаптации детей к социуму входит помощь, которую они оказывают им в раннем возрасте (с 1 года до 3 лет), обучая маленького ребенка общению с людьми, играм со сверстниками, умению отстаивать свое мнение и т. д.

В этот период начинает проявляться уникальность и индивидуальность маленького человечка, и окружающие его взрослые должны сделать все, чтобы создать крепкий фундамент для становления будущей личности, полноправного члена нашего общества.

Какие существуют принципы адаптивности?

На каких принципах базируется адаптивность?

  1. На гомеостатическом – когда человек стремится к равновесию своего внешнего и внутреннего мира. В каких бы условиях человек ни жил, он всегда будет стремиться к тому, чтобы сохранять равновесие, спокойствие. Если обстоятельства будут меняться, то человек будет меняться вместе с ними в том направлении, где он снова будет ощущать себя более-менее сбалансированно, спокойно.
  2. На гедонистическом – когда человек стремится в любой ситуации получить как можно больше удовольствия и уменьшить количество страданий, особенно избежать отрицательных эмоций. Так, даже в плохой ситуации человек желает найти нечто полезное для себя, чтобы снизить уровень своего страдания.
  3. На прагматическом – когда человек желает затрачивать как можно меньше усилий, получая при этом как можно больше выгоды для себя. Человек по своей сути ленивое существо. Поэтому он готов принять абсолютно немыслимое решение и считать его правильным, если оно позволяет ему получать максимальную выгоду, затрачивая на это минимальное количество усилий.

перейти наверх

Виды и формы адаптации

Процессы, которые объединяет под собой термин адаптация включают в себя не только психические процессы, а и физиологические. Чтобы лучше понимать и отслеживать их в различных случаях, было проведено разделение понятия адаптация на несколько форм.

Адаптация сопровождает человека в течение всей его жизни, и сферами ее проявления являются следующие:

  • социальная – наиболее разнообразная, включающая в себя нравственные, правовые, политические и прочие сферы;
  • социально-психологическая – эта область относится к процессам психологических связей и отношений личности, а также участию ее в исполнении социально-психологических ролей;
  • профессиональная – сюда же входит и учебная деятельность;
  • экологическая – относится к области отношений личности с экологической средой

По этим сферам определяют и виды адаптации.

Биологическая

Главное проявление биологической адаптации – эволюция. Она является показателем того, что виды, если они не способны приспосабливаться к изменениям окружающей среды, обречены на вымирание. При этом выживают только сильнейшие, которые не просто способны приспосабливаться к изменениям, но и продолжают размножаться. В психологии такой вид адаптации является способностью приспосабливаться к происходящим в окружающем мире изменениям, которые возникают по причине эволюции.

Данная форма адаптации расценивается и как показатель здоровья и патологии. При состоянии «здоровье» адаптация проходит максимально эффективно. Если ее оценка попадает под категорию «патология», то приспосабливаемость затягивается, а способность к ней снижается. В результате этого человек заболевает. Если же способность к адаптации отсутствует полностью, то диагностируется состояние дезадаптации, которая является психической проблемой.

Социальная

Это сложная форма психической адаптации, при которой группа лиц или один человек приспосабливается к социальным особенностям общества, являющимся условиями, позволяющими воплощать в реальность жизненные цели. При такой форме адаптации происходит привыкание к процессам учебы или работы, отношениям с теми или иными людьми, а также культурному уровню среды, в которой приходится находиться, и возможным в данный момент условиям для развлечения и отдыха.

Фото: arel.edu.tr

Социальная адаптация может протекать активно или пассивно. В первом случае осознанно проводятся изменения в собственной жизни, которые направлены на перестройку своей жизнедеятельности с целью скорейшего и максимального приспособления к новым условиям. Во втором случае активного приспособления не происходит, и в своей жизнедеятельности человек ничего или почти ничего не изменяет. Первый вариант адаптации является более эффективным, так как позволяет человеку самому контролировать происходящее в его жизни и регулировать ее.

Проблемы в социальной адаптации возникают достаточно часто, и обычно они оказываются связаны со сложными ситуациями при выстраивании отношений с трудовым или учебным коллективом. Также могут иметь место нежелание или неспособность человека к учебе и работе. Решение проблемы при этом требует индивидуального подхода в зависимости от того, чем она спровоцирована и насколько сам индивид понимает ее наличие.

Этническая

Это разновидность социальной адаптации, которая включает в себя приспособление этнических групп к среде, где они находятся по причине расселения. Оно в свою очередь представляет из себя выстраивание отношений в зависимости от социальных норм и моральных ценностей общества.

Часто этнические меньшинства сталкиваются с проблемами адаптации по причине расистского отношения со стороны местного населения и социальной дискриминации. Расовые конфликты усложняют процесс адаптации.

Фото: rock-cafe.info

Этническая адаптация относится к крайне сложным областям приспособления и затрагивает не только психологические, но и юридические особенности конкретной страны или региона. При переселении этнических групп на территории других стран, культура которых разнится в значительной степени с той, которая имела место на родине переселенцев, возникает целый ряд вопросов и внутренних конфликтов, когда приходится решать, необходимо или нет полностью менять свои традиции, перенимая местные, изменять отношения и мировоззрение. Для каждого случая все проблемы требуют отдельного рассмотрения и оценки.

Психологическая

Эта форма адаптации определяет то, какой будет социальная жизнь конкретного индивида. При этом происходит подстраивание под требования общества и их принятие или непринятие. Если устоявшийся порядок индивидом не принимаются, то он может расцениваться как нарушитель, который имеет сложности с адаптацией.

Замри или умри!


0 Не все животные в минуту опасности спасаются бегством. Есть и особые хитрецы: они научились притворяться мертвыми, чтобы хищники принимали их за падаль. Так, раненый или сильно испуганный опоссум способен мастерски имитировать смерть. Он не просто падает и лежит неподвижно — у него стекленеют глаза, изо рта течет пена, а анальные железы испускают секрет с отвратительным запахом. Понюхав тело мнимого мертвеца, хищники, как правило, уходят. Говорят, что опоссум так вживается в образ, что остается недвижим, даже если его потрогать ногой или перенести в другое место. Лишь спустя некоторое время он придет в себя и убежит. Таким же талантом «умирать» обладает свиноносая носатая змея из семейства ужеобразных: при угрозе она поворачивается брюхом кверху и застывает.

Проявления и методы адаптации

Основным и самым сложным видом адаптации для человека является социальная адаптация. Это активное развитие, при котором среда влияет на человека, а человек влияет на среду. Л. Выготский называл этот процесс слиянием активной и пассивной социальной роли.

Психологическая адаптация личности к группе происходит 3 способами:

  • самоизменение, в соответствии с требованиями группы;
  • изменение отдельных характеристик группы в соответствии с личными потребностями;
  • самоизоляция с использованием методов психологической защиты, постепенное вхождение в группу.

При первом методе адаптации психологи изучают качества личности, регулирующие скорость и успешность привыкания индивида к условиям существования в группе. К таким качествам относятся физиологические (тип нервной системы) и психологические (тип темперамента).

Группа в данном случае рассматривается как фон, под который подстраивается личность. При этом на самого индивида она влияния не оказывает, он меняет свое поведение самостоятельно.

Второй подход рассматривает роль группы в процессе личностной адаптации. Решающим моментом становится изначальный настрой группы по отношению к новичку: доброжелательный, нейтральный, настороженный.

Для третьего подхода представляет интерес двусторонний процесс: взаимодействие личности и группы. Чаще на начальном этапе сближения индивид взаимодействует не со всей группой, а с одной из подгрупп, в которую входит несколько лояльных человек. Такие подгруппы формируются незадолго после образования группы, они характеризуются относительной устойчивостью.

Попадая в малую подгруппу, индивид общается, усваивает правила поведения в группе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector